Регистрация СМИ. Плюсы и минусы регистрации сетевого издания

Государственная регистрация СМИ, в том числе и регистрация электронного СМИ – обязательная процедура, предшествующая выходу в свет любой серьезной газеты, журнала, теле- либо радио программы.

Действующий ФЗ «О средствах массовой информации» определяет, что регистрация СМИ (в том числе регистрация газеты) производится центральным либо территориальным органом Роскомнадзора – Федеральной службы, курирующей сферу связи, массовых коммуникаций и информационных технологий.

·Если планируемая область распространения средства массовой информация – территория более чем одного субъекта РФ (края, области, республики), вся Российская Федерация, либо зарубежье, регистрация СМИ осуществляется Федеральной службой (Москва).

·Если издание (программу) предполагается распространять в границах одного субъекта РФ, регистрация газеты (программы) происходит в территориальном отделении Роскомнадзора.

В конце 2011 года в российский Закон «О средствах массовой информации» были внесены изменения и дополнения, при помощи которых была создана, пусть и не всеобъемлющая, но достаточно стройная система правового регулирования Интернет-СМИ. Последние получили название «сетевые издания», под которыми понимаются сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированные в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом о СМИ
До «создания» СМИ учредителю СМИ необходимо провести собрание или заседание и запротоколировать свое соответствующее намерение (от учредителя — частного лица, естественно, проведения собрания не требуется). Столь же проста процедура регистрации. В государственный регистрирующий орган либо (в зависимости от региона предполагаемого распространения) в его территориальный орган учредителем СМИ подается заявление. Так как регионом распространения сетевых изданий является весь мир, то очевидно, что заявление подается в центральный офис регистрирующего органа. С 2009 года регистрирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Роскомнадзор входит в структуру Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи). Требования к содержанию заявления подробно изложены в Законе о СМИ (ст. 10). В нем должны быть указаны: 1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона; 2) наименование (название) средства массовой информации; 3) язык (языки); 4) адрес редакции; 5) форма периодического распространения массовой информации; 6) предполагаемая территория распространения продукции; 7) примерная тематика и (или) специализация; 8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации; 9) источники финансирования; 10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем. Так как заявление подается до выхода в свет самого СМИ, то некоторые из раскрываемых в нем сведений носят условный предполагаемый характер, например, тематика, объем и периодичность выпуска. Предполагаемая территория распространения продукции для СМИ в Интернете, в силу их глобального характера, обычно указывается как «зарубежные страны, Российская Федерация». В заявлении о регистрации сетевого издания необходимо дополнительно указать доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Требуется также предоставить копии документов, подтверждающие право использования этого имени сайта, заверенные в установленном законодательством РФ порядке с указанием паспортных данных физического лица — администратора доменного имени или ИНН, ОГРН юридического лица — администратора доменного имени. Следует ли регистрировать сетевое издание? В новой редакции статьи 8 («Регистрация средства массовой информации») Закона о СМИ говорится: «Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является». В этих двух предложениях говорится одно и то же: регистрация Интернет-СМИ в государственных органах является добровольным делом — при желании вы имеете такую возможность. При отсутствии такого желания принуждения не будет, но сайт в таком случае не будет рассматриваться как СМИ. Основные плюсы регистрации Интернет-СМИ - Получение «привилегий» редакций СМИ: 1. доступ к информации по запросу редакции; 2. получение аккредитации при госорганах; 3. получение экономических льгот. - Получение прав журналистов. - Возможность освобождения от ответственности. Только после регистрации в качестве СМИ работающие в них авторы и редакторы приобретают статус журналиста со всеми соответствующими ему правами. В частности, как журналисты они получают дополнительные (по сравнению с остальными гражданами) возможности по поиску и получению информации. Редакции зарегистрированного Интернет-СМИ легче получить аккредитацию при тех или иных государственных органах и органах местного самоуправления. На нее распространяются нормы статьи 57 Закона о СМИ об освобождении от ответственности. Результатом всех этих юридических плюсов является и дополнительный плюс психологический, ведь когда человек видит, что на интернет-странице написано «зарегистрирована в качестве СМИ, номер регистрации такой-то», то во многих случаях это вызовет к этой странице доверие: принадлежность к числу СМИ предполагает больший контроль за качеством и надежностью распространяемой информации. Основные минусы регистрации Интернет-СМИ - Наделение Интернет-СМИ обязанностями редакций по публикации опровержения (ответа). - Наделение сотрудников обязанностями журналистов. - Подчинение контрольным функциям Роскомнадзора, включая вынесения предупреждения и требование аннулирования регистрации в качестве СМИ. В случае если на сайте распространяется порочащая информация, то по решению суда, если эта информация признана недостоверной, ее могут обязать опровергнуть. В случае с зарегистрированными СМИ дать опровержение этой информации необходимо в порядке, предусмотренном Законом о СМИ. То же касается и реализации права на ответ. Журналист, в том числе журналист Интернет-СМИ — это лицо, которое занимается редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации. Наделение сотрудников Интернет-СМИ обязанностями журналиста означает необходимость соблюдения правил, которые необязательны для других граждан. Здесь есть важная тонкость. Заключается она в том, что, если свидетельство о регистрации СМИ аннулировано, это не означает, что сам сайт должен прекратить свое существование либо сменить название. Если в случае, например, с газетой аннулирование свидетельства означает смерть издания: газету запрещено выпускать без регистрации — то в ситуации с Интернет-СМИ это не конец сайта, это лишь прекращение регистрации в качестве СМИ. В случае нарушения закона ответственность за совершение противозаконных действий в зарегистрированном Интернет-СМИ либо просто в Интернете будет скорее всего той же. Это происходит в силу того, что законодательство и судебная практика приравнивают высказывания в Интернете к публичным высказываниям и призывам. Мера ответственности за распространение незаконных материалов в «публично демонстрирующемся произведении» обычно эквивалентна наказанию за то же деяние в СМИ. Число зарегистрированных в России Интернет-СМИ уже превысило шесть тысяч и прирастает последние несколько лет на тысячу с лишним каждый год.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: