Человеческие ресурсы мирового хозяйства

Сведения о численности населения получают на основе регулярно проводимых (обычно один раз в 10 или 5 лет) всеобщих переписей населения, а в промежутках между ними — путем расчетов, опирающихся на данные переписей как на базу. Численность населения постоянно изменяется. Поэтому в сравнительном анализе необходимо принимать во внимание точный момент времени, к которому приурочена численность населения (обычно это либо дата переписи, либо начало, середина или конец года) и административные границы территории, на которой население живет.

Однако во многих странах переписей уже давно не было. В частности, к началу 1990-х гг. насчитывалось 40 стран (из 209), в которых переписи населения не проводились более 10 лет. Поэтому общая численность населения Земли должна рассматриваться не как точная величина, а лишь как приближенная к точной величине оценка. Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам ООН, составляла 2516 млн чел., в середине 1987 г. — 4994 млн чел. За 36 лет она увеличилась на 2478 млн чел. 11 июля 1987 г. ООН отметила дату рождения пятимиллиардного жителя Земли. А уже в 1995 г. население Земли составляло 5716 млн чел. Относительно быстрее растет население развивающихся стран. В целом за период с 1975 по 1995 г. оно увеличилось в 1,4 раза, в то время, как население экономически развитых стран –– всего на 89%. По основным регионам Земли темпы роста населения в эти годы распределились таким образом: население Африки увеличилось в 1,8 раза, Латинской Америки — в 1,5, Южной и Юго-Восточной Азии — в 1,5, Австралии и Океании — в 1,3 раза, Северной Америки — на 81,6%, Западной Европы — на 93%. В начале XXI в. почти 60% мирового населения проживало в Азии, около 12% — в Африке, 8% — в Латинской Америке, 3,2% — в Западной Европе, 2,6% — в России, 5% –– в Северной Америке, 0,9% — в Австралии и Океании. По прогнозам ООН численность населения Земли в 2010 г. составит 6985, в 2015 г. — 7469 млн. чел., а к 2050 г. — не менее 9000 млн. чел.

Для анализа трудовых ресурсов мира исходное значение имеет классификация народонаселения по критерию трудоспособности и по тесно связанному с ним возрастному критерию. В международной практике наиболее распространенным является определение трудоспособного возраста в рамках интервала от 16 до 65 лет, хотя по статистическим методикам ООН к категории «дети и юношество» относится население в возрасте до 18 лет, далее следует категория «молодежь и взрослое население» (от 19 до 65 лет) и категория «пожилые люди» — старше 65 лет.

По критерию трудоспособности выделяют население, во-первых, в трудоспособном возрасте, во-вторых, за рамками трудоспособного возраста (которое распадается на две подгруппы — моложе трудоспособного и старше трудоспособного возраста) и, в-третьих, нетрудоспособное население.

По продолжительности жизни человека страны можно разделить на 3 группы:

· Государства с высокой продолжительностью жизни (свыше 70 лет). Это экономически развитые страны с высоким уровнем ВВП на душу населения. К их числу относятся: Япония, где средняя продолжительность жизни 80 лет, Швеция — 78 лет, Нидерланды, Норвегия, Франция, Австрия — 77 лет, США, Канада, Австрия, Великобритания, Германия, Израиль — 75-65 лет.

· Государства со средним уровнем продолжительности жизни (70–55 лет). К этой группе относятся Китай, Румыния, Россия, Польша, Мексика, Бразилия.

· Государства с низким уровнем продолжительности жизни (ниже 55 лет). Это страны Африки и Юго-Восточной Азии: Сьерра-Леоне, Замбия, Мавритания, Нигер, Чад, Афганистан и т. д.

Трудовые ресурсы подразделяются также на категории работающего, экономически активного и занятого населения.

Работающее население — это фактически функционирующие трудовые ресурсы, включающие в себя работающих лиц, как трудоспособного, так и нетрудоспособного возраста — это, работающие подростки и пенсионеры (в развитых странах преобладают пенсионеры, а в развивающихся — дети и подростки).

Экономически активное население включает в себя всех работающих, безработных, но ищущих работу, и занятых неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (частично занятых). Экономически активное население не охватывает все элементы трудовых ресурсов, т. к. в его состав не входят люди, занятые в домашнем хозяйстве, студенты и другие виды обучающихся с отрывом от производства, военнослужащие, рантье и другие лица, по возрастным критериям относящиеся к трудоспособному населению, но не имеющие работы.

В системе рыночного хозяйства понятие экономически активного населения во многих аспектах соответствует понятию совокупного предложения на рынке труда. Общий объем трудовых ресурсов мировой экономики характеризует, в частности, тот факт, что к категории экономически активного относятся примерно 50% всего народонаселения планеты. Подавляющая часть –– 85% экономически активного населения — приходится на развивающиеся страны.

Категория занятого населения несколько шире категории экономически активного. К ней также относят всех работающих, а также студентов, военнослужащих; по некоторым трактовкам — людей, трудящихся в домашнем хозяйстве и выполняющих необходимые функции по обслуживанию семьи; в то же время в состав занятого населения не входят безработные.

Занятость, с точки зрения экономических позиций общества, — это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Предоставление возможности всем желающим и способным трудиться в общественном производстве ведет в идеале к полной занятости. Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких, как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и т. д.

За пределами занятости остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону. Решающее значение, с точки зрения развития самого общества, имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень, и качество жизни населения в целом, и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассматривать как продуктивную занятость, а соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости дает возможность определить рациональную занятость.

Какое значение имеют эти понятия для политики занятости на рынке труда?

Во-первых, они более точно определяют трудовой потенциал общества, участвующего в создании национального дохода, в условиях, когда участие и неучастие в общественном труде определяются не только экономическими факторами, но и потребностями самого человека, его приоритетами в сфере занятости и возможностями их реализации.

Во-вторых, они позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование, как в масштабах всей страны, так и по регионам с учетом их экономического и демографического развития.

В-третьих, появляется возможность более дифференцированно разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разрабатывать социальные программы, определять источники их финансирования и условия реализации.

Большое значение имеет анализ отраслевой структуры экономически активного и занятого населения. В доиндустриальную эпоху подавляющая часть трудовых ресурсов общества была занята в сельском хозяйстве. После машинного переворота стала быстро увеличиваться доля занятых в промышленности, а также на транспорте и в строительстве. В условиях перехода к постиндустриальному обществу и формирования современной системы сервисной экономики растет доля занятых в сфере услуг. В настоящее время, в традиционных отраслях высокоразвитых стран занято порядка 20–30% совокупной рабочей силы, в то время как все увеличивающаяся ее доля приходится на сферу услуг (в широком смысле, т. е. включая сферы здравоохранения, образования, научного обслуживания, информационные и деловые услуги, рекреационную сферу, бытовое обслуживание, государственный аппарат и т. д.). Быстро снижается доля занятых в сельском хозяйстве — по совокупности развитых стран она составляет 3–4% занятых (но при этом значительно варьируется в отдельных странах — так, в США в этой отрасли занято менее 1,5% работающих, в Италии — 15%, в Греции — около 40%).

В странах с переходной экономикой прослеживается:

· Быстрый рост доли занятых в сфере услуг.

· Сокращение доли занятых в промышленности и строительстве.

· Сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве.

В развивающихся странах:

· Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве (от 40 до 60%). Однако в НИС доля занятых в сельском и лесном хозяйстве находится на уровне, близком к показателям стран с переходной экономикой (в Южной Корее — 18%, в Бразилии — 25%, на Тайване — 16%).

· Доля занятых в промышленности и строительстве невысока. Так, в Египте и Пакистане она составляет порядка 20%, в Индонезии — 13%. Заметно выше этот показатель в Южной Корее –– 35% и Бразилии — 23%.

Изменения в отраслевой структуре рабочей силы во многом предопределяют сдвиги в ее профессиональной структуре. Это проявляется в изменении соотношения числа занятых по различным профессиям, образовании новых и исчезновении старых профессий. Отраслевая структура занятости населения напрямую корректируется структурой производства ВВП. Так, в развитых странах подавляющая часть населения занята в секторе услуг (60–70%), меньше — в промышленном производстве (25–35%) и в сельском хозяйстве (2–5%). В НИС это соотношение занятых по отраслям и сферам хозяйства составляет: 45–55%, 20–25% и 10–25%. В большинстве развивающихся стран, особенно в наименее развитых странах (НРС), значительная часть населения занята в сельском хозяйстве от 30% и более, в промышленности — 15%, в сфере услуг (35–45%).

Одной из важных особенностей развития и взаимодействия хозяйственных и демографических факторов в мировой экономике в последние десятилетия стала урбанизация.

Урбанизация — процесс опережающего роста городского населения и усиления роли городов, городского хозяйства и городского образа жизни в развитии экономики и общества в целом. Этот процесс получил развитие при переходе к индустриальной стадии цивилизации, но особенно усилился во второй половине XX в. Если в 1900 г. в городах проживало примерно 14% населения мира, то в 1970-е гг. — уже около 40%, а в настоящее время — 48%. Городское население преобладает в Европе, Америке и Австралии. При этом наиболее высокие показатели урбанизации наблюдаются в развитых странах, где доля городского населения (коэффициент урбанизации) составляет около 80%, в т. ч. в Великобритании и Германии — более 90%, в Швеции и Австрии приближается к этому уровню, в США, Японии, Канаде, Франции — около 80%. В Латинской Америке коэффициент урбанизации превышает 70%, в России он, по данным переписи населения 2002 г., равен 73,3%. В Азии и Африке преобладает сельское население, за исключением некоторых развитых и новых индустриальных стран. В целом в развивающихся странах доля городского населения составляет, по разным оценкам, от 34 до 40%.

Урбанизация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные обусловлены возможностями ускорения процессов научно-технического прогресса в условиях городского типа хозяйства на базе индустриальных и постиндустриальных технологий. В городах выше уровень образования и профессиональной квалификации работников, шире возможности реализации трудового и в целом, жизненного потенциала личности. Унификация городского образа жизни ведет к осознанию единства мировой цивилизации, к глобализации менталитета городских жителей.

В то же время концентрация большого количества людей на ограниченных пространствах имеет и много отрицательных сторон, особенно с экологической точки зрения. Сложнейшей проблемой городов является интенсивное загрязнение природной среды и возникновение больших объемов производственных и бытовых отходов. Негативной особенностью городского образа жизни являются также стрессы, постоянное психологическое перенапряжение в служебной и во внеслужебной обстановке, различные формы дискомфорта, обусловленные чрезмерными скоплениями людей и т. д.

Кроме того, в некоторых развивающихся странах получили распространение формы экономически неэффективной или «сложной» урбанизации, при которой доля городских жителей в общем населении страны ощутимо превышает их долю в экономически активном населении; в городах концентрируются значительные массы безработных, бездомных и других негативных явлений.

Во второй половине XX в. резко усилился рост крупных и сверхкрупных городов, возникло большое количество городских агломераций и мегаполисов. Соотношение понятий «агломерация» и «мегаполис» в современной литературе является неоднозначным; исходно под агломерацией понималось скопление поселений вокруг крупного города, а под мегаполисом — крупный город, но в настоящее время на практике грани между этими явлениями стираются, что и находит отражение в неопределенности терминологии.

В последнее время в мегаполисах концентрируется основной научно-технический, информационный, производственный, торговый и финансовый потенциал современного мирового хозяйства, что превращает их в территориально-организационные «базы», в центры сосредоточения транснационального капитала. Вместе с тем крупнейшие города и урбанизированные комплексы становятся своеобразными и относительно автономными социально-экономическими субъектами глобального масштаба, сопоставимыми по экономической мощи со средними и даже крупными государствами.

Процессы урбанизации развиваются неоднозначно, в последнее время проявляются и противодействующие им тенденции, особенно в высокоразвитых странах. Отмечено, что при достижении в некоторой стране уровня урбанизации порядка 70% дальнейший рост ее доли прекращается. В Западной Европе и на северо-востоке США процессы урбанизации стабилизировались, а в некоторых западноевропейских мегаполисах началось и сокращение населения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию экономически активное население.

2. Назовите проблемы динамики населения мира.

3. В чем заключаются диспропорции в распределении трудовых ресурсов по странам и регионам мира?

4. Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?

5. Является ли преимуществом для нынешнего экономического развития Индии высокая доля детей и подростков в возрастной структуре населения?

6. Почему демографический взрыв второй половины XX в. называется мировым?

7. Охарактеризуйте подходы к определению взаимодействия роста населения и экономического развития.

8. Охарактеризуйте основные направления демографической политики в группах стран с разным уровнем экономического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: