Нота Полномочного Представителя РСФСР в Афганистане Министру Иностранных Дел Афганистана Махмуду Тарзи

15 сентября 1921 г. M 38

Желая пойти навстречу интересам и нуждам Афганского Правительства, неустанно помышляющего о благе своего народа, мое Правительство предполагает сверх договора оказать содействие афганскому земледелию установкой в Афганистане двух метеорологических станций: одной в Герате и одной в Чильдухтеране61.

Эти станции будут наблюдать за состоянием погоды, ветров, дождей, прибыли или убыли воды в реке и обо всех результатах своих метеорологических опытов сообщать местным властям Высокого Афганистана для того, чтобы последние могли довести эти сведения до афганских крестьян и других лиц, занимающихся земледелием. Эти станции не представят хлопот и затруднений Правительству дружественного государства, так как каждая станция будет обслуживаться только одним человеком.

Пользуюсь случаем, чтобы выразить свое высокое уважение.

[Полномочный Представитель РСФСР в Афганистане]

Печат. по арх.


223. Нота Полномочного Представителя РСФСР в Польше Министру Иностранных Дел Польши Скирмунту

16 сентября 1921 г. Л5 424

Милостивый государь господин Министр,

В ответ на Вашу ноту от 14 сентября 1921 года за №6499 Д/У Российское Советское Правительство поручило мне заявить нижеследующее:

Преступные белые организации, находящиеся на территории Польши, при содействии некоторых польских органов ведут разрушительную работу против России. Эта преступная деятельность является единственным препятствием к установлению нормальных, основанных на взаимном доверии, отношений между Россией и Польшей, а также препятствием к безболезненному и успешному выполнению Рижского договора *. Правительство России в двух нотах перечисляет подлинные документы за номерами, рисует подробно деятельность белых организаций на территории Польши и указывает больше десяти лиц, которые руководят этой работой. Правительство России в первой ноте от 4 июля ** предложило образовать смешанную комиссию, которой могли бы быть рассмотрены все материалы, имеющиеся в распоряжении Российского Правительства, для дальнейшего расследования и принятия мер к ликвидации белых организаций в Польше. Наконец, в ноте от 10 сентября***, приведя целую серию новых документов, неопровержимо свидетельствующих как о работе белых организаций, так и о содействии, которое оии получали со стороны Военного министерства Польской Республики, Правительство России, желая идти навстречу Польскому Правительству в деле расследования преступной деятельности, одинаково вредящей обоим государствам, заявило, что оно не настаивает на смешанной комиссии и готово принять всякий другой пла.н изучения обвинительных материалов, который будет выдвинут Польским Правительством.

К сожалению, Польское Правительство не стало на путь, обычный для расследования всякого преступления, а в особенности такого, которое подвергает испытанию и обостряет отношения двух государств, и поэтому не могло не прийти к тем ошибочным выводам, которые имеются в ноте Польского Правительства от 14 сентября. Польское Правительство не признало необходимым опереться на твердое основание подлинных документов, изучить подлинные подписи польских чиновников, имеющиеся на документах, изучить и сличить печати Военного министерства на тех же документах и проверить на основании этих документов приводимые факты и

* См. т. III, док. № 350. ** См. док. № 136. *** Имеется в виду нота от 9 сентября, Сы- док.21Û.


деятельность как отдельных лиц, так и всей преступной организации.

Российскому Правительству неизвестно, что против указанных в нотах лиц и организаций было бы возбуждено преследование подлежащими органами Польского Правительства, чтобы кто-либо из преступников был арестован и допрошен и чтобы со стороны тех же органов была бы сделана попытка обнаружить документы и архивы канцелярии белых организаций, местопребывание коих без труда может быть установлено, если они известны не всем органам польской власти.

Уличенные и пойманные в преступлениях, члены белых организаций пытались отделаться от предъявленных им тяжких обвинений газетной заметкой. В этой заметке они хотели незначительную часть имеющихся у Российского Правительства документов опорочить признанием, что документы являются продуктом их провокационной работы. Но попытка провокацией прикрыть преступный заговор против России и Польши невозможна, раз Российское Правительство имеет Е своем распоряжении подлинные документы. Три документа за номерами 32184, 32185 и 32186 на бланке Военного министерства за оригинальными подписями майора Кешковского, адресованные Виктору Савинкову, являются неопровержимыми доказательствами связи польского Генерального штаба и «союза защиты родины и свободы».

Кроме того, в распоряжении Российского Правительства имеются подлинные конверты, в которых указанные документы были пересланы, на них имеются печати Военного министерства Польской Республики и та же нумерация.

Кроме того, Российское Правительство располагает целой серией подлинных документов, иа которых имеются оригинальные подписи майора Кешковского, Савинкова, начальников П отдела отдельных польских армий, разнообразные подлинные удостоверения, выданные агентами «союза защиты родины и свободы» и польскими властями, ряд документов, исходящих от белых организаций и свидетельствующих об их работе против России.

Российское Правительство думает, что Польское Правительство не может стать на обычный путь доверия к голословным заявлениям преступных заговорщиков, когда оно может иметь для следствия подлинные документальные доказательства их преступной деятельности.

Российское Правительство поэтому с удивлением узнало из ноты Польского Правительства, что факты и документы, перечисленные в ноте от 10 сентября, проверены и что установлена их ложность. Всякое следствие, которое ведется по самому ничтожному преступлению, не может обойтись без ознакомления с подлинными документами, которые лежат


в основе обвинения. Тем более неожиданной является проверка фактов, перечисленных в ноте от 10 сентября, без хотя бы самого поверхностного ознакомления с подлинными материалами, которых у Польского Правительства нет и которые единственно имеются в распоряжении Российского Правительства.

Российское Правительство, поддерживая полностью все факты и доказательства, приведенные в нотах от 4 июля и от 10 сентября в отношении белых организаций на территории Польши, настаивает на немедленном энергичном расследовании деятельности белых организаций и II отдела Военного министерства. Только немедленное и надлежащими органами предпринятое расследование, с соблюдением хотя бы примитивных принципов нормального следственного производства, может раскрыть полную картину преступных заговоров, подготовляющихся в Польше против России.

Польское Правительство отчасти уже упустило время, и, таким образом, преступники получили возможность замести следы преступления. Российское Правительство считает, что еще не все упущено и что немедленные шаги следственных органов успеют помешать дальнейшему сокрытию преступления и настигнут преступников.

Российское Правительство, настаивая на немедленном расследовании действий белых организаций и II отдела Военного министерства, будет считать ответственным за промедление, способствующее лишь сокрытию следов преступления, Правительство Польской Республики. Со своей стороны, Российское Правительство готово оказывать всяческое содействие представлением подлинных документов и необходимыми указаниями в расследовании этого дела.

Примите, господин Министр, уверения в моем совершенном уважении.

Полномочный Представитель РСФСР в Польше

[Карала н]

Лечат, по арх Опуби в гЯорн «Совртская Россия и Польша», M, 1921, стр. 53—55.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: