Точно так же, как на художественной картине определенное цветовое сочетание вызывает то или иное эмоциональное отношение, цветовая гамма на экране дисплея может оцениваться неоднозначно. Используя различные цвета при работе с дисплеем, следует учитывать, что в основе составления цветовых композиций лежат два метода:
создание цветовой гаммы по сходству или
по контрасту.
В том случае, когда за основу берется первый метод, создается цветовая композиция одного направления.
Например, ставится задача создать напряженную, горячую цветовую гамму. В основу такой гаммы естественно положить, например, черно-красный цвет. При этом можно ограничить количество цветов -не брать больше четырех. Не будет ошибкой, если, кроме ярко-красного, остальные три цвета будут родственными красному. Они могут быть менее интенсивными по спектру и тональному напряжению цвета, а поэтому будут эмоционально подчинены красному. В этом случае создается гармонически цельная и ясная гамма, но она однозначна и может производить впечатление монотонности. Возможно введение диссонанса, в данном случае -какого-нибудь холодного цвета, но здесь не следует забывать о чувстве меры, чтобы не разрушить впечатление цельности.
|
|
Составление цветовой композиции по методу контраста предполагает резкое противопоставление и столкновение двух-трех различных по своим изобразительным качествам цветов. Это могут быть красный и черный; белый, черный и красный; черный, желтый и красный. В основу здесь положен цветовой контраст в отличие от первого метода. Есть и одно общее, объединяющее оба метода, условие - это гармония: гармония масштабов, ритма, доминирования одного, ведущего цвета или цветового контраста, выражающих основную идею над всеми остальными цветами.
Иными словами, в любой цветовой композиции необходима ясность эмоционального замысла.
Использование возможностей цветового комбинирования зависит от вкуса и художественного чутья человека, составляющего программы. В большинстве случаев необходимы также консультации с художниками-оформителями.
Наиболее часто встречаются в практике следующие цветовые сочетания:
• белые буквы (графика, цифры) на синем или черном фоне;
• зеленые буквы на нейтрально сером, серо-голубом или черном фоне;
• желтые буквы на голубом и синем фоне.
Буквы текста, графики, цифры обозначаются чаще всего зеленым или желтым цветом, наименее утомительным для глаз.
Следует отметить, что, по сравнению с черно-белым, цветовое оформление кадра повышает его информативную восприимчивость от двух до пяти раз. Вместе с тем при изготовлении дидактических материалов в цветовом исполнении следует учитывать рекомендации, приведенные в таблице (см. на с. 53).