Механизм формирования общественно-государственного управления СКД

Государство и Об. призваны лишь стимулировать самоорганизацию СКД и саморазвитие К. посредством правовой, экономич., организац., кадровой и иной поддержки: они д. принять на себя создание соотв. инфраструктуры СКС, благоприятной культ. среды, реальных условий, способствующих удовл. и дальн. возвышению дух. потребностей и интересов чел.. развитию его способностей и дарований.

Социально-культурное строительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие замечания относительного характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство (термин «социально-культурное строительство» – условен). Отметим также, что в связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеет пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.

Правовые основы СКД вытекают из Конст. РФ, которая:

= провозглашает страну социальным Г., кот. осуществляет защиту прав и свобод чел.;

= гарантирует каждому свободу лит-го, худ-го, науч.-технич. и др. видов творчества;

= охраняет интеллектуальную собственность;

= обеспечивает каждому право на участие в культ. жизни и пользовании учр. К, на доступ к культурным ценностям.

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Это:

§ выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

§ художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

§ архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;

§ книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

§ эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: = стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; = действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; = возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; = меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: = формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; = создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; = формирование неискаженного исторического сознания; = создание единого культурного пространства страны.

Важное значение для управления в области культуры имеют = Закон РФ от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации»; = ФЗ РФ от 1 декабря 1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»; = от 22 августа 1996г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», = от 15 апреля 1998г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; = постановление Правительства от 25 марта 1999г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Компетенцию на определенных участках культурного строительства реализуют такие федеральные органы исполнительной власти, как: = Министерство культуры, = Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, = Государственный комитет по кинематографии, = Федеральная архивная служба. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов» в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения.

Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правите льства от 6 июня 1997г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей. Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например, Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ.

Основными задачами Министерства являются:

® осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

® содействие развитию национальных культур народов России; а определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

® разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;

® осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;

® управление деятельностью подведомственных организаций.

Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит ФЗ РФ от 29 декабря 1994г. который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

ФЗ РФ от 26 мая 1996г. определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях.

Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного, фонда Российской Федерации.

Развитие физической культуры, спорта и туризма является составной частью многоаспектной деятельности государства по охране здоровья граждан.

Физическая культура как часть рассматриваемой отрасли управления представляет собой систему государственных и общественных форм деятельности, направленной на организацию процессов физического воспитания населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и куль туры граждан РФ. Эта система включает: = физическое воспитание в образовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебных физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях; = физическую культуру в учреждениях организациях, на предприятиях и их объединениях, по месту жительства граждан и местах массового отдыха; = физкультурно-оздоровительную работу в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах; = физическую подготовку военнослужащих и личного состава правоохранительных органов; = физическую культуру и спорт инвалидов.

Туризм это вид путешествий, в которых развлечения и отдых органически объединяются с образовательными целями. Распоряжением Правительства от 17 декабря 1999г. определены конкретные мероприятия реализации второго этапа (1999-2005 гг.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в РФ», утверждённой постановлением Правительства от 26 февраля 1996г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: