I. Биосфера, ее структура и функции

Организационная структура системы противодействия терроризму в Российской Федерации

Государственная стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации

Стратегическая цель государственной политики. Основная цель государственной стратегии противодействия терроризму — обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от тер рористических угроз путем упреждения террористических акций и максимально эффективного их пресечения.

Замысел государственной стратегии противодействия террориз му — формирование комплексной эффективной системы, объединяющей силы и средства борьбы и противодействия терроризму на национальном и международном уровнях, предусматривающей его ликвидацию либо минимизацию его общественно-опасных последствий на территории России и других стран, в которых действуют террористические организации, угрожающие безопасности России, создание условий по устранению причин терроризма.

Стратегическая цель государственной политики — создание эффективной государственной системы противодействия терроризму на основе:

  • создания единой государственной системы управления в кризисных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций в любой форме и соответствующей складывающейся оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;
  • координации деятельности федеральных органов исполнитель ной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, в том числе на ядерных объектах, а также с использованием средств массового поражения.

Достижение указанной стратегической цели государственной политики возможно на основе результатов соответствующей корректировки существующей нормативно-правовой базы и разработки новых законодательных актов, отвечающих требованиям современных реалий. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Действующие на территории нашей страны незаконные вооруженные формирования тесно связаны с зарубежными экстремистскими кругами, а сохранение террористической угрозы как фактора нестабильности в нашей стране отвечает интересам ряда мировых держав, стремящихся под предлогом ведения «глобальной войны против терроризма» получить односторонние геополитические и геоэкономические преимущества. Таким образом, цели рассматриваемой государственной стратегии могут быть достигнуты только при условии адекватного воздействия на зарубежные политические, идеологические, пропагандистские, финансовые, материально-технические и кадровые источники террористической угрозы и силы, заинтересованные в сохранении этой угрозы в качестве средства давления на Российскую Федерацию и ее ослабления.

В рамках реализации замысла и достижения основной цели государственной стратегии противодействия терроризму необходимо проделать значительную превентивную работу.

Следует развить общегосударственную систему мер профилактики терроризма — превентивную систему, охватывающую структуры исполнительной власти и правоохранительные органы, общественные организации и конфессиональные институты.

Превентивная система должна включать:

  • доктрину безопасности, одновременно являющуюся определенной идеологией или системой целей, способной объединить общество;
  • систему законов, позволяющих защитить интересы общества на ранних стадиях подготовки наиболее опасных преступлений;
  • общественную систему безопасности, включающую совокупность государственных органов, общественных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять террористической угрозе, иным криминальным вызовам.

Приоритетные задачи государства в борьбе с терроризмом. Необходимо создание соответствующего комплекса мер правового характера. Важнейшей задачей укрепления международной правовой базы антикриминальной деятельности является формирование единого международного организационно-правового поля борьбы с организованной преступностью и терроризмом, включающего:

  • ясное и общепризнанное определение современных криминальных вызовов, в том числе и терроризма;
  • адекватную юридическую основу для проведения практических мер по розыску и наказанию исполнителей, организаторов террористических акций;
  • создание глобальной системы противодействия терроризму и другим угрозам и вызовам;
  • налаживание практического сотрудничества региональных организаций;
  • развитие взаимодействия внешнеполитических ведомств и непосредственно правоохранительных органов разных стран на много- и двустороннем уровнях;
  • осуществление комплекса мер по нейтрализации политики «двойных стандартов» в оценке фактов борьбы с терроризмом (это необходимо сделать как в рамках деятельности Европарламента и ОБСЕ, так и в практике деятельности Конгресса США);
  • формирование единого для всех стран списка террористов, международных террористических организаций, контроль за перемещением их членов, движениями средств на банковских счетах;
  • тесное информационное взаимодействие правоохранительных органов разных стран.

На законодательном уровне должны быть приняты правовые решения, обеспечивающие органам исполнительной и судебной власти возможность эффективно противодействовать легализации («отмыванию») доходов, полученных в результате преступной деятельности, а также направляемых на финансирование терроризма.

Необходимо создание системы организационных и практических мер. В борьбе с организованной преступностью и терроризмом основу должна составлять глубокая, активная и наступательная работа правоохранительных органов.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти должна стать более целенаправленной и скоординированной по следующим направлениям:

  • перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей и баз бандформирований;
  • проведение единой для всех органов государственной власти информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям;
  • создание сети информационных источников, обеспечивающей получение достоверной информации о Местонахождении или передвижении любого лидера бандгруппы;
  • поддержание физической защиты объектов и систем, обеспечивающих сохранность опасных материалов в состоянии, исключающем проведение террористического акта, хищения материалов с целью последующего использования для совершения террористического акта.

Приоритетные задачи государства в борьбе с терроризмом: формирование основ политики в этой борьбе; совершенствование правовых механизмов профилактики разных видов терроризма и пресечения его проявлений; разработка методологии выявления и устранения социальных источников, причин и условий, способствующих развитию террористических проявлений, мониторинга текущего состояния и прогнозирования развития терроризма.

Кардинальная борьба с терроризмом только силами органов государственной власти и органов правопорядка невозможна. Это — задача общегосударственного масштаба. Для ее решения необходимо вовлечение всех государственных институтов, общественных объединений, партий, религиозных организаций, средств массовой информации, законопослушных граждан. Наконец, успех в противодействии терроризму может быть достигнут только при наличии всесторонне развитого гражданского общества.

Органы государственной безопасности должны формировать условия, препятствующие несанкционированным действиям в отношении опасных объектов и материалов, неконтролируемому использованию и распространению опасных материалов и технологий, контролировать выполнение требований в этой области, принимать меры к устранению нарушений.

Основная цель государственной стратегии противодействия терроризму достигается в результате решения соответствующих основных задач, которые можно разделить на три группы.

Первая группа задач:

  • противодействие зарубежным террористическим и экстремистским структурам, инспирирующим экстремизм и терроризм в России;
  • недопущение переноса на территорию Российской Федерации их деятельности;
  • • борьба с эмиссарской деятельностью, проводимой с легальных и нелегальных позиций на территории России;
  • «предотвращение и срыв попыток действующих в России структур экстремистского толка по установлению контактов и взаимодействия с зарубежными экстремистскими и террористическими структурами;
  • выявление, предупреждение и пресечение деятельности зарубежных экстремистских и террористических структур, а также российских преступных организаций (сообществ) по финансированию, материально-техническому обеспечению и вооружению действующих на территории России экстремистских и террористических структур;
  • недопущение формирования на территории Российской Федерации устойчивых очагов диверсионно-террористической деятельности и распространения их влияния на другие регионы страны;
  • предупреждение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений террористического характера на территории России;
  • обеспечение антитеррористической и противодиверсионной защищенности важных стратегических объектов оборонно-промышленного, ядерно-энергетического, химико-биологического и топливно-энергетического комплексов, а также других особорежим-ных объектов экономики, высокорисковых производств, Вооруженных сил Российской Федерации, транспорта и связи, критически важных элементов информационной инфраструктуры России, важных объектов жизнеобеспечения страны, государственного управления и объектов массового сосредоточения людей (массовых общественно-политических мероприятий);
  • • участие во взаимодействии с иностранными государствами в борьбе с международным терроризмом.

Вторая группа задач:

  • совершенствование общегосударственного механизма противодействия терроризму, предусматривающего выработку общегосударственной системы мер борьбы с ним, создание адекватного антитеррористического законодательства, эффективное взаимодействие в этой области различных субъектов антитеррористической деятельности, а также целенаправленное руководство ими со стороны органов государственной власти;
  • участие в создании и реализации действенной системы социального, криминологического и специального предупреждения терроризма на ранней стадии, проведение профилактических мер в отношении организаций, групп лиц в связи с обоснованными подозрениями о наличии у них замыслов (устремлений) террористического характера;
  • содействие качественному увеличению и целевому использованию социально-экономического и информационно-пропагандистского потенциала страны для предупреждения и сокращения масштабов экстремизма и терроризма;
  • выявление причин и условий, порождающих терроризм и способствующих его проявлениям на территории России, а также своевременное принятие мер по их устранению.

Третья группа задач:

  • развитие и совершенствование научно-технического, материально-технического и кадрового обеспечения антитеррористической деятельности;
  • развитие и совершенствование нормативно-правовой базы взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности в Российской Федерации; разработка целевых программ по наиболее важным направлениям противодействия терроризму, наставлений и методик по проведению антитеррористических мероприятий и их пропагандистскому обеспечению;
  • развитие и совершенствование механизмов взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности на межведомственном и международном уровнях.

Основные принципы борьбы с терроризмом. Основные принципы борьбы с терроризмом в Российской Федерации и противодействия его проявлениям:

  • обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций и ответственности за ее результаты;
  • приоритет мер предупреждения терроризма;
  • комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
  • приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
  • минимальные уступки террористу;
  • минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций;
  • соответствие мер противодействия и борьбы с терроризмом международно-правовым актам;
  • обеспечение права общественности и граждан на широкое участие в противодействии терроризму в форме предупреждения и пресечения террористических проявлений.

Система противодействия терроризму. Совокупность субъектов, осуществляющих комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и способствующих терроризму, по борьбе с терроризмом, минимизации последствий террористического характера составляет систему противодействия терроризму (рис. 6).

Основная цель системы противодействия терроризму — обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических акций, максимально эффективное их пресечение.

К субъектам противодействия терроризму относят: федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации.

Основные мероприятия, проводимые субъектами по противодействию терроризму подразделяются: на политические, организационные, социально-экономические, информационно-пропагандистские, правовые, специальные.

В целях реализации единой государственной стратегии противодействия террористической деятельности и иным формам экстремизма, угрожающих основам конституционного строя Российской Федерации, обеспечения согласованного функционирования государственного механизма борьбы с терроризмом, эффективной координации в сфере противодействия терроризму, контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений в указанной сфере формируется система органов и сил по предотвращению и ликвидации проявлений терроризма на территории Российской Федерации. Основные задачи данной системы:

  • формирование основ государственной политики в области противодействия терроризму, в том числе выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной области;
  • координация деятельности и организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму;
  • взаимодействие с органами государственной власти, а также общественными объединениями, религиозными организациями, средствами массовой информации и гражданами по вопросам противодействия терроризму;
  • мониторинг развития политических, социально-экономических и иных процессов в Российской Федерации и мире, влияющих на обстановку в сфере противодействия терроризму;
  • разработка и контроль реализации общегосударственных мер, профилактика проявлений терроризма, в том числе по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;
  • организация контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму, оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области противодействия терроризму;
  • организация, координация и обеспечение оперативного реагирования на кризисные ситуации, связанные с проявлениями терроризма па территории Российской Федерации, своевременное информирование о кризисных ситуациях Президента, Правительства Российской Федерации и о предпринятых мерах по их локализации;
  • организация контроля операций с денежными средствами и иным имуществом в целях предупреждения финансирования терроризма;
  • организация необходимых административно-правовых, контрольных, регистрационных и надзорных мер и полномочий в сфере противодействия терроризму;
  • участие в организации и осуществлении международного сотрудничества, в том числе в подготовке международных договоров Российской Федерации в области противодействия международному терроризму;
  • определение приоритетных направлений научных исследований и опытно-конструкторских разработок в интересах противодействия терроризму, а также участие в организации разработок и внедрения новых технологий, методов и средств антитеррористической деятельности;
  • рассмотрение вопросов, касающихся социальной защиты лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом и реабилитации лиц, пострадавших от террористической акции.

Правительство Российской Федерации Федеральная антитеррористическая комиссия

Порядок построения системы противодействия терроризму. Перечислим основные законы, которые определяют порядок построения системы противодействия терроризму: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О милиции», «О чрезвычайном положении», «О безопасности», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О государственной охране», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». К числу ведомств, чьи силы и средства привлекаются к антитеррористической деятельности наряду с упомянутыми в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» Федеральной службой безопасности (ФСБ России), Министерством внутренних дел (МВД России), Службой внешней разведки (СВР России), Федеральной службой охраны (ФСО России), Министерством обороны (МО России), относится МЧС России (рис. 7) и некоторые другие ведомства и организации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является головным субъектом, проводящим мероприятия по пресечению террористической деятельности, осуществляющим борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводит предварительное расследование уголовных дел о таких преступлениях, решая следующие задачи:

  • выявление террористических групп и отдельных террористов;
  • предупреждение деятельности отдельных террористов и террористических групп;
  • разоружение незаконных вооруженных формирований и бандформирований, прекращение их деятельности;
  • поиск и прекращение деятельности главарей незаконных вооруженных формирований, их задержание;
  • поиск и ликвидация лагерей незаконных вооруженных формирований, крупногабаритных тайников;
  • поиск и ликвидация подпольных предприятий, обеспечивающих деятельность террористических организаций;
  • задержание и ликвидация караванов с оружием, материально-техническими и финансовыми средствами, предназначенными для террористических групп и организаций;
  • участие в пределах своей компетенции в защите объектов от террористических устремлений;
  • освобождение захваченных террористами заложников;
  • освобождение захваченных террористами зданий органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций, дипломатических и консульских представительств иностранных государств, а также представительств зарубежных и международных организаций на территории России;
  • пресечение террористических акций на стратегических объектах;
  • участие в обеспечении физической безопасности должностных лиц, подлежащих государственной защите;
  • обеспечение физической безопасности оперативного состава, членов их семей от покушений со стороны террористических структур, отдельных террористов;
  • • обеспечение физической безопасности лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами безопасности, членов их семей, а также свидетелей, участвующих в уголовных процессах по делам о преступлениях террористического характера.

Правительство Российской Федерации

Федеральная антитеррористическая комиссия

В зависимости от опасности террористических угроз и вероятных последствий, масштабов проведения специальных операций управление ими может осуществляться на федеральном, региональном (в пределах федерального округа) уровнях и уровне субъекта Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации решает следующие задачи:

  • организует и проводит комплексные предупредительно-профилактические мероприятия антитеррористического характера, включая перекрытие каналов поступления террористическим группам финансовых средств, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, других средств поражения;
  • организует взаимодействие с субъектами антитеррористической деятельности;
  • организует и осуществляет силами ОВД выявление и устранение причин, способствующих подготовке и совершению преступлений террористического характера;
  • разрабатывает и реализует планы ОВД по предупреждению преступлений террористического характера;
  • организует розыск лиц, совершивших преступления террористического характера, уклоняющихся от следствия и суда;
  • организует информирование населения и средств массовой информации о состоянии и мерах по борьбе с преступлениями террористического характера.

В кризисных ситуациях террористического характера МВД России (в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти выполняет следующие задачи:

  • пресечение и ликвидация последствий террористических акций (совместно с ФСБ, Минобороны России, МЧС, Минздрав-соцразвития России и другими привлекаемыми ведомствами);
  • ликвидация незаконных вооруженных формирований (совместно с Минобороны России, ФСБ, Минздравсоцразвития России и другими привлекаемыми ведомствами);
  • освобождение заложников (совместно с ФСБ, Минобороны России, МЧС, Минздравсоцразвития России и другими привлекаемыми ведомствами);
  • участие в предотвращении и пресечении вооруженного мятежа (совместно с ФСБ, Минобороны России и другими привлекаемыми ведомствами);
  • предупреждение и пресечение захвата важных объектов (совместно с Минобороны России, ФСБ, Министерством транспорта и связи России, Минпромэнерго России и другими привлекаемыми ведомствами).

Служба внешней разведки Российской Федерации обеспечивает безопасность учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами России, их сотрудников и членов их семей; осуществляет сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

Федеральная служба охраны Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • прогнозирует и выявляет угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществляет комплекс мер по предотвращению этой угрозы;
  • обеспечивает безопасность объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
  • обеспечивает в пределах своих полномочий организацию и функционирование президентской связи;
  • участвует в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  • защищает охраняемые объекты;
  • выявляет, предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах.

Министерство обороны Российской Федерации организует подготовку и использование сил и средств в случае террористического акта в воздушном пространстве и в территориальных водах Российской Федерации, обеспечивает защиту от террористических посягательств объектов Вооруженных сил Российской Федерации, вооружения и боеприпасов, находящихся на вооружении или на хранении в войсковых частях, участвует в проведении контртеррористических операций на военных объектах и в случае возникновения масштабных террористических угроз безопасности государства.

В целях недопущения террористических актов воинские части и подразделения Вооруженных сил Российской Федерации могут привлекаться для решения следующих задач:

  • проведение комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению возможных террористических актов на военных объектах;
  • усиление охраны и обороны складов, баз, арсеналов с вооружением и боеприпасами, жилых зон военных городков, казарм и т.д.;
  • контроль в зонах ответственности;
  • проведение тренировок по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры и жизнедеятельности войск;
  • поддержка других силовых структур при организации противодействия террористическим группам и организациям;
  • поиск и обезвреживание взрывоопасных предметов.

Федеральная антитеррористическая комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Ее правовое положение определено Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Федеральной антитеррористической комиссии» от 10.12.2002 № 880.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также заинтересованными организациями.

В настоящее время созданы антитеррористические комиссии в федеральных округах и региональные антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах и руководители субъектов Российской Федерации возглавляют соответственно окружные и региональные антитеррористические комиссии. Окружные и региональные антитеррористические комиссии являются координационными органами, обеспечивающими взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Комиссии взаимодействуют с Федеральной антитеррористической комиссией, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими заинтересованными ведомствами и организациями.

Краткая характеристика российских субъектов борьбы с терроризмом. Группа «Вымпел». Самым известным силовым подразделением внешней разведки СССР была группа «Вымпел». Созданная в 1981 г. для специальных операций, она входила в управление «С» Первого главного управления КГБ.

Предшественницами «Вымпела» были группы «Зенит» и «Каскад». Бойцы «Вымпела» освобождали заложников, боролись с террористами, проводили специальные операции, имели уникальный опыт разведывательной и диверсионной работы. В состав «Вымпела» входило около тысячи человек.

После событий августа 1991 г. группа «Вымпел» была передана в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ). В 1992 г. после создания Министерства безопасности Российской Федерации группа «Вымпел» вошла в его состав.

В 1993 г. группа была передана в Главное управление охраны Российской Федерации. После октябрьских событий, когда и «Вымпел», и «Альфа» отказались штурмовать здание Российского парламента, «Вымпел» передали в ведение МВД. Из нескольких сотен человек надеть милицейские погоны согласились далеко не все. Одни ушли в Службу внешней разведки, помогали вывозить наших людей из горячих точек Африки. Несколько человек работают в МЧС. Некоторые вернулись в ФСБ, в только что созданное Управление специальных операций (теперь это управление «Вымпел» Антитеррористического центра ФСБ).

Подразделение «Вымпел» участвовало в операциях в Афганистане, Мозамбике, Анголе, Вьетнаме, Никарагуа.

За все время существования «Вымпела» погибло несколько десятков человек: в основном в Афганистане, а потом в операциях внутри СССР.

Группа «Альфа». Группа была создана в 1974 г. по специальному распоряжению главы КГБ Ю.В.Андропова. В СССР раньше не существовало специальных подразделений по борьбе с терроризмом, не было четкой тактики тренировок, методик и планов штурма помещений с заложниками, естественно, что широкий опыт зарубежных команд не мог быть использован из-за холодной войны. В ходе экспериментов подбиралось наиболее подходящее вооружение, специальные боеприпасы, лучшая подвижная техника.

Задачу группы бесспорно определил Ю. В.Андропов еще во время ее создания: противоборство организованному терроризму. Весь мир потрясли тогда недавние события Мюнхенской олимпиады 1972 г., когда боевики группы «Черный сентябрь» организовали захват заложников и в результате неумелых действий полиции Германии погибли и были ранены израильские спортсмены.

В нашей стране тоже могли произойти подобные события, а противостоять им было некому.

В мире участились захваты гражданских авиалайнеров. Нейтрализация террористов с минимальной угрозой для жизни заложников стала основной задачей «Альфы».

Первая операция была проведена группой 28 марта 1979 г., когда в американское посольство в Москве проник неизвестный гражданин СССР, он требовал беспрепятственного въезда в США, угрожая взрывом 2 кг тротила; террориста удалось обезвредить выстрелом снайпера «Альфы».

Следующей операцией «Альфы» стало свержение режима Амина в Афганистане. 27 декабря 1979 г. после высадки в Баграме группе была объявлена задача. Разведка показала, что дворец Амина — трехэтажная крепость — стоит на высоте, откуда прекрасно просматривалась окружающая местность. Национальная гвардия (личная охрана Амина) в составе 200 человек находилась в одном из зданий дворца. Еще две казармы с 2000 боевиков располагались в непосредственной близости. Подъезд был возможен только по извилистой горной дороге, которая простреливалась с позиций дворца, кроме того, оборона была укреплена 11 танками, два из которых были просто вкопаны по башни у главных ворот. Чуть ниже дворца располагались штаб армии с группой охраны, а также пункт жандармерии.

Штурмующие разделились на два отряда: «Зенит» и «Гром». «Зенит» состоял из сотрудников КГБ (группы «Вымпел») и должен был пробраться к дворцу по пешеходной канатной дорожке. «Гром» на четырех бронетранспортерах — прорваться к главным воротам по горному серпантину. Вот такой отряд из 52 человек без прикрытия артиллерии, авиации, разведки должен был штурмом взять хорошо укрепленный дворец с более чем 2000 человек охраны, хотя известно, что для успешного штурма количество штурмующих должно превосходить противника в 2 — 3 раза.

Операция началась со взрыва колодца связи прямо на глазах у опешивших афганских военных: в результате Кабул — столица Афганистана — был отрезан от внешнего мира. Еще одна группа начинает штурмовать Министерство иностранных дел (Царандой). Она встречает жесткое сопротивление. Другая группа берет штаб ВВС, причем быстро и без единого выстрела, афганцы складывают оружие. Начинается штурм дворца Амина. Несколько офицеров «Грома» удачно захватывают танки, стоящие у ворот. По стенам крепости ведут огонь БТР, но безрезультатно (слишком крепкие стены). По движущимся БТР открывают плотный огонь из гранатометов.

В первые же минуты боя ранены 13 бойцов «Грома». Наконец штурмующие врываются во дворец. Сверху летят гранаты. Погибают Геннадий Зудин и Дмитрий Волков. Продолжается зачистка второго этажа. В результате убит Амин. Еще несколько десятков афганских гвардейцев сдается в плен. Организован медпункт. Бойцы «Альфы» занимают оборонительные позиции во дворце. Всего операция продолжалась около 45 минут.

В итоге власть Амина в Афганистане пала. Трое бойцов — Д. Волков, Г.Зудин (посмертно) и В.Карпухин получили звезды Героя Советского Союза, шестеро — ордена Ленина.

В 1980—1990-е гг. «Альфа» специализировалась на операциях по освобождению заложников. Все они по мнению профессионалов были уникальны: скоротечны, дерзки, четко спланированы, без задействования большого количества живой силы и боевой техники.

Напомним еще о некоторых операциях труппы «Альфа».

1981 г., 27 декабря. В Сарапуле Удмуртской ССР двое военнослужащих, вооруженных автоматами АК-74, самовольно покинули свою часть и взяли в заложники 10-й класс одной из школ — 25 детей и их учительницу, выдвинув требования — самолет и право вылета за границу. Переговоры проводят успешно и в заложниках остаются только 7 человек. Прибывает «Альфа». Удается освободить всех заложников без единого выстрела.

1983 г., 18 ноября. Чрезвычайная ситуация в Грузии (Тбилиси), «Альфа» поднята по тревоге. Пятеро вооруженных преступников захватили самолет. Преступники ведут себя крайне жестоко: убиты двое пилотов, до смерти замучена бортпроводница; требуют вылета за границу. «Альфа» занимает позиции. Несколько бойцов проникают в забаррикадированную кабину пилотов. Преступники убивают еще двоих заложников. Отдан приказ на штурм. Захват длится 17 с. Один террорист убит, еще один покончил жизнь самоубийством. Заложники освобождены, пострадавших при освобождении нет.

1986 г., 20 сентября. В Башкирии трое солдат срочной службы покидают свой пост с оружием, захватывают такси. Неожиданно появляется милицейский УАЗ. Решив, что он едет за ними, солдаты открывают огонь и убивают двоих сотрудников ОВД. Один из солдат выпрыгивает из такси, а позже сдается властям, двое направляются в аэропорт, где захватывают только что приземлившийся Ту-134. В прошлом террористы проходили тренировку по антитеррору на самолетах. Требуют лететь в Пакистан. Бортпроводнице удается уговорить освободить часть заложников (всего 46 человек). Прибывает «Альфа». Преступники требуют наркотики, туда добавляют снотворное. Один из солдат отключается, затем засыпает и другой. Стюардесса забирает пулемет и выбегает с оставшимися заложниками из самолета. Один из террористов просыпается, понимает ситуацию. Будит второго, у них остается автомат АК-74. «Альфа» получает санкцию прокурора и начинает штурм из кабины пилотов. Сразу же убит один из солдат, другой пытается поднять автомат, но его быстро обезвреживают.

• 1988 г., 2 декабря. Аэропорт Минводы. Четверо вооруженных бандитов во главе с уголовником Якшиянцем берут в заложники класс детей в экскурсионном автобусе. Ситуация угрожающая. «Альфа» на месте, ее командир ведет переговоры. Террористы требуют самолет (пункт назначения — Израиль), 2 млн долларов, оружие и бронежилеты. Спецназ не решается рисковать жизнями детей и все требования выполняются. Путем переговоров удается освободить всех детей и учительницу, самолет с бандитами вылетает в Израиль, где его сажают на военный аэродром. Военные требуют сдать оружие и деньги, террористов отправляют в тюрьму. Вскоре их экстрадируют в СССР на ими же захваченном самолете.

г., 11 августа. В Сухуми в одной из тюрем произошел бунт заключенных. У них заложники, крупный арсенал оружия. Требования — микроавтобус и самолет. «Альфа» располагается на местности. Разрабатывается план штурма. Решено брать террористов во время посадки в микроавтобус. Для этого его начиняют специальной взрывчаткой. Однако происходит сбой и взрыв раздается через 10 секунд после положенного времени. Пока бойцы преодолевают расстояние до машины, по ним открывают огонь. Один сотрудник ранен в шею. Одновременно другой отряд взрывает металлическую дверь и люк в стене и штурмует остальных бандитов. Ситуация решена, заложники не пострадали.

г., 11 января. Группа из 67 человек прибывает в Вильнюс. Цели: ликвидация трех пунктов телерадиовещания. Их осаждает многотысячная толпа демонстрантов. Группе удается прорваться к телецентру. Наних нападают демонстранты, бойцы отбиваются прикладами и свето- шумовыми гранатами. У д а е т с я проникнуть внутрь, один из бойцов «А л ь -ф ы» получает п у л ю в спину и погибает. Против спецназа охрана телецентра применяет водометы, включает систему пожаротушения и использует ядовитый газ фреон. Наконец «А л ь ф а» отключает трансляцию и укреп ляется внизу. Ни один из демонстрантов в результате действия «А л ь ф ы» не пострадал.

1 9 9 5 г., 17 июня. «А л ь ф а» брошена на штурм Буденновской больни цы, где находится 250 боевиков и более 2000 заложников. Операция по ряду причин, не зависящих от «Альфы», срывается. Потери составляют 5 человек убитыми и 18 ранеными. Террористы потеряли 68 человек.

В августе 1991 г. группа «Альфа» перешла в подчинение Президентов СССР и РСФСР; затем была передана в состав Главного управления охраны, а с августа 1995 г, — в Антитеррористический центр ФСБ (в настоящее время — Центр специального назначения Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ).

Около 60 лет назад выдающийся русский ученый академик В.И. Вернадский разработал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной живыми организмами. В.И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на организмы, но и на среду обитания. Он выявил геологическую роль живых организмов и показал, что их деятельность представляет собой важнейший фактор преобразования минеральных оболочек планеты. Он писал: “На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”. Более правильно, поэтому определять биосферу как оболочку Земли, которая населена и преобразуется живыми существами.

В составе биосферы различают:

· живое вещество, образованное совокупностью организмов;

· биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, каменный уголь, известняки и др.);

· косное вещество, образующееся без участия живых организмов (основные породы, лава вулканов, метеориты);

· биокосное вещество, представляющее собой совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов (почвы).

Эволюция биосферы обусловлена тесно взаимосвязанными между собой тремя группами факторов: развитием нашей планеты как космического тела и протекающих в ее недрах химических преобразований, биологической эволюции живых организмов и развитием человеческого общества.

Границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов. Верхняя граница проходит примерно на высоте 20 км от поверхности планеты и отграничена слоем озона, который задерживает губительную для жизни коротковолновую часть ультрафиолетового излучения Солнца. Таким образом, живые организмы могут существовать в тропосфере и нижних слоях стратосферы. В гидросфере земной коры организмы проникают на всю глубину Мирового океана – до 10-11км. В литосфере жизнь встречается на глубине 3,5-7,5 км, что обусловлено температурой земных недр и уровнем проникновения воды в жидком состоянии.

Атмосфера. Газовая оболочка состоит в основном из азота и кислорода. В небольших количествах в ней содержится диоксид углерода (0,003 %) и озон. Состояние атмосферы оказывает большое влияние на физические, химические и биологические процессы на поверхности Земли и в водной среде. Для биологических процессов наибольшее значение имеют: кислород, используемый для дыхания и минерализации мертвого органического вещества, диоксид углерода, участвующий в фотосинтезе, и озон экранирующий земную поверхность от жесткого ультрафиолетового излучения. Азот, диоксид углерода, пары воды образовались в значительной мере благодаря вулканической деятельности, а кислород – в результате фотосинтеза.

Гидросфера. Вода – важный компонент биосферы и один из необходимых факторов существования живых организмов. Основная ее часть (95%) находится в Мировом океане, который занимает около 70 % поверхности Земного шара и содержит 1 300 млн. км.

Большое значение имеют газы, растворенные в воде: кислород и диоксид углерода. Их содержание широко варьируется в зависимости от температуры и присутствия живых организмов. В воде содержится в 60 раз больше диоксида углерода, чем в атмосфере.

Гидросфера формировалась в связи с развитием литосферы, которая в течение геологической истории Земли выделяла большое количество водяного пара.

Литосфера. Основная масса организмов, обитающих в пределах литосферы, находится в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров. Почва включает минеральные вещества, образующиеся при разрушении горных пород, и органические вещества – продукты жизнедеятельности организмов.

Живые организмы (живое вещество). Хотя границы биосферы довольно узки, живые организмы в их пределах распределены очень неравномерно. На большой высоте и глубинах гидросферы и литосферы организмы встречаются относительно редко. Жизнь сосредоточена главным образом на поверхности земли, в почве и приповерхностном слое океана.

В распределении живых организмов по видовому составу наблюдается важная закономерность. Из общего числа видов 21 % приходится на растения, но их вклад в общую биомассу составляет 99 %. Среди животных 96 % видов беспозвоночные и только 4% позвоночные, из которых только десятая часть – млекопитающие.

Таким образом, в количественном отношении преобладают формы, состоящие на относительно низком уровне эволюционного развития.

Масса живого вещества составляет всего 0,01-0,02% от косного вещества биосферы, одна она играет ведущую роль в геохимических процессах. Вещества и энергию, необходимую для обмена веществ, организмы черпают из окружающей среды. Огромные количества живой материи воссоздаются, преобразуются и разлагаются.

Ежегодно благодаря жизнедеятельности растений и животных воспроизводится около 10 % биомассы.

Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: