Технологии разработки и реализации региональных СК программ

Региональная целевая комплексная программа – согласованная по времени и средствам совокупность эко., соц., научных, производственных и организац. мероприятий, направленных на достижение четко сформулированной цели эконом., науно-техн., общественного и культурного развития, осуществляемых под единым организационно-эконом.руководством.

Региональная СК программа – это комплекс мероприятий, взаимоувязанных по испольнителям, ресурсам, месту и времени, направленных на решение проблем культуры.

Причем в состав этого комплекса могут входить как научно-технические, так и произв., орган-ые, управленческие и соц.мероприятия. решающим признаком принадлежности программы к разряду ск является не характер мероприятий, а формулировка программной цели!

Сегодня особую актуальность приобретают вопросы планирования на уровне региона. В процессе проектирования необходимо учитывать различия в культуре, традициях, обычаях, свойственных разным нациям и народностям, населяющим тот или иной регион.

Важным моментом является координация усилий различных ведомств, производственных коллективов, учреждений, планирующих скмероприятия в пределах своей компетентности. На практике они оказываются теснее связанными с решениями соц.задач отрасли, нежели региона.

Опыт разработки комплексных ск программ в Атлайском крае (1989-1996) показывает, что решать проблемы необходимо в несколько этапов:

1. Диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.

Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования – необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.

Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы.

2. Нормативно-прогнозный - предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

3. Концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

а) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).

б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории.

4. Проектно-планирующий - переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Этот этап предполагает широкое привлечение всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики к процессу проектирования.

5. Исполнительско-внедренческий – создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями.

6. Контрольно-коррекционный - обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.

Досуг в существенной степени ответственней в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; досуг нормирует и развивает личность;

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретении полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне и внешне;

- досуг детей выступает как своеобразная "зона ограниченного вмешательства взрослых";

- досуг способствует объективной самооценке детей;

- досуг формирует позитивную Я-концепцию;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

- досуг нормирует социально значимые потребности личности и нормы повеления в обществе;

- досуг есть активность контрастирующая с полным отдыхом;

реальный досуг нельзя отождествлять с мнимым досугом;

природе детского досуга чужда оппозиция "учебное время досуг (как часть внеучебного времени);

детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

детский досуг широк в своем понимании. Функции досуга:

1. самореализационная функция - х арактерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций по воспитанию детей, подростков и юношества.

Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст.

2. творческая функция - способствует развитию творческих способностей. Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. и т.п.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах.

Такие формы досуга как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и др. благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

3. Функция коммуникативная - воспитание умений и навыков общения.

В сфере досуга дети, подростки и юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Досуг это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни и, таким образом, осуществляется мировоззренческая функция.

4. просветительская функция - Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знаний

Важным и рекреативным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших нормах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения.

14.2. Специфика коммуникативных nрoцeccoв в социально-культурной сфере.

Коммуникация (лат.) – делаю, связываю, общаюсь

Философское значение социальной коммуникации – обмен информацией между людьми посредством общего для них знаковой системы.

Особенности Соц.коммуникации (С.К.):

· целесообразна и функциональна, т.е. всегда, когда мы вступаем в коммуникацию мы имеем цель;

· появление новых каналов и средств передачи не означает отмирание или вытеснение старых, но стимулирует их модернизацию.

Структура коммуникативного процесса и его основные процессы:

Аристотель выделил 3 основных компонента: оратор-речь-аудитория – это классическая триада.

Модель Лассуэла была разработана в 30-е гг. включает в себя 5 компонентов: кто говорит, что говорит, по какому каналу, с каким эффектом, кому сообщает.

Модель разработанная в Стендфорском унв-те. ИСКП – и теория многоступенчатого потока информации.

И –источник И (создатель сообщения). Он д.всегда ориентироваться на получателя.

С – сообщение – И, к-ю передает источник получателю. Сообщения бывают закодированными в систему знаков и импульсов. Он д.владеть системой знаков и импульсов.

К – канал – средство, с помощью которого передается сообщение: устный канал (вербальный / невербальный), документальный, электронный канал.

П – получатель И.

Амер.ученый Клаппер установил, что И. от источника к получателю проходит через многочисленную систему различных обстоятельств причин – «факторы посредники». Это предрасположенность чел-ка к какой-либо чоц.группе; предрасположенность чел-ка к той или иной информации; межличностное распространение информации; влияние мнений лидеров на распространение И.

Этапы коммуникативного процесса:

· Замысел текста информации

· Сбор информации

· Анализ И.

· Составление и написание текста сообщения

· Распространение текста и.

· Знакомство с текстом

· Осмысление текста

· Использование текста

· Обратная связь!!

Виды С.К.. В зависимости от участников комм.процесса выделяют след. виды коммуникаций:

· Микросоц-я (межличностная) – контакт на псих.ровне

· Мидисоциальная (групповая коммуникация)

· Макросоциальная коммуникация (массовая)

В зависимости от использование каналов:

· Неформальная ком-я (непосредственное общение)

· Формальная ком-я (общение через посредника), которая берет на себя функции отбора, распространения и хранения и.

Блоки и., передаваемые по неформальным каналам: семейные нормы и традиции, фольклор, суеверия, бытовая и.

Специфика С.К.:

· Коммуникация осуществляется в сфере свободного времени, на основе интереса Например, в деловой среде – только во время работы

· Неформальный характер коммуникации в отличие от деловой

· В коммуникации участвуют разновозрастные, професс и т.п. люди

· Содержание ком-ции м.б.различной: эстетич., нравств.

· Многообразие форм ком-ции (140 форм досуг.деят-ти)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: