Вопрос 53

Важной частью методического раздела программы является обоснование «непосредственных» методов сбора эмпирических данных. Рассмотрим особенности содержания и применения основных из них. Фактически любое научное знание начинается с наблюдения – непосредственного восприятия действительности. Наблюдение в социологии – это метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяется в сочетании с другими методами сбора информации. Контролируемое наблюдение – это наблюдение, в котором элементы изучаемой ситуации заранее определены и именно они являются объектом внимания наблюдателя. Неконтролируемое наблюдение – это наблюдение, в котором элементы, подлежащие изучению, заранее не определены и наблюдатель определяет и фиксирует их в ходе наблюдения. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка на объекте и предмете наблюдения; доказательство выдвинутых гипотез; уточнение результатов, полученных другими способами и т. д. Наблюдение – это один из основных способов сбора данных, который либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методов, либо применяется на заключительной стадии массовых исследований для уточнения и интерпретации основных выводов. Социолог в своей работе чаще всего имеет дело с письменными документами, представленными либо в статистической форме (отчетные документы), либо в виде статей, очерков, заметок в СМИ. Эти и другие документы можно изучать двумя способами: традиционным (неформализованным); формализованным. Традиционный анализ документов – это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение рабочих гипотез, тщательное изучение анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Применение контент-анализа целесообразно: когда требуется высокая степень точности или объективности анализа; при наличии обширного по объему и несистематизированного мате-риала, когда использование традиционного метода затруднено; при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью; когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемой информации, его специфические характеристики. Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение; оценка эффекта воздействия сообщения..

Социологический опрос – еще один метод СИ – это обращение к респонденту с вопросами, ответы на которые раскрывают изучаемую проблему. Исследователь прибегает к методу опроса в тех случаях, когда источником необходимой информации могут быть непосредственные участники изучаемых явлений и процессов. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках опрашиваемых. Виды социологического опроса: письменный (анкетный опрос); устный (интервью); заочный (почтовые, телефонные, с помощью прессы); очный; экспертный; массовый. Очень эффективным при изучении малых групп является метод социометрии. Анкетный опрос – один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые, являющиеся носителями информации, отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов.

Интервью – это беседа, проводимая по заранее намеченной теме, которая раскрыта в специально подготовленном опроснике. Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако это не совсем так. Интервьюер выступает в роли исследователя, который не только задает вопросы, но и направляет разговор, делая это незаметно.

Метод социометрии используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе определить его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного анализа коллектива. Его суть – сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанных членами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображения индивидуального выбора проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д. Выбираемые критерии должны: быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респондентов): предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной си-туации.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов – экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в СИ: ценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза – обмен мнениями, предполагающий единовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление до-минирующей позиции по дискутируемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: