Источники парламентского права

Под источником права понимается признаваемая государством форма выражения норм права.

Парламентское право состоит из достаточно большого круга источников.

1. Конституция РФ: определены принципы организации парламентской деятельности, закреплен статус Федерального Собрания, его структура, предметы ведения и полномочия парламента России, предусмотрено создание и функционирование законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

2. Федеральные законы: регулируют правоотношения, возникающие в процессе обеспечения формирования и деятельности российского парламента и законодательных органов государственной власти субъектов Федерации.

от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, от 12 июня 2002 г. N° 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, федеральные законы о формировании палат Федерального Собрания.

3. 30 декабря 2008 г. появился и такой источник парламентского права, как закон РФ о поправках к Конституции РФ. В этот день был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 7-ФКЗ об увеличении срока полномочий депутатов Государственной Думы до пяти лет.

4. Федеральные конституционные законы:

17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации,

от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ “О внешней разведке”, от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ “О государственной охране”, от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ “О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации”

5. указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 169 “О полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации”;

Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 549 Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе,

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 94 утверждено Положение о полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

6. постановления Государственной Думы и Совета Федерации. При этом нормативный характер носят постановления Государственной Думы по вопросам амнистии. Велика значимость, например, постановления Совета Федерации по вопросам утверждения указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.

7. регламенты палат Федерального Собрания. Их основное предназначение сводится к регулированию внутренней деятельности Государственной Думы и Совета Федерации. Право на принятие палатами Федерального Собрания своих регламентов закреплено в ч. 4 ст. 101 Конституции РФ.

По своему содержанию регламенты являются нормативными правовыми актами, определяющими порядок реализации определенных в Конституции РФ и соответствующих законах полномочий федерального парламента и его палат, региональных законодательных органов, а также порядок формирования их внутренних структур – комитетов, комиссий и других органов. Таким образом, регламент – это подзаконный акт, принимаемый не для развития норм Конституции и соответствующих законов, а для определения порядка реализации содержащихся в них правовых предписаний, закрепляющий определенные парламентские процедуры.

Содержащиеся в регламентах нормы, как правило, носят организационный и процессуальный характер. Однако их неисполнение при принятии какого-либо акта влечет за собой признание такого акта неправовым (незаконным). Это свидетельствует об особой значимости регламентов и является существенной гарантией их соблюдения. 8. Подрегламентные акты - внутренние локальные акты, регулирующие отдельные стороны деятельности Государственной Думы, ее Аппарата. Такие акты также относятся к источникам парламентского права. Их принимают обе палаты Федерального Собрания. Подрегламентные акты – это относительно самостоятельный вид нормативных актов, принимаемых на основе действующего законодательства в развитие отдельных норм регламентов палат Федерального Собрания. Они имеют локальный предмет нормативного регулирования, принимаются органами палат, отвечающими за правильное применение регламентов палат, либо руководителями палат и руководителями аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы. Цель этих актов – определение порядка решения конкретных вопросов, возникающих в процессе деятельности палат, но не урегулированных регламентами. Исходя из предметов регулирования можно выделить три основные группы подрегламентных актов Государственной Думы. В первую группу входят акты по вопросам организации законодательной деятельности палаты; во вторую – по вопросам работы комиссий Государственной Думы и Аппарата Государственной Думы; в третью – по организационно-техническим вопросам обеспечения работы палаты и ее Аппарата.

9. правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в ряде его постановлений и определений, а также правовые позиции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, касающиеся деятельности региональных законодательных (представительных) органов государственной власти (Данная точка зрения не соответствует мнению ряда ученых, полагающих, что правовые позиции не могут быть отнесены к источникам права, так как Конституционный Суд РФ не является нормотворческим органом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: