Телеграмма Заместителя Официального Представителя РСФСР в Великобритании Народному Комиссару Иностранных Дел РСФСР Г. В. Чичерину

26 августа 1921 г.

Предложения канадского правительства выслал Вам вчера м. Предлагаю ответить, что Советское правительство с удовлетворением принимает предложения и в ближайшее время сообщит канадскому правительству состав делегации Советского правительства в Канаду32. Ответ нужно передать таким же путем, как получено предложение, т. е. мы это передадим здесь через Керзона.

* См. т. Ill, док. № 342.


В то же время дайте нам указания относительно канадских представителей. Кажется, это — видные лица [из] либералов. Полагаю, что возражений против них не будет.

Берзин

Печат. по арх.

201. [Соглашение, заключенное между Главным Уполномоченным Женевской конференции по оказанию помощи России и Народным Комиссаром Иностранных Дел РСФСР]

[27 августа 1921 г.]

Доктор Нансен55, назначенный созванной в Женеве конференцией 15 августа 1921 г. Главноуполномоченным по оказанию помощи России, и г. Чичерин, Народный Комиссар по Иностранным Делам, представляющий Российское Советское Правительство, согласились о нижеследующих принципах, на коих будут осуществляться добровольные усилия европейских стран по оказанию помощи голодающему населению России.

1) В Москве должен быть образован Комитет, коему присваивается название Исполнительного Комитета Международной Помощи России [ИКМПР] и в состав коего войдут один представитель доктора Нансена, действующего от имени Женевской Международной Конференции Помощи [ЖМКП], и один представитель Российского Правительства.

2) ИКМПР предоставляется право исключительного разрешения вопросов о распределении продовольствия, посылаемого в Россию ЖМКП или всякими иными организациями, действующими в связи с ней.

3) Отправляемое в Россию продовольствие почитается полной собственностью ИКМПР до окончательного распределения такового.

4) Все отправляемые в ИКМПР для распределения продовольственные грузы безвозмездно сдаются на русской границе.

5) В случае отправки продовольственных грузов в один из русских портов, Российское Правительство принимает на себя их выгрузку в соответствии с обычными коммерческими правилами. При нарушении сего условия Российское Правительство несет ответственность за возникшие вследствие сего расходы.

6) Российское Правительство принимает на себя безвозмездную доставку продовольственных грузов от русской границы до распределительных пунктов, ИКМПР имеет право наблюдения за перевозкой означенных продовольственных грузов.

7) ИКМПР получает право устанавливать общие руководящие начала, исходя из коих осуществляется в деталях ока-


зание помощи. За основу сего принимается русско-американское Соглашение от 20 августа 1921 г. *

8) В целях планомерного распределения или наилучшего использования транспортных возможностей Российское Правительство соглашается обращаться, по мере возможности, к ИКМПР для распределения всех поступающих из-за границы добровольных пожертвований для голодающих и сообщать в ИКМПР о всех поступающих из-за границы для этой цели пожсртпоппниях, без различия их происхождения. (Сие не должно, однако, затрагивать Соглашения, заключенного уже Российским Правительством с Американской Администрацией Помощи.)

Учинеио в Москве 27 августа 1921 года.

Чичерин Ф. Нансен

Печат. по арх. Опубл. в бюлл. Л5 / Центральной комиссии помощи голодающим ЬЦИК. М., 1921, стр. 39—40.

202. Дополнительное Соглашение, [заключенное между Главным Уполномоченным Женевской конференции по оказанию помощи России и Народным Комиссаром Иностранных Дел РСФСР]

[27 августа 1921 г.]

Советские пласти соглашаются в том, что:

1) По требованию д-ра Нансена будут немедленно пред-стаплип.ся всякого рода облегчения для въезда в Россию и цыездл lu пес персоналу, какоиой д-р Нансен сочтет нужным ввезти в Россию, и во время пребывания этого персонала в России Советские власти предоставят ему полную свободу передвижения по России по служебным делам и будут снабжать этот персонал для поездок всеми необходимыми бумагами: охранными грамотами, открытыми листами и т. д. При приглашении на службу русского или иного местного персонала д-ру Нансену предоставляется полная свобода выбора, и по просьбе д-ра Нансена Советские власти окажут ему содействие по подысканию такового.

2) После сдачи продовольственных грузов в Петрограде, Мурманске, Архангельске, Новороссийске или других русских портах, о коих состоится соглашение, или в подходящих ближайших портах сопредельных стран, на Советские власти возлагаются все дальнейшие расходы, как-то: по погрузке и транспорту грузов во внутренние базы в районе деятельности ИКМПР **. Если в вышеупомянутых портах, взаимно

* См. док. № 193.

* Исполнительны» Комитет Международной Помощи Россия,


признанных удовлетворительными, возникнут расходы по хранению и простою грузов, то эти расходы будут отнесены на счет Советских властей. В целях настоящего соглашения признаны также удовлетворительными портами Рига, Ревель, Ли-бава, Ганге и Гельсингфорс. Советские представители в этих портах должны быть предупреждаемы по крайней мере за 5 дней о Прибытии грузов, которые Советские власти согласились принимать в порту с борта пароходов (СИФ).

3) Советские власти на свой счет предоставят необходимые склады для хранения грузов во внутренних базах, упомянутых в § 2, а также возьмут на себя погрузку и доставку грузов из этих баз во все иные внутренние пункты, которые будут указаны ИКМПР.

4) При хранении на складах и перевозке грузов Советские власти предоставят ИКМПР ту же первоочередность перед всеми другими транспортами, каковой пользуются их собственные грузы продовольственной помощи, а также будут предоставлять по просьбе ИКМПР надлежащий конвой и охрану.

5) Советские власти обеспечат:

а) необходимые помещения для кухонь, распределительных пунктов и, насколько возможно, для госпиталей;

6) необходимое топливо и, если возможно, принадлежности для варки и распределения пищи;

в) все расходы по организации администрации помощи на местах, приготовлению и распределению пищи и т. д. по согласованию с местными властями; способ оплаты должен быть определен впоследствии;

г) по требованию ИКМПР местный медицинский персонал и медицинскую помощь, приемлемые для ИКМПР, поскольку в них возникнет необходимость для действенного оказания помощи;

д) бесплатное пользование железными дорогами, автомобилями, водным нли иным транспортом для перевозки грузов и персонала, необходимого для действенного контроля за операциями помощи, на время деятельности ИКМПР. Советские власти предоставят в исключительное пользование персонала ИКМПР и для транспортных целей железнодорожные вагоны, на каковые ИКМПР заявит разумное требование, без взимания за это оплаты.

б) В местах деятельности ИКМПР, где имеются эпидемии, Советские власти дают ему право принимать все меры, которые окажутся необходимыми для соблюдения санитарных условий, водоснабжения и т. д.

7) Советские власти бесплатно предоставят ИКМПР для производства его деловых операций необходимые конторы, гаражи и склады, а также, если возможно, отопление, осве-


щение и воду. Далее они предоставят в распоряжение ИКМПР соответствующие помещения для персонала всюду, где ИКМПР будет оперировать. Все эти помещения освобождаются от реквизиции. Обыски указанных помещений могут быть произведены юлько с ведома и в присутствии представителя д-ра Нансена в ИКМПР или какого-либо назначенного им лица, н лишь при условии наличия факта преступления, причем ответственность за необоснованный обыск возлагается мп производящего таковой.

8) Советские власти предоставят д-ру Нансену, его представителям в ИКМПР полную свободу и первоочередность пользования, без взимания платы, существующими радио, телеграфами, телефонами, кабелями, почтовыми курьерами в России, а также бесплатно снабдят ИКМПР, если представится возможным и с согласия подлежащих властей, частными телеграфными и телефонными установками.

9) Д-р Нансен, его представители, ИКМПР и его курьеры пользуются обычными дипломатическими привилегиями при проезде границ.

10) ИКМПР будет бесплатно предоставлено горючее для надобности его моторного транспорта, а также обеспечена перевозка означенных транспортных средств по железным дорогам или иными способами, поскольку в этом возникнет необходимость.

11) По требованию подлежащих органов ИКМПР Советские иллстм предоставят свободное передвижение по России персоналу ИКМПР с их багажом и продовольствием.

12) ИКМПР разрешен ввоз и вывоз, с гарантией от рек-нпшцпп, псякого рода канцелярских и транспортных средств, необходимых для его персонала и администрации.

13) Советские власти ознакомят русский народ с целями и методами работы ИКМПР для того, чтобы облегчить быстрое и плодотворное развитие таковой, а также будут содействовать сообщению за границу достоверной и неполитической информации об условиях и ходе работ по оказанию помощи как средства для развития финансовой поддержки в других странах.

Д-р Нансен обязуется в том, что:

14) Его персонал в России посвятит себя исключительно делу оказания помощи и не будет заниматься никакой политической или коммерческой деятельностью, если на таковую не последовало ранее особого разрешения Советского Правительства. Всякий служащий, нарушивший это условие, будет orojiinii или уволен по требованию Центральных Советских влпетеп. Центральные Советские власти должны сообщать д-ру Нансену причины такового требования и имеющиеся в их распоряжении доказательства.


15) В грузах не будет содержаться алкоголя и будет допущен таможенный досмотр всех ввозимых грузов помощи в пунктах, которые будут установлены по обоюдному соглашению.

Учинено в Москве 27 августа 1921 года.

Народный Комиссар Главный

по Иностранным Делам Уполномоченный

Российской по оказанию помощи

Социалистической России от Женевской

Федеративной Советской Конференции

Республики Ф. Нансен Г. Чичерин

Лечат, по арх. Опубл. в бюлл. Je 1 Центральной комиссии помощи голодающим ВЦИК, М., 1921, стр. 40—42.

203. Временное соглашение между Россией и Норвегией56

[2 сентября 1921 г.]

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Королевское Норвежское Правительство, желая, чтобы немедленно — впредь до восстановления нормальных дипломатических отношений — были возобновлены торговые и коммерческие сношения между обеими странами, заключают между собой нижеследующее предварительное соглашение.

Статья I

1) Правительство РСФСР соглашается свободно допустить Делегацию Норвежского Правительства, состоящую из одного или нескольких уполномоченных официальных представителей (председателя Делегации и его официальных помощников) и нескольких торговых агентов вместе со штатом секретарей, экспертов, переводчиков, конторских служащих и т. п. Норвежское Правительство на тех же самых условиях допускает Делегацию Правительства РСФСР.

Число официальных представителей и торговых агентов будет установлено по взаимному соглашению.

2) Временно число членов каждой нз Делегаций вместе с упомянутым штатом, прибывающим из России и Норвегии, соответственно, определяется в 20 человек; это число может быть увеличено по взаимному согласованию.

3) Глава Делегации той и другой страны будет иметь право и полномочие действовать от имени своего Правительства.

4) Официальная Делегация РСФСР в Норвегии должна рассматриваться как единственное Представительство Российского Государства.


5) Если одна из договаривающихся сторон пожелает назначить в каком-нибудь пункте вне столицы какого-нибудь из упомянутых торговых агентов для пребывания и выполнения (в соответствии с настоящим договором) функций, обычно выполняемых Консулами, она может сделать это при условии получения согласия и каждом отдельном случае от другой стороны.

Статья II

1) Официальные представители и торговые агенты пользуются личным иммунитетом, неприкосновенностью жилища и частной собственности и должны быть освобождены от каких бы то ни было принудительных обязательств и повинностей, будь то гражданские, военные, морские или какие-нибудь другие, а также от каких-либо пошлин, налагаемых взамен личных повинностей. Оии должны быть освобождены от государственного и местного обложения и пользоваться всеми другими привилегиями подобного рода, которые предоставлены официальным представителям других иностранных государств, а также иметь право свободного выезда из страны.

2) Правительства обоих Государств предоставят персоналу Делегаций, включая лиц,^ уже находившихся в данной стране, те же самые привилегии, которые, согласно международному праву, в подобных обстоятельствах обычно предоставляются персоналу дипломатических миссий.

3) Официальные представители обеих стран имеют право пользоваться своим флагом и другими официальными эмблемами, установленными законами их страны.

Статья III

1) Делегациям будет предоставлено право юридического лица со всеми проистекающими отсюда последствиями, как, например, право выступать в суде соответствующей страны в качестве истца или ответчика, право совершать всякого рода коммерческие, кредитные и финансовые сделки в пределах законов соответствующей страны. Для этой цели Делегациям обеих стран должно быть предоставлено право, в случае возникновения в связи с настоящим договором гражданских дел, вести судебные дела и выступать перед судом с полной законной силой.

2) Кроме того, Председателям обеих Делегаций предоставляется право, по уполномочию своих доверителей, получай, повестки и извещения о вызове в суд по делам, возбужденным в русском или норвежском суде, соответственно, в связи с выполнением контрактов, заключенных согласно этому договору.


Статья TV

1) Оба Правительства заявляют, что они не предпримут сами и не будут поддерживать каких-либо действий, имеющих целью арест либо завладение ценностями, товарами или движимой собственностью и недвижимой собственностью, принадлежащими другой стороне или ее гражданам, если это имущество законно ввезено или приобретено в стране после заключения настоящего договора.

2) В течение всего времени, пока настоящий договор будет в силе, собственность, принадлежащая Русскому Правительству и находящаяся в Норвегии, будет пользоваться неприкосновенностью, установленной международным правом по отношению к собственности дружественных Правительств, не будет подлежать действию норвежской юрисдикции и не может секвестрироваться норвежскими властями. Это условие, однако, не будет применяться в случае судебных дел, возникающих в связи с контрактами, актами н обстоятельствами, основанными на настоящем договоре.

Российское Правительство дает аналогичную гарантию по отношению к собственности Норвежского Правительства.

3) Требование п. 32 закона 13 августа 1915 г. о гражданском судопроизводстве, согласно которому судебное дело может быть возбуждено против лица, не имеющего полного юридического положения в Норвегии, ие будет применяться по отношению к Русскому Правительству и его официальным представителям.

4) Если, в результате судебного постановления, действие настоящей статьи будет в каком-нибудь отношении ограничено, каждая из сторон имеет право немедленно объявить настоящий договор расторгнутым.

Статья V

1) Официальные представители пользуются правом свободного доступа к Министру Иностранных Дел соответствующей страны по вопросам, касающимся их Правительств, выполнения этого договора, торговых сношений или защиты интересов их сограждан.

2) Они пользуются также правом давать визы, паспорта, удостоверять документы и обладают всеми другими правами подобного рода, которые принадлежат официальным представителям других иностранных правительств в данной стране.

Статья VI

!) Официальные представители н торговые агенты пользуются правом свободно сноситься с их собственным правительством и его официальными представителями в других


странах при помощи телеграфа, беспроволочного телеграфа или почты, а также пользуются правом посылать и получать шифрованные телеграммы. Телеграммы Делегаций посылаются первоочередно наравне с официальными телеграммами правительства данной страны. Делегации имеют также право посылать и принимать курьеров с запечатанными пакетами, не подлежащими осмотру, причем вес таких запечатанных пакетов пе должен превышать 10 кг в неделю.

2) Официальные представители и торговые агенты имеют право спободно получать через курьеров нли по почте всякого рода периодические издания и кпнги, появляющиеся в их стране и пересылаемые для их личного пользования нли для нужд персонала Делегаций.

3) Правительства обеих стран обязуются оказать соответствующим Делегациям всяческое возможное содействие в подыскании помещения и квартир, необходимых для проживания и для ведения работ.

Статья VII

Паспорта, доверенности и тому подобные документы, выданные или засвидетельствованные подлежащими властями в одном из обоих Государств, будут приниматься в другом государстве, как если бы они были выданы или засвидетельствованы властями признанного иностранного правительства.

Статья VIII

1) Члены Делегаций и их персонал обязуются воздерживаться от всякой политической пропаганды и не вмешиваться во внутренние дела соответствующей страны.

2) Делегации обеих сторон должны воздерживаться от поступления на службу или принятия какого-либо поручения для правительства, фирм или частных лиц какой-либо иной страны, кроме собственной.

Статья ÎX

1) Русские н норвежские торговые суда, их капитаны, Экипаж и грузы будут пользоваться в портах России или Нор-иггип, по принадлежности, во всех отношениях таким же режимом, преимуществами, удобствами, гарантиями и покровители: том, какие обычно предоставляются по установившейся прикшке торговых наций посещающим их порты иностранным торговым судам, капитанам, нх экипажам и грузам, включая сюда и обычно предоставляемые услуги по снабжению углем и подою, в отношении лоцманской службы, якорных стоянок, сухих доков, подъемных крапов, ремонта, товарных складов и


все вообще услуги, приспособления, помещения, связанные с торговым судоходством.

2) Обе договаривающиеся стороны соглашаются допустить свободный транзит товаров из другой страны н в другую страну, соответственно, в согласии с законом страны, причем ничто в этом постановлении не должно давать право другой стране претендовать на преимущества специального транзитного соглашения, заключенного другой страной с какой-либо третьей страной. Транзитные товары могут перегружаться, складываться или реэкспортироваться в согласии с законами, -существующими в данной стране. Транзитные грузы должны быть освобождены от таможенных пошлин и транзитных сборов в какой бы то ни было форме.

Статья X

Обе договаривающиеся стороны соглашаются одновременно с заключением настоящего договора возобновить обмен частной почтовой и телеграфной корреспонденцией между обеими странами, а также отправку и получение радиотелеграмм в согласии с существующими международными почтовыми и телеграфными правилами. Посылка шифрованных телеграмм регулируется согласно ст. VI настоящего договора.

Статья XI

Коммерческие соглашения и торговые сделки между обеими странами должны опираться на следующие принципы:

а) В Росснн монополия внешней торговли принадлежит Правительству РСФСР, которое действует через Народный Комиссариат Внешней Торговли н его организации.

б) Всякое торговое соглашение нлн сделка, совершенная с частными лицами или группами, которые действуют без уполномочия или согласия Правительства РСФСР, будет рассматриваться как нарушение настоящей монополии со всеми вытекающими из этого нарушения, по русским законам, последствиями.

в) Монополизация внешней торговли одной стороной не может быть для другой стороны основанием для введения особых таможенных пошлин нлн требования компенсации.

Статья XII

Настоящее соглашение не предрешает вопроса о существующих. претензиях об уплате компенсаций или вопроса о восстановлении в правах той и другой стороны или ее граждан.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: