Ахундов

1 Абдурахман Джами (1414—1492) — иранский поэт-лтгрик.— 566.

2 Махмуд Шабустари (1260-^-1320) — великий азербайджан­ский мыслитель-пантеист. — 566.


3 Моллайи-PijMu Джелаледдин Мухаммед (1207—1273) — вид­ный иранский поэт-лирик, автор «Месневи», в котором пропове­довал пантеизм. — 569.

4 Имам — глава, духовный вождь мусульманской общины у шиитов, соответствует халифу. — 571.

5 Гурия — вечно молодая, вечно красивая райская дева. — 572.

6 Улем — ученый-богослов. — 573.

7 Шариат — (от арабского «шариа» — ясный путь, по которому надлежит следовать) — мусульманское законодательство, вклю­чающее нормы, регулирующие религиозные, брачно-семейные, гражданские, бытовые, уголовные и другие взаимоотношения, а также условия деятельности духовного суда. Законы шариата ис­ходят из Корана, Сунны, решений, полученных на основе соглас­ного мнения законоведов ислама. Созданный в VII—XII вв. ша­риат отстаивает феодальные отношения, основанные на эксплуа­тации человека человеком. В период развития в странах распро­странения ислама буржуазных отношений в нем возникают мо­дернистские течения, пытающиеся приспособить шариат к новым общественным условиям. В СССР нормы шариата, противореча­щие советским законам, как и шариатские суды, упразднены. — 574.

8 Под натуралистами Ахундов подразумевает материали­стов. — 574.

9 «Ответ философу Юму» представляет собой часть специаль­ной работы, посвященной причинности. Из первоначального на­броска видно, что в этой работе автор наряду с критикой субъек­тивизма, схоластического аристотелизма предполагал подробно из­ложить свои материалистические взгляды на причинность. К со­жалению, эта работа осталась незаконченной. — 576.

10 «Критика «Ек-Келъме»» — представляет собой выдержку из письма Ахундова к автору книги «Ек-Кельме» («одно слово») Мирзе Юсиф-Хану. В ней давалась резкая критика государствен­ного строя Ирана, отсталости, бесправия в этой стране. Все, что требуется, по мнению Юсиф-Хана, для устранения этих недостат­ков, заключено в одном лить слове — конституция. — 578.

11 Хиджаб — (арабское) покрывало. Здесь имеются в виду стихи Корана, в которых говорится о необходимости затворниче­ства женщин. — 579.

12 Туман — иранская монета, содержащая десять кранов; в За­кавказье десять рублей — червонец. — 580.

13 Зякат — согласно Корану, налог, взимаемый (формально) в пользу бедных. — 580.

14 Фитра и садага — материальная помощь, которую по зако­нам шариата должны добровольно оказывать мусульмане нуждаю­щимся. — 550.

15 Аараил — ангел смерти. — 581.

16 Намаз — ритуал-молитва, совершение которой обязательно для каждого мусульманина. — 581.

17 Омаиды — первая арабо-мусульманская династия халифов (661-750 гг.). — 581.

18 Абасиды— вторая арабо-мусульманская династия халифов •(750—1258 гг.), получившая свое название от Аббаса, одного из дядей Мухаммеда. — 581.


Саади (1184—1291) — знаменитый иранский поэт-лирик, ав­тор произведений «Гюлистан» и «Бустан». — 582.

20 Моллайи-Руми — см. примечание 3 к стр. 569 настоящего тома. — 583.

21 Шейх-уль-ислам (от арабск. старейшина) — почетный титул высших мусульманских богословов, а также титул главы духов­ного сословия. В османской империи шейх-уль-ислам считался высшим после халифа духовным лицом, входившим в правитель­ство на правах первого министра (великого визиря). — 583.

22 Месневи — восточная форма стихов, которая применяется главным образом для эпических поэм. В данном случае речь идет о произведении Моллайи-Руми, которое послужило Ахундову по­водом для критики восточного пантеизма. — 583.

23 Фена — одно из понятий в восточном -суфизме, означающее небытие, уничтожение, растворение. Ахундов дает следующее объяснение этому понятию: «Слово фена [...] означает состояние, не имеющее никакого отношения ни к материи, ни к простран­ству, ни к времени; состояние, в которое как будто перешло пламя потухшей свечи, т. е. жизни. Это небытие — достичь этого состоя­ния есть цель, к которой должен стремиться всякий мудрец и ради него уничтожить всякую привязанность к жизни, отрывать­ся от всякой земной цели, от всякого земного стремления. Одним словом, должен обращаться к монашеской жизни — к покаянию, к самоотречению, к самоумерщвлению и таким образом научить­ся приходить в исступление, исполнившись божественного энту­зиазма, и впадать в совершенный квиетизм или апатию вслед­ствие этого состояния, называемого фена — поглощение боже­ством, т. е. уничтожая себя в боге» (Ахундов. Философско-поли-тические произведения. Баку, 1940, стр. 195—196). — 584.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: