Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Турции в РСФСР Али Фуаду

24 мая 1921 г. M 11/1092

Господин Посол,

Только из Вашего № 460 от 24 мая я узнал, что возникли какие-то трудности в выдаче майору Савфет-бею суммы, которая ему должна была быть передана через Комиссариат Внешней Торговли. Обмен письмами по этому вопросу, конечно, производился с этим последним, а не с нами. Во всяком случае, ни с Вашей стороны, ни с чьей-либо другой я не получал сообщений о том, что существует подобная трудность.

Что касается заключительного замечания, содержащегося в Вашей вышеупомянутой депеше, то я получил от гражданина Орджоникидзе определенное заверение в том, что 4 млн. золотом, которые увезли с собой Делегаты Великого Национального Собрания Турции Юсуф Кемаль-бей и Риза Hyp-бей, действительно были провезены ими через турецкую границу.

Позволяю себе также выразить надежду, что турецкие суда, которые покинули черноморские порты, благодаря усилиям гражданина Самсонова уже прибыли в место назначения.

Примите, господин Посол, искренние уверения в моем весьма высоком уважении.

[Чичерин]

Лечат, по арх.

Ш


96. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Польши Сапеге

Передано по радио 25 мая 1921 г.

Имею честь обратиться к Вам с просьбой дать необходимое распоряжение о приеме в Варшаве Заместителя Народного Комиссара по Иностранным Делам г.- Карахана, назначенного Полномочным Представителем РСФСР в- Польской Республике. Просим Вас сообщить нам, будет ли предоставлена ему возможность в первых числах июня.прибыть в Варшаву на свой пост и организовать свое Посольство.

Российское Правительство, исполненное желания установить на серьезных и окончательных основах дружественные и добрососедские отношения между двумя народами, которые по Рижскому договору* отказались от своей старинной вековой вражды, просит Польское Правительство оказать всякое содействие гр-ну Карахаиу, миссия которого в Польше будет состоять в осуществлении этой политики и в проведении в жизнь мирных стремлений, нашедших свое выражение в Рижском договоре.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в сборн. «Советская Россия и Польша*. M, 1921, стр. 72.

На эту ноту был получен следующий ответ вице-министра иностранных дел Польши Домбского от 4 июня 1921 г.:

«Получив депешу Народного Комиссара по Иностранным Делам от 25 мая, имею честь сообщить Правительству РСФСР, что мы ожидаем прибытия в Варшаву Российского Дипломатического Представителя, лишь когда наш Поверенный в Делах сможет отправиться в Москву. Ввиду трудности чисто технического характера и прежде всего необходимости найти для Представительства РСФСР подобающее помещение, мы полагаем, что сможем облегчить прибытий» Польшу этого Представителя и его устройство в Варшаве лишь а течение ближайших педель.

Польское Правительство, имея в виду завязать возможно скорее добрососедские отношения, основанные на взаимном доверии и дружбе, Окажет необходимую помощь и свое содействие Представителю России для псущргтплепнн условии Рижского договора, долженствующего установить прочные испои/ниш для отношений двух соседних народов, переходящих Поглг ni'KdiKiit врнжды к мирному сожительству».

97, Пота Правительства УССР Правительству Польши**

26 мая 1921 г. № 5261

II о гост па заявление Польского Правительства от 29 апреля Рабоче-Крестьянское Правительство Украины имеет чеч'п, сообщить следующее.

* См. т. 111, док. № 350. ** Передана по радио на имя министра иностранных дел Польши Сапеги.


i Толкование 2-й статьи Прелиминарного договора * те-п-ерь_и после подписания Мирного договора**, где эта статья развивается конкретно, имеет лишь ретроспективный исторический интерес. Тем ие менее Украинское Правительство не может согласиться с мнением' Польского Правительства относительно 2-й статьи Прелиминарного договора. Содействие, оказываемое на территории Польши польскими властями и гражданскими властями украинским контрреволюционным формированиям, перебрасываемым затем иа Teg-•Р'Иторию Украины, против чего протестует Украинское Правительство в своей ноте от 16 апреля***, является той же поддержкой иностранных военных операций,' которую статья 2 Прелиминарного договора формально воспрещает. Второе вкравшееся в польскую ноту недоразумение, которое Украинское Правительство считает необходимым устранить, — это замечание Польского Правительства, что Украинское Правительство якобы жалуется иа деятельность польской печати.

Украинское Правительство не имело и не имеет намерения вмешиваться во внутреннее законодательство' Польши, предлагать тот или иной реж.им по отношению к польской прессе. Такое толкование ноты Украинского Правительства от 16 апреля не оправдывается и«ее текстом, ни-ее- смыслом. Также нет никаких жалоб против того или другого мнения неответственных политических руководителей или журналистов.

Но Украинское Правительство чрезвычайно чутко относится ко всему тому, что пишется в польской печати о заявлениях и действиях Польского Правительства и о действиях различных организаций, подготовляющих вооруженные выступления против Украины, за что, конечно, нельзя делать ответственными журналистов, регистрирующих эти заявления и действия. И в своей первой ноте, когда Украинское Правительство обратило внимание на известные действия, приписываемые польской печатью Главе Польского государства, и теперь, когда оно должно обратить внимание Польского Правительства на заявление Председателя и Товарища Председателя Польского Сейма, господ Тромпчинского и Морачевского, выразивших публично свое положительное отношение к той контрреволюционной украинской организации, которую Польское Правительство обязалось на основании Рижского договора упразднить, Украинское Правительство констатирует, что подобная политическая демонстрация руководящих деятелей Польского государства ослабляет

* См. т. III, док. № 131. ** См. т. III, док. № 350. *** См. док. № 52.


силу заключенного между Польшей и Украиной в интересах обоих государств Мирного договора. Украинское Правительство тем более имеет причины беспокоиться, что подобные заявления принимаются к сведению агентами Польского Правительства на местах, как определенные указания о содействии украинским контрреволюционным организациям.

Украинское Правительство отмечает с удивлением, что Польское Правительство лишь в первый раз из украинской ноты от 16 апреля узнает о действиях на территории Украины контрреволюционных украинских организаций, создающихся и пребывающих на территории Польши, а также о тех ограблениях, еврейских погромах, избиениях и разрушениях, которые оии совершают на территории Украины. Такое утверждение со стороны Польского Правительства противоречит общеизвестному факту, что на рижских мирных переговорах об этих действиях контрреволюционных украинских и русских организаций было дано достаточное осведомление и что это осведомление послужило отчасти обоснованием к включению в Прелиминарный договор его 2-й статьи, которая была потом конкретно развита в Мирном договоре.

Замечание Польского Правительства, что оно ие может быть сделано ответственным за чувства, которые могут питать к атаману Петлюре известные районы Украины, не может быть, к сожалению, истолковано Украинским Правительством иначе, как стремление Польского Правительства снять с польских властей ответственность за те вполне определенные их действия, которые послужили основанием ноты Украинского Правительства от 16 апреля. Украинское Правительство должно самым энергичным образом возразить против этой тенденции нспы Польского Правительства. Украинское Правительство не имело никакого повода жаловаться иа чувства, Koiopue питают к так называемому го-лоьпому атаману Петлюре украинские рабочие и крестьяне, та к как дппнточпо было каждый раз его появления на тер-piiHipiiii Украины, чтобы он и его «правительство» сплотили премии себя всех украинских рабочих и крестьян.

По Украинское Правительство не может допустить, чтобы Иплм'Кш- Правительство, подписавшее с Украиной Рижский мир на предмет прекращения войны, продолжало вести агрессивные действия против Украины, давая приют отрядам I liM.iiinpbi и оказывая им всяческое содействие. Украинское Правительство считает необходимым в интересах сохранения Рижского договора довести до сведения Польского Права юльстна, что целью украинских контрреволюционных организаций, пребывающих иа территории Польши, является именно срыв этого договора.


Проводимая в распространяемых петлюровскими агентами прокламациях мысль сводится к тому, что Рижский договор является недействительным и что настоящим договором между Польшей и Украиной является тот, который якобы заключен между Петлюрой и Польским Правительством в апреле 1920 года. Украинское Правительство считает, что в интересах самого Польского Правительства положить предел политической интриге, имеющей целью вызвать новую войну между двумя народами. Что касается утверждения Польского Правительства, что на территории Украины якобы существуют отдельные галицийские военные формирования, имеющие в виду военные действия против Польской Республики, Украинское Правительство спешит дать Польскому Правительству самые категорические ваверения, что оио введено в заблуждение. Галицийские части, сдавшиеся Красной Армии при занятии Юго-Запад-иой Украины в начале 1919 года, перешли в своем подавляющем большинстве на территорию Польши, а незначительные оставшиеся на территории Украины галицийские отряды были расформированы еще во время военных действий между Польшей и Украиной в прошлом году. В настоящий момент на территории Украины нет ии одного отдельного военного формирования из уроженцев каких бы то н«было чужих государств, а также уроженцев Восточной Галиции или частей Украины, отошедших к Польше, нет ии одного военного формирования, находящегося в распоряжении какой-нибудь правительственной или политической организации, кроме Правительства Советской Украины или ее союзника, Правительства Советской России.

После тщательной проверки фамилий лиц, названных в польской ноте, Украинское Правительство может констатировать, что никто из них, поскольку они существуют, не занимает ответственного положения в каком-либо гражданском или военном учреждении Украинской Республики. Кроме того, Украинское Правительство доводит до сведения Польского Правительства, что, согласно конституции Советской Украины, лица, входящие в ее гражданские либо военные организации, становятся тем самым гражданами Украинской Советской Республики и пользуются одинаковыми правами со всеми остальными гражданами Республики, исключая тех лиц, которые на основании договора между Польшей и Украиной могут оптировать польское гражданство, если их место рождения отошло к Польше. Украинское Советское Правительство все время выражало по отношению к Польше пацифистские тенденции, чему служат доказательством неоднократные предложения о заключении Мирного договора еще до войны прошлого года, в которой


Украинское Правительство, как и Правительство Советской России, не виновато.

Теперь, когда война кончилась подписанием Рижского договора, Украинское Правительство должно сказать со всей категоричностью и определенностью, что оно стоит на почве договора и принимает с удовлетворением к сведению заявление Польского Правительства, что оно также стоит исключительно иа почве Рижского договора и что им приняты все необходимые меры для точного и действительного выполнения его пятой статьи. Украинское Правительство вынуждено в то же время отметить, что факты, на которые оно жаловалось в своей ноте от 16 апреля, продолжаются и до сих пор.

По точным сведениям, которые имеются в руках Украинского Правительства, в недалеко отстоящих от границы центрах — Ровно, Дубио, Кремеиец, Корец организованы петлюровские военные штабы для организации и переброски банд на территорию Украины. Во главе петлюровского штаба в Ровно находится некий атаман Голубь, и задачей его является вызвать беспорядки в Волынской губернии. Одни из сформированных им отрядов отправлен в Острог, на польской территории. В районе Шепетовской волости — Изя-славля находится другой отряд во главе с атаманом Бали-хом. Отряды эти пополняются из солдат петлюровских войск, интернированных в Ченстохове. В последнем городе под руководством атамана Удовиченко формируются при помощи французских и польских инструкторов новые отряды для переброски на территорию Украины. Одновременно атаман Павленко оргаиизуетотряды во Владимире-Волыиском, а полковник Людовицкий, командир Мазепинского полка, во главе отряда в 150 кавалеристов, находится недалеко от польской границы, чтобы переброситься и Подотьскую губернию для соединения с ранее отправленным туда отрядом под командой некоего Лихо, В дерепне Ваияче, расположенной иа территории Полыни, и 40 верстах севернее Корца, организуется друшя контрреволюционная баида из кавалеристов —около GU0 "натиск, навербованных из тех же якобы интернированных поиск Петлюры. В местности Белогорка, в 25 верстах юго "ишлдиее Острога, на самой границе находится другой пгглюроискнп отряд. В самом Остроге находится действую-щ;|)| украинская контрреволюционная организация в составе председателя Павлюка, товарища председателя военного ру-кониди гели Дьяченко. Недавно в Острог прибыло для вооружении петлюровских войск 15 пулеметов. Что касается обмундирования, то оно получается из местных польских складов.

Таким образом, в дополнение к фактам, которые Украинское Правительство довело до сведения Польского Прави-


тельства в своей йоте от 16 апреля, оио имеет честь сообщить и в настоящей своей ноте ряд новых фактов того же свойства. Украинское Правительство, будучи убеждено, что Польское Правительство считает соблюдение Рижского договора обязательным не только для Украины, но и для Польши, вынуждено настаивать самым категорическим образом на его незамедлительном, точном и реальном выполнении.

Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР

Харьков, 26 мая 1921 г.

Лечат, по арх. Опубл. в газ, «Известия» № 121(1264), 4 июня 1921 г.

Эта нота явилась ответом на следующую ноту вице-министра иностранных дел Польши Домбского от 29 апреля 192Ï г.;

«В ответ на ноту Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара по Иностранным Делам УССР Польское Правительство заявляет, что 2-я статья Прелиминарного договора содержит взаимное обязательство полного уважения суверенитета обеих стран и невмешательства в их внутренние дела, Помимо этого статья предусматривает воздержание от вмешательства в военные операции каждой из договаривающихся сторон. Касательно организаций, преследующих цель вооруженной борьбы против другой договаривающейся стороны в Прелиминарном договоре упомянуто, что это обязательство будет подробно установлено в самом Мирном договоре. В действительности, такого рода обязательства были приняты договаривающимися сторонами в Мирном договоре и существуют с момента вступления договора в силу. Следовательно ссылка Народного Комиссара Украины на Мирный договор неосновательна.

Придерживаясь своих обязательств, Польское Правительство с момента вступления в силу Договора о перемирии прекратило всякую поддержку военных действий Петлюры. Войска Петлюры, отброшенные операциями Красной Армии на польскую территорию, были разоружены и интернированы, Пребывание на территории Польши Петлюры и его министров Польское Правительство допустило па основании права убежища, обязательного для всех цивилизованных народов, Русско-Украинская делегация в Риге была об этом поставлена в известность и не протестовала.

Польское Правительство отмечает, что, желая возможно точного и длительного исполнения Мирного договора, оно с момента его вступления в силу приняло все меры для точного его исполнения, В ответ на жалобы Народного Комиссара по Иностранным Делам УССР на тон польской печати Польское Правительство отмечает, что в Польше существует свобода печати. Можно ожидать, что известная перемена в тоне советской печати вызовет перемену поведения польской печати. Польское Правительство строго воздерживается от вмешательства в дела своих соседей. Оно ие находится в каком-либо контакте с революционными образованиями и ему неизвестны организаторы ограбление и еврейских погромов, равно как и действия банд на украинской территории и разрушения путей сообщения, Поэтому Правительство не может быть за них ответственным.

Польское Правительство убеждено, что Украинская Республика будет разделять миролюбивые тенденции Польши, и настаивает перед Украинским Правительством на прекращении поддержки военных действий, противоречащих 2-й статье Прелиминарного договора».

Ï44



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: