Способность определения дрейфа судна. Учёт дрейфа и течения при счислении, точность счисления

Дрейф – снос судна с линии курса под совместным действием ветра и вызванного им волнения. Направление ветра определяется по той точке горизонта, откуда дует ветер (ветер дует в компас) и выражается в румбах или градусах. Говоря об определении и учёте дрейфа, под термином «дрейф» будем понимать результирующее отклонение судна с линии истинного курса. Угол a заключенный между линией ИК судна и ПУ, наз. углом дрейфа (путевым углом a). При смещении линии пути вправо a (+), при смещении влево a (-).

ПУa = ИК + (+\-) a;

Дрейф возникает под воздействием силы давления набегающего потока воздуха на надводную часть судна. Скорость и направление этого потока соответствует вектору скорости кажущегося (наблюдаемого) ветра.

,

где n - вектор скорости истинного ветра; V – вектор скорости судна; W – вектор скорости кажущегося ветра.

Угол дрейфа можно определить:

- по кильваторной струе

- из личного опыта

- по таблицам или номограммам

-

 
 

по ф-ле Дёмина

где W – скорость, q – КУ кажущегося ветра, V - скорость в узлах, k – коеф-т дрейфа (зависит от осадки судна),

Наиболее надежно угол дрейфа может быть определен путем сравнения действительного пути судна, полученного по обсервациям, с истинным курсом. Соединив обсервованные точки получают линию действительного перемещения судна, т.е. линию пути при дрейфе. Угол между линией пути и проложенной на карте линией ИК соответствует углу дрейфа.

Угол дрейфа может быть получен также путем пеленгования свободного плавающего предмета.

Иногда применяют приближенный способ путем измерения угла между кильватерной струей и диаметрально плоскостью судна. Для этого ставят визир пеленгатора параллельно кильватерной струе. Отклонение визирной плоскости от диаметральной плоскости судна укажет величину угла дрейфа.

При прокладке с учетом дрейфа возникают две задачи:

прямая – заключается в расчете ПУa по известному КК судна. При наличии угла дрейфа рассчитывается и прокладывается на карте

ПУa = ГКК + DГК + a

Пройденное по лагу расстояние Sл откладывается по линии пути, так как лак при a < 100 дрейф учитывает. Если же a > 100, то по линии пути откладывается расстояние

S = Sл´seca

обратная – в расчете КК по известному ПУa, когда требуется рассчитать ГКК, направление ПУ снимают с карты, после чего:

ГКК = ПУa - a - DГК

Для нахождения счислимой точки в момент траверза ориентира следует рассчитать ИП = ИК +\- 900 и линию пеленга провести до пересечения с линией пути.

Течения делятся на – постоянные, периодические (приливо - отливные, ветровые), временные (от сильных ветров, колебаний уровня моря, атм. давления, стока вод с материка).

Сведения о течениях можно выбрать из Атласов течений, лоций, навигационных карт.

Угол b – заключенный между линиями ИК и ПУ наз. углом сноса (b); он (+), если ПУb > ИК, и (-), если ПУb < ИК. Для ведения счисления необходимо знать угол b и истинную скорость V. Тогда:

ПУb = ИК + b

Совместный учет дрейфа и течения, прямая и обратная задачи. Общий угол сноса.

Прямая задача: После исправления КК к нему алгебраически прибавляют угол дрейфа. Полученный ПУ прокладывают на карте. По линии ПУ откладывают лаговую скорость (разность отсчетов лага за час, исправленную поправкой лага) или скорость по оборотам Vоб и далее строят скоростной треугольник.

Дано: КК, a 1) Кл = 1 + (Dл / 100)

2) d + d = DМК + КК = ИК + a = ПУa прокладываем на карте

3) Строим скоростной треугольник из которого определяем ПУ

4) ПУ - ПУa = b + a = с

5) ОЛ2 - ОЛ1 = РОЛ ´ Кл = S откладываем и.т.д.

Обратная задача: От точки начала учета суммарного сноса откладывают вектор течения и от его конца делают засечку на линии ПУ раствором циркуля, равным или Vоб. Таким образом получают скоростной треугольник на течении, затем проводят от начальной точки параллельно вектору скорости или Vоб линию ПУ, величину которого снимают с карты, Затем от ПУa вычитают алгебраически угол дрейфа и получают КК, после чего переводят ИК в КК для задания его рулевому.

Дано: ПУ 1) Сначала строим скоростной треугольник, находим из него ПУa, далее рассчитываем b = ПУ - ПУa, затем с = b + a после чего определяем ИК и.т.д.

1) ПУ - ПУa = b + a = с

2) d + d = DМК

3) ИК - d = МК - d = КК надписываем на карте

4) t = S / Vл

5) ОЛ4 = ОЛ3 + S и.т.д.

Учёт дрейфа при использования автоматического счисления координат сводится к введению дополнительной поправки курса, равной углу дрейфа судна. Для этого на приборе устанавливается поправка курса DКл, равная алгебраической сумме поправки компаса и угла дрейфа:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: