Предмет и метод российского парламентского права

Парламентское право имеет определенную специфику предмета и метода правового регулирования.

Специфика предмета парламентского права:

Отношения между парламентом как представительным и законодательным органом и народом и межинституционные отношения.

Отношения организационного и процессуального характера (парламентские процедуры и парламентский процесс). Регулируются отношения, в основном, актами регламентарного характера.

Методы правового регулирования парламентского права характеризуются как императивно-властным воздействием, так и координирующим воздействием, а во многих случаях используются согласительные процедуры и механизмы.

Специфика парламентского права заключается в его двухуровневости, в связи с этим своеобразие предмета правового регулирования парламентского права состоит в том, что федеральный парламент и парламенты субъектов РФ не соподчинены. В то же время, принцип единства государственной власти предполагает организацию функционирования законодательной власти как федерального, так и регионального уровня в соответствии с основами конституционного строя.

Для реализации правовых норм используется определенный набор методов. Под правовым методом понимается совокупность особых приемов и способов правового регулирования определенных общественных отношений. В парламентском праве используются практически те же методы, что и в конституционном праве. Прежде всего императивный метод. Он проявляется, например, в определении общеобязательных правил для участников законодательного процесса при внесении законопроекта в Государственную Думу. Но более распространенным методом парламентского права является метод согласования позиций различных участников парламентских правоотношений. Он применяется, например, в случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона, когда обе палаты создают согласительную комиссию и наделяют ее правом корректировать текст закона. К этому методу примыкает метод координации, используемый, например, при объединении усилий различных участников парламентских правоотношений для разработки новых законопроектов или при организации парламентских слушаний.

К методам парламентского права относятся контроль и мониторинг. В процессуальной деятельности парламент России, его палаты, законодательные органы субъектов Федерации используют свои властные полномочия, проверяют исполнение подконтрольными органами законодательных предписаний. Контроль как метод деятельности законодательных органов используется, например, при рассмотрении законодательными органами вопросов исполнения бюджетов. В отличие от контроля мониторинг представляет собой деятельность парламентов и структурных подразделений по наблюдению за исполнением законодательства неподконтрольными им государственными органами и организациями. Данный метод, например, используется при подготовке Советом Федерации, законодательными органами субъектов РФ ежегодных докладов о состоянии законодательства соответственно в Российской Федерации и в ее субъектах.

Неподчиненность парламентам органов исполнительной власти, их взаимодействие на основе конституционного принципа самостоятельности повлекли за собой необходимость использования в рамках парламентских отношений метода рекомендаций. Этот метод чаще всего используется законодательными органами при проведении правительственных часов и парламентских слушаний, а также при издании методических рекомендаций по вопросам оформления законопроектов, другим вопросам, раскрывающим сущность юридической техники.

4. Нормы парламентского права: виды и особенности.

5. Система парламентского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: