Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология государства проводится с позиции двух подходов: формационном (марксистском) и цивилизационном. Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
|
|
Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства и права с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Значение типологии государств заключается в следующем:
- является ключом для правильного понимания процесса естественно-исторического развития государства;
- способствует пониманию явлений перехода государства от одного качественного состояния к другому;
- вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства;
- помогает определить общие закономерности и особенности развития конкретного государства на конкретном этапе его развития;
- позволяет выделить общее, особенное и единичное, характерные для различных типов государств;
- широкие обобщения становятся реальностью;
- обогащает методологический инструментарий, позволяющий глубже проникнуть в сущность и содержание государства, определить роль и задачи государства переходного периода.