Электронные мультимедиаресурсы, используемые в обучении школьников

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИАРЕСУРСОВ И ИХ КОМПОНЕНТ

Упростить знакомство с электронными мультимедиаресур-сами, используемыми в обучении школьников, может изучение их классификации. В основе такой классификации могут лежать разные критерии.

Так, в частности, можно учитывать, что внедрение мульти-медиаресурсов в учебный процесс школы происходит в соответствии с двумя основными направлениями.

Образовательные мультимедиаресурсы, внедряемые согласно первому направлению, включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний школьников.

Второе направление внедрения мультимедиаресурсов представляет собой более сложный процесс, приводящий к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения информационных источников в отдельных школьных дисциплинах.

В данном случае речь идет о том, что основой для создания, описания, классификации и применения мультимедиаресурсов должны выступать психологический принцип деятельности и психологический принцип «выращивания».

Согласно первому принципу, развитие учащегося основывается на активном присвоении им с помощью учителя общественно-исторических способов деятельности или средств общения. Обучение при этом выступает как организация условий присвоения школьниками тех или иных форм общения и деятельности. В ходе реализации этого принципа возможно внедрение мультимедиаресурсов как по первому, так и по второму направлению.

Согласно второму принципу, признается двойственный характер педагогического воздействия. С одной стороны, реализуя социальный заказ, учитель управляет становлением личности, с другой - управление осуществляется на основе сознательного учета педагогом индивидуальных качеств учеников. «Выращивание» личности школьника происходит в условиях организации самоопределения последнего, при максимальном осознании характера усваиваемой деятельности (только в этом случае он считает ее «своей»). Когда изменение учащегося в целом остается субъективно самоизменением, учитель может лишь способствовать желаемому изменению, создавая через общение с ним «естественные условия». При этом знания «отдаются» ученику под сформированную в процессе предыдущего учебного общения потребность. Внедрение мультимедиа-ресурсов в ходе реализации этого принципа осуществляется по вышеописанному второму направлению.

Указанные принципы наиболее адекватно и полно отражены в личностно ориентированной модели обучения. Ее цель - содействовать развитию обучаемого как личности, сформировать у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных и жизненных ситуациях с осознанием личной ответственности. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучае-


мого, что порождает специфические потребности системы образования в информационных источниках.

Основными видами электронных информационных ресурсов образовательного назначения, которые могут быть основаны на использовании мультимедиатехнологай, являются:

• информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы;

• прикладные мультимедиаэнциклопедии;

• мультимедиасредства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков школьников;

• электронные тренажеры;

• мультимедиасредства для математического и имитационного моделирования;

«мультимедиасредства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий;

• автоматизированные обучающие системы;

• электронные мультимедиаучебники;

• экспертные обучающие системы;

• интеллектуальные обучающие системы.

Это перечисление задает описание основных групп всех возможных мультимедиаресурсов. При этом каждый из возможных стандартных видов мультимедиаресурсов попадает под одно из нижеследующих описаний.

Информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы предназначены для ввода, хранения, поиска и предъявления информации учителям, школьникам и родителям. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипермедиапрограммы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск мультимедиаинформации по тем или иным признакам. Большое распространение получили

также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки мультимедиаинформации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе школы для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Современный учебный процесс испытывает потребность в специализированных учебных базах данных, адаптированных для самостоятельной работы школьников с целью поиска и анализа необходимой информации.

Из понятия информационно-поисковой системы непосредственно вытекает более современное и распространенное в связи с расширением телекоммуникационных систем и порталов понятие прикладной мультимедиаэнциклопедии, представляющей собой совокупность учебных информационных модулей вместе с соответствующей системой управления. Прикладные мультимедиаэнциклопедии порождают одну из наиболее распространенных форм для разработки образовательных мультимедиаресурсов.

Прикладная мультимедиаэнциклопедия может соответствовать как одной школьной дисциплине, так и группе дисциплин. В этом случае учебный модуль может быть посвящен определенной теме или понятию, рассматриваемому в учебных дисциплинах. Так, например, модуль может содержать материал, соответствующий содержанию только одного параграфа традиционного школьного учебника или описывать понятие, используемое при обучении сразу нескольким дисциплинам общеобразовательной подготовки.

Современная вариативная система обучения испытывает потребность в мультимедиаэнциклопедиях, предусматривающих для каждой темы или понятия несколько альтернативных модулей в целях обеспечения возможности адаптации к различным условиям обучения. Модули должны различаться ориентацией на различ-


ные группы учителей или учащихся, методическими особенностями, подробностью и стилем изложения материала, ссылками на различные примеры и т. п.

Совершенствование энциклопедии заключается в разработке и добавлении новых модулей, в корректировке или устранении устаревшего материала, развитии системы управления. При этом совершенствование возможно не только заранее определенным кругом авторов или специалистов в данной предметной области, но и рядовыми учителями, создающими свои версии мультимедиаресурсов. На практике подобное расширение энциклопедий происходит локально на компьютерах конкретных педагогов и школьников или непосредственно на месте публикации энциклопедии с помощью телекоммуникационных средств.

Система управления прикладной мультимедиаэнцикло-педии выполняет такие функции, как управление версиями информационного мультимедиаресурса, ведение словарей, управление гиперссылками, согласование форматов данных, замена терминов синонимами и обозначений величин рекомендуемыми символами для единообразия именования понятий в пределах версии одного ресурса, регистрация модулей, обеспечение интерфейса на языке, близком к естественному, и др.

Основой для создания и классифицирования прикладной электронной энциклопедии является структурирование знаний, выделение понятий предметной области и отношений между ними. Все это лежит в основе построения системы управления структурированными знаниями энциклопедии и используется для унификации интерфейсов модулей при разработке версий данного мультимедиаресурса.

Мультимедиасредства для контроля и измерения уровня знаний школьников достаточно широко представлены в телекоммуникационных средах и нашли обширное применение в общем среднем образовании ввиду относительной легкости

их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме школьной программы. Как правило, задачей школьника является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов.

Потребность системы школьного образования в таких муль-тимедиаресурсах обусловлена необходимостью разгрузить учителей от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения. Это особенно актуально в условиях массовой школьной подготовки и в связи с необходимостью соотнесения результатов обучения с требованиями государственных образовательных стандартов.

Многократный и более частый контроль знаний, в том числе и самоконтроль, стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие мультимедиаресурсы требуются в учебном процессе для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий, когда использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т. п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Мультимедиасредства для математического и имитационного моделирования также можно рассматривать в качест-


ве образовательных мультимедиаресурсов благодаря тому, что они позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом, предоставить в распоряжение школьника и педагога дополнительные информационные данные. В одних случаях с помощью подобных ресурсов моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Система общего среднего образования испытывает потребность в оперативном доступе к таким мультимедиаресурсам в целях сокращения затрат на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижения уровня безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим мультимедиасредствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.

Автоматизированные обучающие системы, как правило, представляют собой обучающие мультимедиаресурсы сравнительно небольшого объема. Такие мультимедиаресурсы обеспечивают знакомство школьников с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.

Электронные мультимедиаучебники наряду с мультиме-диаэнциклопедиями являются основными образовательными мультимедиаресурсами. ЭУ создаются на высоком научном и методическом уровнях и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта общего среднего образования. Кроме этого, мультимедиаучебники должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Практика работы школ свидетельствует, что использование в учебном процессе электронных копий традиционных «бумажных» учебников не приводит к повышению эффективности обу-

чения, а, наоборот, иногда является существенным негативным фактором по отношению к использованию обычных печатных изданий. В связи с этим одним из основных требований к муль-тимедиаучебникам, выдвигаемых с учетом потребностей учебного процесса, является то, что редукция такого учебника к «бумажному» варианту (распечатка содержания) всегда должна приводить к потере специфических дидактических свойств, присущих мультимедиаучебнику.

Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие мультимедиаресурсы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач и способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого, а также решение задач из определенной предметной области школьного обучения. При этом экспертные обучающие системы, основанные на технологиях мультимедиа, обеспечивают пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с подобными системами не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения школьников, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с экспертными обучающими системами школьникам не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.

Интеллектуальные обучающие системы относятся к образовательным мультимедиаресурсам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. Такие ресурсы могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения,


с учетом особенностей деятельности школьников. Такие мультимедиаресурсы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному.

Современная система общего среднего образования испытывает потребность в интеллектуальных обучающих системах, в ходе учебного диалога с которыми могли бы обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т. д. В таких системах на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) должно осуществляться рефлексивное управление обучением. Мультимедиаресурсы должны совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком интеллектуальных обучающих систем является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАЧЕСТВУ

МУЛЬТИМЕДИАРЕСУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Система общего среднего образования испытывает существенную потребность в качественных мультимедиаресурсах, которые на практике позволили бы следующее:

• организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

• применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе таких, как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

• привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипермедиа-систем;

• объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

• управлять учебной деятельностью школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

• создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

• оперативно обеспечить учителей, учеников и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию общего среднего образования;

• создать основу для постоянного и оперативного общения учителей, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

Все, без исключения, мультимедиаресурсы, используемые в системе общего среднего образования, должны удовлетворять дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют потребностям учебного процесса школы и, соответственно, дидактическим принципам обучения.


Далее рассмотрим стандартные дидактические требования к мулътимедиаресурсам.

Требование обеспечения научности обучения с использованием мультимедиаресурсов означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого ресурсом с учетом последних научных достижений. В соответствии с потребностями системы общего среднего образования процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедиаресурсов должен строиться с учетом основных методов научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование и системный анализ.

Требование обеспечения доступности обучения, осуществляемого с использованием мультимедиаресурсов, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда школьник сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью мультимедиаресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объ-

ектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в случае использования мультимедиаресурсов должно реализовываться на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение мультимедиасредствами самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для учащегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе функционирования и использования мультимедиа-ресурсов должен лежать деятельностный подход. Поэтому в соответствующих ресурсах должна прослеживаться четкая модель деятельности обучаемого. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения подсистемы мультимедиаресурсов должны генерировать учебные ситуации, формулировать вопросы, предоставлять школьнику возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения при использовании мультимедиаресурсов означает обеспечение потребности системы обучения в последовательном усвоении учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области, потребности в том, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в логически обоснованном порядке. Для этого необходимы:

• предъявление учебного материала в систематизированном и структурированном виде;


• учет как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при формировании и представлении каждой порции учебной информации;

• учет межпредметных связей изучаемого материала;

• дидактически обоснованная последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий;

• организация процесса получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

• обеспечение связи информации, предъявляемой мульти-медиаресурсом, с практикой за счет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

Требование обеспечения единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения при использовании мультимедиаресурсов.

Требование обеспечения содержательной и функциональной валидности контрольно-измерительных подсистем мультимедиаресурсов. Потребности системы обучения накладывают на такие ресурсы требования обеспечения соответствия контрольно-измерительного материала содержанию учебного материала (содержательная валидность) и оцениваемому уровню деятельности школьников (функциональная валидность).

Требование обеспечения надежности в использовании контрольно-измерительных подсистем мультимедиаресурсов определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения учебного материала с использованием мультимедиа-ресурсов. Требование отвечает потребностям системы общего среднего образования в обеспечении устойчивости результатов многократного измерения или контроля результативности обучения одного и того же школьника.

Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к мультимедиаресурсам, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к мультимедиаресурсам должны предъявляться специфические дидактические требования, обусловленные существующими потребностями системы обучения в школе и использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании мультимедиаресурсов.

Требование адаптивности подразумевает приспособляемость образовательных мультимедиаресурсов к индивидуальным возможностям школьника. Требование означает приспособление, адаптацию процесса обучения с использованием мультимедиаресурсов к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Целесообразно различать три уровня адаптации ресурсов. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора обучаемым наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы мультимедиаресурса стремятся разработать как можно больше вариантов его использования для как можно большего количества школьников.

Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие школьника с образовательными мультимедиаресурсами. Такие средства должны обеспечивать диалог и обратную связь. Важной составной частью организации диалога является обязательная адекватная реакция мультимедиаресурсов на действие


учителей и школьников. Средства обратной связи осуществляют контроль и корректируют действия учащегося, дают рекомендации по дальнейшей работе, осуществляют постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы средства обратной связи выдают результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с мультимедиаресурсами отвечает потребностям системы общего среднего образования к формированию у школьников стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе исполь-зования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в мультиме-диаресурсах.

Требование обеспечения формируемости и уникальности

заданий в контрольно-измерительных подсистемах мультиме-диаресурсов. Согласно этому требованию задания, предъявляемые школьникам, не должны полностью существовать до начала измерений или контроля и должны формироваться случайным образом в момент работы обучаемого с мультимедиаресурсами. При этом задания, получаемые разными обучаемыми, должны быть различными, что отвечает потребностям образования в обеспечении объективности и адекватности педагогических измерений.

Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения с использованием

мультимедиаресурсов означает, что такие ресурсы должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и телекоммуникационной техникой.

С дидактическими требованиями к мультимедиаресурсам тесно связаны методические требования. Методические требования предполагают учет потребностей обучения конкретной школьной дисциплине; специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата; особенностей методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации, методологии реализации образовательной деятельности.

Мультимедиаресурсы должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям.

В связи с многообразием реальных технических систем и устройств, а также в связи со сложностью их функционирования предъявление учебного материала с использованием мультимедиаресурсов должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления школьников.

Мультимедиаресурсы должны обеспечить отражение системы научных понятий школьной дисциплины в виде иерархической структуры, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровне-вых логических взаимосвязей этих понятий. Подобный подход способствует удовлетворению потребности систем обучения в эффективных методах изложения учебного материала за счет возможности последовательного обхода иерархической структуры и объяснения научных понятий образовательной области.

Образовательные мультимедиаресурсы должны предоставлять школьникам возможность выполнения контролируемых


тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.

Наряду с учетом дидактических требований к разработке и использованию мультимедиаресурсов необходимо соблюдение комплекса психологических требований, влияющих на эффективность обучения в школе. Нижеследующие психологические требования относятся к числу требований, предъявляемых ко всем без исключения мультимедиаресурсам.

Представление учебного материала в мультимедиаресурсах должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням когнитивного процесса. Мультимедиаресурсы должны создаваться и функционировать с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое, осязательное), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, явление замещения информации в кратковременной памяти).

Изложение учебного материала с использованием мультимедиаресурсов должно быть ориентировано на тезаурус и лингвистическую композицию конкретного возрастного контингента и специфику подготовки обучаемых. Мультимедиаресурсы должны создаваться и функционировать с учетом системы знаний школьников и знания языка. Изложение учебного материала должно быть понятно конкретному возрастному контингенту обучаемых, но не должно быть слишком простым, поскольку это может привести к снижению внимания.

Использование мультимедиаресурсов должно быть направлено на развитие у школьников как образного, так и логического мышления.

Эргономические требования к мультимедиаресурсам строятся с учетом возрастных особенностей школьников, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы мультимедиаресурсов. Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к ученику, организации в мультимедиаресурсах дружественного интерфейса, обеспечения возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы, что позволит избежать отрицательного воздействия на психику, создаст благожелательную атмосферу на уроках в школе.

Требования здоровьесберегающего характера, предъявляемые к разработке и использованию мультимедиаресурсов, соответствуют гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы школьников с компьютерной техникой. Мультимедиа-ресурсы должны быть разработаны и использованы таким образом, чтобы время работы обучаемого с ресурсом не превышало санитарные нормы работы с соответствующей компьютерной техникой. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию части мультимедиаинформации учащимися (в случае с требованиями возрастных особенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования).

По мере проникновения мультимедиаресурсов в учебный процесс школы в системе общего среднего образования возрастает потребность в качественной документации, сопровождающей мультимедиаресурсы. Требования к оформлению доку-


ментации на мультимедиаресурсы обосновывают необходимость проверки корректности, полноты и подробности оформления методических указаний и инструкций для пользователей.

Создание и использование мультимедиаресурсов должно сопровождаться соответствующим документированием с целью обеспечения интерфейса между разработчиками, заказчиками, учителями и школьниками, а также для обеспечения возможности освоения и совершенствования функций мульти-медиаресурса. Документация к ресурсам должна быть полной и обеспечивать неснижаемую эффективность их использования в обучении школьников.

Приложение

Итак, в вашей школе появилась интерактивная доска и есть учителя, которые хотят и могут использовать ее на своем занятии. Значит, самое время отправиться на урок какого-нибудь смельчака, чтобы на деле увидеть реализацию рекомендаций и советов, предложенных выше.

Предлагаем конспект урока алгебры в 8 классе, предполагающего использование интерактивной доски. Возможно, этот урок позволит вам более зримо представить возможности этого средства обучения и лучше понять требования, предъявляемые к современному уроку.

И. В. Гроцкая

«Решение уравнений, содержащих модуль»

(конспект урока с использованием интерактивной доски)

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация прежних знаний.

1) Повторение определения модуля числа и его геометрического смысла.

2) Работа с графиками функций, содержащих модуль.

3) Решение примеров на развитие устного счета и логического мышления.

3. Изучение нового материала.

4. Веселый тест.

5. Домашнее задание.

6. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

7. Самостоятельная работа обучающего характера.

8. Подведение итогов урока.

I Эпиграф: Нет силы более могучей, чем знание:

человек, вооруженный знанием, непобедим.

М. Горький

Оборудование: интерактивная доска, цветные карточки обратной связи, карточки с дифференцированными заданиями, тетради, дидактические материалы по учебнику «Алгебра. 8 кл.» (под ред. В. И. Жохова) и др.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели урока:

Обучающая:

1) знакомство с основными способами решения уравнений с модулями;

2) повторение ряда вопросов курса 6 и 7 классов:

3) закрепление знаний по теме «Решение уравнений, содержащих модуль».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow