Методическое обеспечение – это особый вид деятельности, направленный на совершенствование методики, применяемой в практике социокультурных учреждений.
Механизм методического обеспечения заключается в обеспечении постоянной информационной связи как по «вертикали», т.е. между теорией и практикой социально-культурной деятельности, так и по «горизонтали» - на уровне практики.
Функции методического обеспечения:
1. Общие, характеризующие методическое обеспечение как разновидность управленческого процесса:
· целеполагание;
· прогнозирование;
· планирование;
· организация;
· учет, контроль и регулирование.
2. Специфические, присущие собственно методическому обеспечению и отличающие этот вид деятельности от других:
· Познавательная функция связанна со сбором, обработкой и анализом информации об опыте социально-культурной деятельности, а также запросах и потребностях специалистов в методическом обеспечении.
· Конструктивная функция связанна с разработкой программ совершенствования социально-культурной деятельности на основе создания, конструирования тех или иных методик или их элементов.
|
|
· Функция внедрения выполняет роль посредника между субъектом (методист) и объектом (специалист социокультурной сферы) методической деятельности, между наукой и практикой. Осуществляется эта деятельность в двух направлениях:
Ø с помощью разного рода методических документов, т.е. опосредованного воздействия на специалистов;
Ø в процессе непосредственных контактов со специалистами с использованием методов разъяснения, показа, наблюдения, оценки, исправления, корректировки, поправки и пр.
Функция внедрения включает в себя две подфункции:
§ Информационно-методическое обслуживание осуществляется на двух этапах. На первом выступают специалисты социально-культурной сферы. Их профессиональные запросы и квалификационный уровень определяют отбор содержания и форм социально-культурной деятельности. На этом этапе важно установить непосредственный отношения методических органов, методистов со специалистами на местах. Исследование и учет профессиональных запросов специалистов социокультурной сферы служит сближению субъекта и объекта методического обеспечения. Кроме этого важно развитие и формирование запросов и потребностей в необходимости совершенствования методик. На втором этапе задачи информационно-методического обслуживания состоят в переходе от удовлетворения запросов специалистов к удовлетворению потребностей потребителей социокультурных услуг.
§ Стимулирование. Важно создавать такие отношения между методическими органами и специалистами социально-культурной сферы, при которых последние были бы заинтересованы во внедрении нового.
|
|
Каждая специфическая функция методического обеспечения претворяется в жизнь посредством основных направлений методической работы. Эти направления выражают содержание труда, направленного на разработку рекомендаций, объясняющих пути и способы их внедрения с целью дальнейшего совершенствования методов деятельности специалистов социально-культурной сферы.
Познавательная функция реализуется через такие направления методической работы:
· сбор, обработка и первичный анализ информации о состоянии социально-культурной деятельности;
· изучение потребностей специалистов в методическом обеспечении;
· оценка и отбор передового опыта социально-культурной деятельности, а также вычленение устаревшего и требующего изъятия опыта.
Конструктивная функция реализуется через следующие направления:
· разработка рекомендаций по совершенствованию методики социально-культурной деятельности;
· моделирование методик социально-культурной деятельности.
Функция внедрения в свою очередь также обусловливает наличие соответствующих направлений деятельности:
· внедрение нового, прогрессивного опыта в практику;
· информационно-методическое обеспечение внедрения нововведений в практику;
организационное сопровождение процессов внедрения новшеств в практику.