Меморандум Председателя Российской Торговой делегации в Англии Правительству Великобритании

29 июня 1920 г.

Представляя в нижеследующем ответ на заявление Пре-мьер-Мииистра Великобритании и других членов Великобританского Правительства, сделанное на заседании 7-го июня с. г.110, я вынужден еще раз констатировать ненормальность тех условий, s которые поставлены при настоящих переговорах представители Советского Правительства. Полномочный представитель Народного Комиссариата Иностранных Дел, присутствие которого является безусловно необходимым для переговоров, на которых Великобританским Правительством возбуждены чисто политические вопросы, не допущен для участия в переговорах. Мои сношения с Советским Правительством по телеграфу развиваются чрезвычайно несовершенно, и около 25—30% входящих и исходящих телеграмм не доходит по назначению. Многие же из полученных оказываются искаженными до неузнаваемости. Сношение через курьеров не удается до настоящего времени организовать сколько-нибудь правильно, несмотря на обещанное содействие Великобританского Правительства, ввиду препятствий н задержек в выдаче виз странами, через которые курьерам приходится следовать. Вышеуказанная обстановка переговоров не только лишает меня возможности своевременной дачи ответов и постановки вопросов с нашей стороны, но и не дает возможности вполне точного осведомления о решениях и намерениях моего Правительства.

Великобританским Правительством в качестве главнейших условий возобновления торговых сношений между Советской Россией и Англией выставлены: вопрос о взаимных обязательствах относительно прекращения пропаганды и враждебных действий и вопрос о принципиальном признании Советским Правительством долговых обязательств России по отношению к частным кредиторам.

По первому вопросу необходимо отличать пропаганду коммунистических идей среди трудящихся масс западноевропейских государств и организацию рабочего класса этих стран для окончательной борьбы с капиталистическим строем и общее направление иностранной политики Советской России против государств Антанты, в частности Великобритании, а также участие или прикосновенность к враждебным действиям и предприятиям, направленным против Англии в различных странах Ближнего и Среднего Востока, включая Индию.

В отношении коммунистической пропаганды и вмешательства во внутреннюю политическую жизнь Англии Советское Правительство готово дать формальное обязательство не вести ни открыто, ни скрыто таковой пропаганды в Англии и не


вмешиваться во внутреннюю политическую жизнь Англии в случае, если будет достигнуто общее соглашение о возобновлении экономических и торговых отношений между странами и если Английское Правительство, со своей стороны, обязуется не вести в России пропаганды против Советского Правительства. (Вышеуказанное обязательство не должно лишать представителей Советского Правительства в Англии возможности выступать в печати или иным образом с опровержением различных неверных, а иногда намеренно искаженных известий, слухов н сообщений как относительно основ советского строя, так и относительно различных событий из жизни Советской России.

Что касается общей внешней политики Советской России, то Советское Правительство уже неоднократно на весь мир заявляло о своей готовности приступить к мирным переговорам, каковые только одни способны положить конец всяким враждебным действиям между государствами и привести к полному восстановлению мира. Советское Правительство с полной готовностью согласится пересмотреть основы своей иностранной политики и, в частности, отказаться от участия в каких-либо враждебных действиях или предприятиях, направленных против Великобритании, если подобное же обязательство будет дано Великобританским Правительством, а надлежащие гарантии точного исполнения такого обязательства закреплены в особом договоре между обоими Правительствами, каковой договор имеет быть выработай на особой конференции, состоящей из равного числа представителей обоих Правительств и равного числа экспертов по различного рода вопросам без права взаимного отвода участников такой конференции, причем относительно места и времени созыва таковой Советское Правительство готово самым широким образом пойти навстречу желаниям Правительства Великобритании. Значительную трудность в формулировании такого рода договора представляет тот факт, что Англия является участником военной коалиции, некоторые из членов которой до настоящего времени прямо и косвенно состоят в войне и во враждебных действиях, направленных против Советской России, вследствие чего обязательство о прекращении враждебных действий со стороны Англии утрачивает значительную долю своего значения, ибо парализуется полной возможностью для других союзников Англии вести нападения иа Советскую Россию и всячески поддерживать ее врагов. Окончательное урегулирование сего вопроса возможно, по-видимому, лишь при переговорах о заключении формального мира.

Великобританское Правительство ставит предварительным условием возобновления торговых сношений между странами принципиальное признание Советским Правительством долгов Российского государства по отношению к частным кредиторам.


Такая постановка вопроса клонится к явному ущербу Советской России, так как вследствие национализации земель, фабрик и заводов, а также торговли значительная часть частных претензий с русской стороны /ныне превратилась в претензии государственные, и потому в случае безоговорочного принятия вышеуказанного требования Английского Правительства Советская Россия рисковала бы потерять право на первоочередное предъявление целого ряда совершенно неоспоримых претензий.

Долги частным лицам представляют собой лишь часть взаимных обязательств обеих стран, и ничем не доказано, что именно эта часть взаимных обязательств должна подлежать выделению и признанию в первую очередь. Ссылка на то, что без подобного признания английский деловой мир ие согласится начать торговых отношений с Россией, опровергается многочисленными заявлениями английских купцов о желании начать торговые сношения с Россией, как только будут сняты препятствия к сему, делаемые до настоящего времени Великобританским Правительством. Такого рода заявления весьма часто исходят именно от тех английских промышленников и торговцев, которые имеют претензии к России, ибо эти деловые люди совершенно правильно рассчитывают, что при отсутствии какой-либо возможности для разоренной России выплаты в ближайшие годы по претензиям ее кредиторов немедленное завязывание торговых сношений является лучшим и, вероятно, единственным средством получить от правильных сношений с Советской Россией такие выгоды, коими уже в ближайшие годы могут быть с излишком покрыты названные претензии. Требование признания долгов частных кредиторов имеет в виду охранить в первую очередь интересы тех капиталистических кругов Англии, которые с большой выгодой для себя использовали войну 1914—1918 гг. и с едва ли еще не большей выгодой стремятся использовать ликвидацию этой войны. Интересы этой группы населения Рабоче-Крсстьянское Правительство Советской России никоим образом ие может признать первенствующими и первоочередными, и признание частных претензий к государствам Антанты со стороны сотен тысяч вдов и сирот рабочих и крестьян Советской России, Украины, Кавказа и Сибири, близкие которых погибли от английских и французских пуль и гранат за время так называемой интервенции, т. е. ничем не вызванного военного вмешательства Антанты во внутренние дела России, представляется с точки зрения Советского Правительства делом несравненно более первоочередным и настоятельным.

Долги России по отношению к великобританским подданным имели место как результат тех или иных договоров или обязательств, которые прежние правительства России заключили или приняли в отношении этих лиц. Но все и всяческие


договоры и обязательства России по отношению к великобританским подданным были аннулированы действиями самого Великобританского Правительства с того момента, когда оно начало войну и интервенцию против Советской России и объявило блокаду, последнюю с целью голодом и лишениями заставить русский народ отказаться от тех форм государственного бытия, которые он, низвергнув самодержавное царское правительство, сам себе избрал. Речь может идти в настоящее время, следовательно, не о признании несуществующих и уничтоженных войной договоров, а о восстановлении договоров, что возможно лишь по признании Советского Правительства и восстановлении мирных отношений между странами после мирных переговоров и подписания мирного трактата. Советское Правительство изъявляет согласие иа рассмотрение всех взаимных претензий, в том числе и претензий по обязательствам в отношении частных кредиторов великобританского подданства, при мирных переговорах иа конференции, которая должна быть созвана на основах взаимности с участием равного числа делегатов и экспертов без какого-либо права отвода назначенных лиц.

Если Великобританское Правительство находит необходимым немедленное устранение всех недоразумений и трений в области внешней политики обеих стран и, в частности, устранение всяких враждебных действий иа Дальнем и Ближнем Востоке, а также немедленное урегулирование имущественных претензий на основе взаимности, то Советское Правительство готово немедленно пойти навстречу таковому желанию, но как по принципиальным, так и по практическим соображениям не считает осуществимым достижение такого соглашения иначе, как в рамках формальных переговоров о восстановлении мирных отношений между обеими странами.

В случае нежелания Великобританского Правительства вступить в официальные переговоры о восстановлении мирных отношений между обеими странами, немедленное возобновление экономических и торговых отношений между странами тем не менее представляется возможным иа нижеследующих основаниях:

1) Все вопросы относительно разногласий в области внешней политики, а также участия правительств в коалициях, союзах и отдельных предприятиях, ведущих враждебную политику по отношению к другой стране, а равно вопросы о взаимных имущественных претензиях государств и подданных откладываются до разрешения таковых дипломатическим путем на мирной конференции.

2) Обоими Правительствами объявляется о немедленном начатии экономических и торговых сношений и о временном приостановлении имущественных претензий Русского государства и русских подданных к Великобритании и Великобритан-


ской империи и великобританских подданных к России впредь до урегулирования этого вопроса на мирной конференции.

3) Немедленно устанавливаются главнейшие основы для осуществления возобновляющихся торговых отношений, и в частности:

а) конкретные мероприятия относительно уборки * мин в Балтийском и других морях и относительно других мер к обеспечению безопасности плавания судов;

б) официальное оповещение всех нейтральных стран о возобновлении торговых сношений между Россией и Англией и о полной свободе плавания судов, идущих в русские гавани и выходящих из оных;

в) об установлении взаимных торговых представительств Российского в Англии и Английского в России с предоставлением членам торговой делегации права неприкосновенности, свободного проживания, разъездов, права сношения с другими странами при помощи переписки, телеграфом, посылки курьеров и пользования шифрованной корреспонденцией;

г) установление соглашения, по которому паспорта, удостоверения личности, доверенности, протоколы, договоры и т. п. документы, выданные и засвидетельствованные властями одной страны, признаются имеющими законную силу в другой стране на основе взаимности.

В отношении пункта «в» я имею честь добавить, что высказанное Премьер-Министром Великобритании предположение о применении к торговым представителям принципа испрошения предварительного согласия на их назначение со стороны Правительства другой страны для Советского Правительства неприемлемо, так как с точки зрения буржуазных правительств Европы, принципиально отрицающих советский строй, всякий представитель Советского Правительства может быть рассматриваем как «персона нон грата». Ссылка на соглашение, заключенное нижеподписавшимся в Швеции, не опровергает, а лишь подтверждает эту точку зрения Советского Правительства, так как согласие, данное на эту оговорку в соглашении со Швецией, уже приводит к практической невозможности организовать торговое представительство Советской России в Швеции. Советское Правительство, желая по возможности пойти навстречу пожеланиям Великобританского Правительства, не будет возражать против права каждого из Правительств настаивать на немедленном отозвании тех из членов торговой делегации другой страны, в отношении коих будет доказано нарушение тех или иных законов чужой страны, а в частности, участие или прикосновенность к политической пропаганде или вмешательство во внутреннюю политическую жизнь страны.

* Так в тексте.


По поручению Правительства РСФСР я в заключение имею честь еще раз довести до сведения Великобританского Правительства и»сего великобританского народа, и в частности его трудящихся масс, что настоятельнейшим желанием Правительства Советской России и всего русского народа является скорейшее заключение полного безоговорочного и всеобщего мира между Советской Россией и всеми государствами, участвовавшими в последние годы во враждебных действиях против Советской России.

[Л. Красин]

Печат. по арх. Опубл. в бюлл. < Soviet Russia», Vol. Ill, Л@ 7, August 14, 1920, p. 149—150-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: