Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Полномочному Представителю РСФСР в Литве С. И. Аралову

16 сентября 1921 г.

При всем желании обменяться представительствами с Францией мы давать авансы частным фирмам за это не намерены. Когда наша делегация будет в Париже, о'на все предложения будет рассматривать с деловой точки зрения. Считаем переговоры на предложенной Желли основе недопустимыми, бесполезно было бы посылать миссию во Францию, когда французское правительство все еще пытается навязывать нам новые войны и толкает на войну Польшу и Румынию.

Пусть Желли получает формальные полномочия от своего правительства на переговоры, и мы его пустим в Москву. Полномочия должны быть ясны и определенны, и речь должна идти не о заказах, а о взаимоотношениях и взаимопретензиях правительств. По заключении соглашения с французским правительством никаких препятствий не будет для выдачи заказов63.

Литейное

Печат. по арх.

Соглашение о репатриации военнопленных и гражданских интернированных лиц, заключенное между Правительством Украинской Советской Социалистической Республики и Правительством Великого Национального Собрания Турции

[17 сентября 1921 г.]

Правительство Украинской Советской Социалистической Республики, с одной стороны, и Правительство Великого Национальною Собрания Турции — с другой, которые уже выразили твердое намерение зафиксировать в договоре о дру-

* Это сообщение не было опубликовано в польских газетах по решению польской цензуры.


жбе и братстве добрососедские отношения, существующие между двумя государствами, побуждаемые стремлением положить возможно скорее конец бедствиям, являющимся следствием мировой войны, решили заключить соглашение о репатриации военнопленных и гражданских интернированных лиц и назначили с этой целью своих уполномоченных:

Правительство Украинской Советской Социалистической Республики — Юрия Коцюбинского, Полномочного Представителя УССР при Правительстве РСФСР и члена Всеукраин-ского Центрального Исполнительного Комитета;

Правительство Великого Национального Собрания Турции— Али Фуад-пашу, Чрезвычайного и Полномочного Посла Правительства Великого Национального Собрания Турции при Правительстве РСФСР и члена Великого Национального Собрания от Ангоры.

Означенные уполномоченные, встретившиеся в Москве и признавшие свои полномочия составленными в надлежащей форме и должном порядке, согласились о нижеследующем:

Статья I

Договаривающиеся стороны обязуются репатриировать по возможности в трехмесячный срок, считая со дня подписания настоящего Соглашения, всех военнопленных и гражданских интернированных лиц другой стороны, находящихся на их территориях.

Статья II

Условлено, что репатриация пленных будет с той и другой стороны добровольной и что принуждение к репатриации ни в коем случае не допускается.

Бюро по регистрации пленных будут собирать у военнопленных и гражданских интернированных лиц, заявивших о своем нежелании вернуться на родину, детальные сведения о стране их происхождения, их имени и фамилии, об их местонахождении, их занятии или их ремесле для сообщения делегации другой стороны, предусмотренной в статье IX настоящего Соглашения.

Статья III

Пленные имеют право на репатриацию своих семей, которые были захвачены в плен или объявлены пленными одновременно с ними, а также на репатриацию жен и детей, поскольку это касается семей, образовавшихся за время, нахождения в плену. В этом последнем случае, однако, считается обязательным совместное проживание. Членами семьи будут считаться; жена, если оиа действительно находится в супру-


жеских отношениях со своим мужем, дети, мать, немощный отец, внуки, воспитанники, а также родственники репатриирующегося лица, если они живут общим хозяйством.

Статья IV

Перевозка пленных и гражданских интернированных лиц, их семей и их имущества до обменных пунктов будет производиться на территории каждой из двух договаривающихся сторон за счет этой последней. Каждая из двух договаривающихся сторон будет, кроме того, заботиться на своей территории о жилье, санитарных услугах и пропитании пленных при их репатриации.

Условлено, что обе договаривающиеся стороны, хотя и имеют право использовать военнопленных и гражданских лиц до начала их репатриации в качестве рабочей силы, все же обязуются не использовать их на особо тяжелых работах.

Обе договаривающиеся стороны также обязуются не использовать военнопленных и гражданских лиц в качестве рабочей силы с того времени, как начнется их реэвакуация.

Статья V

Немедленно по подписании настоящего Соглашения все пленные, осужденные за какие-либо правонарушения, будут освобождены с целью их репатриации, за исключением тех из них, которые осуждены за убийство или кражу; то же относится и ко всем пленным, находящимся в предварительном заключении, кроме лиц, обвиняемых в убийстве или краже.

Дела обвиняемых в убийстве или краже должны быть незамедлительно рассмотрены.

Делегациям будет вручен список, в который будут внесены имена всех лиц, осужденных за убийство или кражу, с подробными данными о том, кто они, какого рода правонарушения им инкриминируются и какую меру наказания они отбывают.

Статья VI

В процессе репатриации в первую очередь должны по возможности отсылаться лица, неспособные обойтись без посторонней помощи, больные, инвалиды, а также лнца, члены семей которых находятся на территории другой стороны.

Обе стороны, соблюдая условия, изложенные в первой части.настоящей статьи, должны начать работу по репатриации из районов, самых неблагоприятных для пленных и гражданских интернированных лиц в отношении жилья, пропитания и гигиенических условий.


Статья VII

В пятимесячный срок, считая со дня подписания настоящего Соглашения, обе делегации должны получить список умерших пленных со всеми данными об их имени, фамилии, семейном положении, стране происхождения, болезни или причине их смерти, поскольку эти сведения имеются в распоряжении другой стороны.

Статья VIII

Украинское Советское Правительство с гуманной целью облегчить работу по репатриации турецких военнопленных и интернированных лиц обязуется избрать в качестве пунктов обмена пленными украинский порт Таганрог, а по соглашению с Российским Советским Правительством русские порты Новороссийск и Туапсе, через которые будет эвакуирована часть турецких военнопленных и гражданских интернированных лиц.

Турецкое Правительство, со своей стороны, изберет в качестве пункта обмена порты: Трапезунд и Ииеболу.

Статья IX

Условлено, что с той и другой стороны будет создана официальная делегация в составе трех членов с задачей активизировать выполнение настоящего Соглашения, оказывать пленным помощь и содействие, наблюдать за выполнением положений настоящего Соглашения и положений любого дальнейшего соглашения по тому же вопросу.

Членам этих делегаций на время их пребывания в столице страны, где они будут находиться, а также на время всех их перемещений по территории этой страны, будет обеспечен дипломатический иммунитет.

Обе стороны обязуются признавать за официальными уполномоченными по репатриации пленных право:

1. Сноситься со своим Посольством и Правительством.

2. Посещать все места, где находятся пленные. Местные власти будут иметь право, если сочтут это необходимым, сопровождать уполномоченных при этих посещениях.

3. В случае нужды оказывать помощь пленным как в денежной форме, так и одеждой и продовольствием.

4. По соглашению с властями другой стороны, занимающимися вопросами эвакуации, пользоваться всеми средствами для осведомления пленных о репатриации. Сюда, в частности, относится расклеивание объявлений на языке пленных и публикация в органах печати официальных сообщений.


Примечание. Поскольку у Турции нет Посольства на Украине, турецкие уполномоченные будут иметь право сноситься шифром с Турецким Посольством в Москве и Центральным Правительством Турции.

5. Пользоваться официальными печатями.

Статья X

Имущество, являющееся по законам и постановлениям страны отправления собственностью лиц, указанных в статье I настоящего Соглашения, может быть ликвидировано или беспрепятственно увезено при условии соблюдения следующих положений:

§ 1

Разрешается вывезти сверх ручного багажа не более восьми пудов на главу семьи или одинокого, по пяти пудов на каждого члена семьи и по два пуда на детей свыше десяти лет.

§2

Разрешается вывозить в багаже в числе других предметов:

1. Белье и одежду; не более двух штук или пар того или иного вида одежды и обуви (только одну шубу) и шести смен белья на каждое лицо.

2. Предметы, необходимые в пути, в количестве, не превышающем действительной потребности, например, подушки, простыни, одеяла, полотенца, чайники и пр.

3. Лица специальных профессий, как-то: рабочие, ремесленники, земледельцы, врачи, артисты, ученые и т. д.— имеют право вывезти предметы, необходимые для их профессиональной деятельности, даже и в том случае, если вес этих предметов превышает установленный вес, при условии получения в каждом отдельном случае особого разрешения.

§ 3

Запрещается вывозить:

1) Произведения печати, акты, документы, фотографии и всякого рода рукописи, не досмотренные компетентными властями.

2) Оружие и военное снаряжение.

3) Мануфактуру, меха, кожи, галантерею, металлические изделия и другие предметы, предназначенные для торговли, а не для личного пользования.

4) Провизию в количестве свыше 20 фунтов на человека, в том числе муки и хлеба свыше 8 фунтов, мяса 5 фунтов, молочных продуктов 3 фунтов и других продуктов — 4 фунтов, в том числе сахара — свыше одного фунта и чая 'Д фунта,

5) Скот и домашнюю птицу.


6) Автомобили, мотоциклы, всякого вида велосипеды, повозки и сани.

7) Благородные металлы в необработанном виде, драгоценные камни без оправы и золотые и серебряные монеты.

8) Изделия из золота и платины весом свыше 16 золотников каждое, те же изделия, общий вес которых превышает 16 золотников на человека, и изделия нз серебра весом свыше 1 фунта на человека.

Золотые и серебряные часы, обручальные кольца, портсигары и серебряные кошельки могут вывозиться в количестве одного предмета на взрослого человека Вес этих предметов не входит в вес указанных выше предметов.

9) Изделия из драгоценных камней (алмазы, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины и пр.), общий вес которых превышает один карат. Те же правила относятся и к жемчугу.

10) Машины и части машин всякого рода, хирургическая аппаратура и музыкальные инструменты, за исключением тех, которые упомянуты в § 2 пункта 3 настоящей статьи; швейные машины могут вывозиться в количестве одной на семью.

И) Табачные изделия (в количестве свыше 500 папирос или полфунта табаку на каждого взрослого человека, достигшего 18 лет).

12) Мыло в количестве, превышающем один кусок туалетного мыла на человека и одного фунга хозяйственного мыла на семью.

13) Бумажные деньги любой эмиссии, имеющие законное хождение на территории страны отправления на сумму свыше 100 000 украинских рублей или 100 турецких фунтов.

Вывоз денег на сумму, превышающую эту норму, может быть допущен лишь по специальному разрешению.

14) Всякого рода ценные бумаги, рента, государственные процентные бумаги, векселя, транспортные квитанции, складочные свидетельства, если на них пет специального разрешения.

15) Предметы, представляющие художественную или антикварную ценность, на провоз которых не было выдано специального разрешения.

Статья XI

Лица, отбывающие на основании настоящего Соглашения, равно как и их багаж, не подлежат обложению какими-либо налогами или сборами, взимаемыми при отъезде.

Статья XII

Настоящее Соглашение будет опубликовано в столице ие позднее Ю дней, а в провинции не позднее одного месяца со дня его подписания.


Статья XIII

Настоящее Соглашение не подлежит ратификации и вступает в силу со дня его подписания.

В удостоверение чего вышеозначенные уполномоченные той и другой стороны подписали настоящее Соглашение и приложили к нему свои печати.

Составлено в двух экземплярах в Москве семнадцатого сентября тысяча девятьсот двадцать первого года (тысяча триста тридцать седьмого года).

Коцюбинский Али Фуад

Печат. по арх. Опубл. в «Сборнике действующих договоров...» вып. I, M., №24, стр. 281—285.

227. Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР

18 сентября 1921 г.

В своей ноте от 9 сентября* Народный Комиссариат по Иностранным Делам приводил целый ряд фактов, указывающих на преступную деятельность савинковской организацич и на ее связь с польским Генеральным штабом. Многочисленные подлинники и фотографии с подлинных документов не оставляют никакого сомнения в том, что белогвардейские элементы, группирующиеся вокруг Савинкова, развивают самую активную партизанскую деятельность на территории Советских Республик.

Савинковская организация, самое существование которой отрицает польское правительство, является фактическим руководителем бандитских шаек, оперирующих в Западной области Советских Республик. Ряд документов, найденных на убитых бандитах (мандаты, удостоверения, предписания и пр.), и показания арестованных с несомненностью подтверждают бандитский характер савинковской организации. Эти же документы подтверждают активную помощь, которую польские военные власти во главе со II отделом Генерального штаба оказывают Савинкову как деньгами и оружием, так и содействием в переправе людей через границу, в установлении связи между подпольными организациями Савинкова на советской территории с Варшавой. Не может быть никакого сомнения как в подлинности всех этих документов, так и в том, что активная партизанская деятельность Савинкова проходит при непосредственном содействии и помощи польских властей.

* См. док. Ке 210.


Документы, которые были процитированы в нашей ноте от 9 сентября, показывают, что Савинков предполагает перевести свою организацию на нелегальное положение и, прикрываясь новыми названиями, продолжать прежнюю деятельность опять-таки при полном содействии польского Генерального штаба. Переписка между Савинковым и майором Кеш-ковским из польского Генерального штаба, которая цитировалась в нашей ноте, показывает ясно, как предполагалось замаскировать дальнейшую работу савинковской организации.

Переписка эта не представляет никакого сомнения в своей подлинности. В распоряжении Народного Комиссариата по Иностранным Делам имеется масса подлинников или фотографических снимков с подлинников всех этих документов, из которых нами была процитирована лишь небольшая часть. Конверты, в которых пересылалась эта переписка, снабжены сургучной печатью польского Генерального штаба. Многочисленные показания задержанных на советской территории белогвардейцев вполне подтверждают подлинность этих документов и рисуют картину самого тесного сотрудничества между Савинковым и польскими военными властями. Так как слишком очевидным является попустительство польских военных властей, то польский Генеральный штаб не нашел ничего лучшего, как выступить через некоего поручика Масловского с заявлением, что имеющиеся у Советского Правительства документы польского Генерального штаба являются подложными62. Указанный поручик Масловский в наглом письме, помещенном в газетах, заявляет, что эти документы были им якобы сфабрикованы и проданы Советскому Полномочному Представителю в Польше. Народный Комиссариат по Иностранным Делам, считая ниже своего достоинства входить в полемику с субъектами вроде Масловского, указывает в связи с его выступлением, что в то время, как Российское Правительство и в своей ноте от 4 июля * и в дальнейших своих заявлениях неоднократно требовало создания специальной смешанной комиссии из представителей Российского и польского правительств для ознакомления с имеющимися в его распоряжении документами и для принятия реальных мер против преступной деятельности Савинкова, польское правительство под всякими предлогами уклонялось от созыва такой комиссии. Наконец, не приходится говорить о подлинности или подложности документов, когда реальные факты деятельности савинковской организации на территории России налицо.

В то время как Советская власть напрягает все свои силы для помощи потерпевшему от неурожая населению, переходящие границу бандитские отряды своими выступлениями

* См. док. № 138.


в Западной области Советских Республик, где урожай хлеба выше среднего, дезорганизуют и фактически сводят на нет всякую помощь. В то время как Франция, которая является фактической руководительницей польской внешней политики, обращается с громкими декларациями о помощи голодающим, с другой стороны, появляющиеся из Польши и Румынии партизанские отряды, снабжаемые оружием и деньгами Францией же и ее ставленниками, фактически срывают нашу продовольственную кампанию там, где вследствие хорошего урожая есть надежда собрать некоторые излишки для отправки голодающему Поволжью. Реальными фактами являются крушения поездов с продовольствием, совершаемые этими бандитскими отрядами. Рабочие и крестьяне России не могут равнодушно относиться ко всем этим фактам. Вся предлагаемая иностранными державами помощь является лицемерием, когда одновременно продовольственные маршруты пускаются под откос наемниками Франции. Никакие опровержения польского Генерального штаба и гг. масловских эти факты опровергнуть не смогут.

Печат. по газ. «Известия» M 208(1351), 18 сентября 1921 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: