Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Германии в СССР

5 января 1925 г. M 3B/7

Ссылаясь на предыдущую переписку о правовом положении германских предприятий «Гельзенкирхенского акц. об-вп» и «Кавказского рудникового т-ва»6, Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь уведомить Германское Посольство, что, как усматривается из самого заголовка «Особого положения об условиях дальнейошй эксплуатации марганцевых рудников и заводов в Чпатурском районе^, утвержденного Советом Народных Комиссаров Грузии 20 июля 1922 г,, это положение явилось дополнением к пункту 9 декрета Революционного Комитета Грузии за № 17 от 6 апреля 192! г., каковым вся земля и все недра земли в пределах ССР Грузии были национализованы. Декрет № 17, имевший общее и нормативное значение, не устанавливает формы перехода права собственности от частных владельцез к государству. Особое же положение от 20 июля 1922 г, самим тем фактом, что оно являлось дополнением к названному декрету, показывало, что последний относится ко всем тем лицам, на которых подлежало распространению упомянутое особое положение. В п,! положения в числе этих лиц со всею ясностью указаны и иностранные фирмы.

Поэтому мнение, высказанное Посольством, о том, что особое положение было применено к названным фирмам, тогда как декрет № 17 не должен считаться к ним в свое время примененным, не разделяется Правительством Союза.

Согласно этому все недра, находившиеся в эксплуатации каких-либо иностранных фирм к моменту издания декрета № 17, признаются с того же времени перешедшими в собственность государства.

Для приобретения пятидесятилетних прав аренды па эти недра особое положение 20 июля 1922 г, предоставляло фирмам право заключать с Горным комитетом ССР Грузин соответствующие арендные договоры, К сожалению, все приведенные Германским Посольством доводы все же не подтвердили факта заключения этих договоров. Народному Комиссариату по-прежнему не известны ни даты, ни тексты этих договоров,


ни лица, их подписавшие от имени Правительства ССР Грузии. Наоборот, имеющиеся данные говорят за то, что эти договоры никогда не существовали, а поэтому соображения, высказанные Народным Комиссариатом по Иностранным Делам в предыдущей ноте, остаются в силе.

За всем тем, однако, Народный Комиссариат не может не присоединиться' к тому толкованию, какое Посольство придает примечанию к статье I декрета Революционного Комитета Грузии за № 42 о национализации промышленности, и полагает, что находящиеся на предприятиях «Гельзенкирхен-ского акц. о-ва» и «Кавказского рудникового т-ва» строения на поверхности, технические приспособления и прочее имущество, ввезенное ими либо благоприобретенное, не должны считаться подвергнутыми национализации. Вследствие этого и сохраняя в полной силе свою вышеизложенную точку зрения на отсутствие у Правительства ССР Грузии каких-либо обязательств по дальнейшему оставлению в пользовании названных фирм тех или иных участков марганцевых месторождений, Союзное Правительство не видит, однако, оснований к тому, чтобы отрицать полную собственность фирм на принадлежащие им промышленное оборудование и приспособления для добычи и обработки руды, и не имеет в виду ограничивать дальнейшее свободное распоряжение этим имуществом по усмотрению владельцев, поскольку такое распоряжение не является помехой к дальнейшей эксплуатации Правительством или его арендаторами и концессионерами самих копей.

Лечат, по арх.

8. Сообщение Полномочного Представителя СССР во Франции о беседе с членом парламента Великобритании Кен-ворти *

7 января 1925 г.

5 января меня посетил депутат английского парламента Кенворти, По его словам, консервативное большинство в парламенте продержится, вероятно, несколько лет. Парламент состоит в значительном числе из депутатов новых, имеющих слабое понятие о парламентской деятельности. Либералы потерпели поражение, от которого едва ли оправятся, в частности влияние Ллойд-Джорджа, по мнению Кенворти, совершенно ничтожно- В отношении Советского Союза едва ли можно ожидать политики разрыва, так как никто не хочет прекращать торговлю- Это плохо вяжется с заявлением того же Кенворти, что крупные банки предписали будто бы своим клиентам и более мелким банкам воздерживаться от предо-

* Из доклада в Народный комиссариат иностранных дел СССР от 7 января 1925 г,


ставленая какого-либо кредита советским торговым учреждениям.

Небезынтересна характеристика Чемберлена, даваемая Кепвортн. lie словам Кенворти, Чемберлен был очень на месте в качестве министра финансов в кабинете Ллойд-Джорджа, Он был также неплох в качестве лидера палаты при

Бонар Лоу, Теперь в качестве министра иностранных дел, в особенности по возвращении из поездки в Париж и Рим, Чемберлена нельзя узнать. Он утратил всю свою гибкость и превратился в грубую тупую копию Керзона, но без керзо-повского знания всех тонкостей внешней политики и без его умения говорить с палатами. По словам Кенворти, в Англии недовольны слишком грубыми выступлениями Чемберлена и считают, что его поездка не дала удачных результатов,

Кенворти довольно долго распространялся о каком-то не особенно вразумительном проекте смешанного банка на основе соглашения с Русско-Азиатским банком*, т. е, с его французскими и английскими акционерами, Цель проекта заключается явно в желании так или иначе присоседиться к Восточно-Китайской дороге и к тем активам, которые еще остались в Русско-Азиатском банке в Китае. Кенворти собирается даже ехать в Москву через 2—3 недели, чтобы говорить с т. Сокольниковым по поводу этого проекта, будто бы в принципе одобренного X, Г, [Раковским].

Я ограничился выслушиванием и не подавал никаких реплик по поводу этого незадачливого предложения. По слухам, Русско-Азиатскому банку предстоит быть иа днях проглоченным тем же Бауэр — Маршалем **, который уже проделал такую операцию над Русским для внешней торговли банком.

Полпред Л. Красин

Лечат, по арх.

9- Сообщение Полномочного Представителя СССР в Латвии о беседе с Министром Иностранных Дел Латвии Мееро-вицем ***

? января 1925 г.

Уважаемый Виктор Леонтьевич,

Я сегодня Вам кратко телеграфировал о своей беседе с Мееровицем. Теперь сообщаю подробности, Происходила она сегодня, продолжалась свыше часа, Я задал ему два вопроса

h"n.....——......._______I____.____—I—il ■iij-*j-i-

* См. т( VII, прим. 23. ** Финансово-монополистическая группа во Франции, *** 1-Ь письма члену коллегии Народного комиссариата иностранных дол СССР В. Л. Копну от 7 января 1925 гГг


ï'i одновременно же высказал нашу точку зрения по ним. Первый вопрос — о предполагаемом протесте на Гельсингфорс-ской конференции по поводу Бизертского флота и второй вопрос — о предполагаемом заключении на Гельсингфорсской конференции или вне ее союза во главе с Польшей. Основаниями для этих вопросов я указал на статьи германской и польской прессы, При этом я указал, что как образование союза, так и протест по поводу флота будут нами восприняты как недоверие к нам и нашей мирной политике, будут поняты как враждебный акт, что, конечно, поведет к нарушению наших добрых отношений.

На первый вопрос Мееровиц ответил, что действительно вопрос о протесте против прихода Бизертского флота в Балтийское море поднимается. Инициатором этого протеста является шведское правительство, и на Гельсингфорсской конференции предложение протеста будет поднято и в Финляндии *. Эстония, по-видимому, поддержит, Латвия брать инициативу на себя по этому вопросу не хочет, Польша же с охотой ухватилась за это предложение шведского правительства и будет поддерживать этот протест. Польша тем охотнее поддерживает это предложение шведского правительства, что между Польшей и Швецией за последнее время большие расхождения и натянутые отношения и шведское правительство категорически высказывается против образования прибалтийского союза во главе с Польшей. Польша ищет смычки со Швецией.

Лично ои, Мееровиц, не видит цели в этом протесте, так как и без этого флота Кронштадтский флот является самым сильным'флотом Прибалтики и при желании СССР, конечно, мог бы с этим флотом произвести нужные диверсии, если бы захотел, и что он вполне верит в мирную политику СССР, В ответ на это я Мееровицу сказал, что его соображения насчет СССР вполне верны и для него должна быть вполне ясна наша мирная политика, которая подтверждается целым рядом фактов, и что это тем более мне позволяет ему посоветовать отказаться от подобного выступления и, пользуясь тем, что Латвия является одним из наиболее влиятельных государств Прибалтики, оказать соответствующее давление на своих коллег в этом вопросе и успокоить нервы особо волнующихся министров, Последнюю фразу сказать дал мне повод Мееровиц, указав на нервность эстонского правительства. Далее я ему указал, отметив частность разговора в этом пункте, на то, что Бизертский флот обследуется и что еще не выяснено, куда ои пойдет, и не выяснено его состояние, и что ои в старое время был предназначен исключительно для Черного моря.

Так в тексте.


Мееровиц сказал, что письменного протеста не предполагается составлять, а лишь устный. На это я ему сказал, что это одно н то же, и еще раз подтвердил, что это произведет неблагоприятное впечатление.

По второму вопросу [Мсеропиц] дал следующие разъяснения: во-первых, эстонский министр Пуста приезжал в Ригу с определенной целью склонить Латвию во вступление в балтийский союз. Буквально он выразился, что Пуста приехал с горячей головой. По-видимому, горячность эта явилась результатом милитаристического правительства Эстонии. Как Вам известно, он сказал, что и в Латвии военные круги все стоят за союз с Польшей. Тем более это в Эстонии. Два дня я охлаждал горячность Пусты и думаю, что успел в этом, ибо он уехал в другом настроении. Не знаю, как примут его в Эстонии, Думаю, что будут ругать. Польское правительство возбудит на Гельсингфорсской конференции вопрос о возобновлении «Аккорд-Варсови»7. Точка зрения финляндского правительства на «Аккорд-Варсови» остается прежней, и поведение финляндского правительства на этой конференции будет таково: чтобы не резко рвать е. Польшей, и финляндское правительство заявит, что по мотивам внутреннего характера (предстоящие через несколько месяцев выборы нового президента, перемена правительства) предлагает этот вопрос отложить. Вы видите, следовательно, что союз четырех отпадает в настоящее время, и Вы видите вместе с тем, что у этих четырех государств с Финляндией во главе имеются опасения и боязнь гегемонии Польши в случае заключения такового союза. Тем более возможна эта гегемония при союзе трех: Латвии, Эстонии и Польши. В латвийском правительстве категорически против такового союза, и Вы в Латвии не найдете никого, кроме военных, кто бы стоял за этот союз. Тут он повторил все те причины, которые он высказывал неоднократно и в прошлом году, и в прошлой беседе. Кроме того, латвийское правительство прекрасно сознает, что создание такого союза даст больше минусов, чем плюсов и и международной политике. Мы прекрасно зиаем, что на СССР это произведет неблагоприятное впечатление и значительно осложнит наши взаимоотношения. Тот же союз осложнит отношения и с Германией, и германское правительство относится чрезвычайно нервно к слухам об этом союзе. То же отношение мы имеем со стороны шведского правительства. Также это бы повлияло на наши взаимоотношения с Литвой. Поэтому в моих разговорах с Пустой я ему высказал все эти мотивы. Также указал ему, что они в своей нервности не отмстили положительной стороны ревельских событий *, а именно лояльное отношение СССР как государства. Мне кажется, что я его убедил не

-lt. ..... ■—------Jr—J--I-----.,..._,, Чы------

* См, т\ VII, прим. 94,


идти на авантюру. Проездом на Гельсингфорсскую конференцию здесь на два дня остановится Скшнньский. 12-го латвийское правительство устраивает по случаю его приезда раут для дипломатического корпуса, 13-го он будет делать визиты, и вечером состоится интимный ужин у Чаксте* из четырех лиц: Чаксте, Скшнньский, Ладось** и я, 13-го Скшнньский уедет в Ревель. Я преднамеренно отвел как можно меньше времени для личных бесед с ним. Конечно, поговорить есть о чем, по откровенным особенно я с ним не могу быть, как с другими дипломатами. Во всяком случае, в беседеоб арбитраже я укажу ему, что на последний мы согласимся лишь в том случае, если будут изъяты вопросы из арбитража: территориальный, о меньшинствах и внутренний (аграрный)8. По первому вопросу мы потребуем категорической дачи гарантий о признании наших границ, ибо Вы сами знаете, что по этому вопросу мы не можем сделать Польше никаких уступок, ибо малейшая уступка поведет к дальнейшей экспансии Польши, к выходу к Двине и захвату Двинска; второй вопрос разрешен в Лиге наций, последняя признала наше законодательство по вопросу о меньшинствах удовлетворительным; и третий вопрос является вопросом внутреннего порядка, не подлежащим обсуждению какой-либо другой стороной. Если Польша согласится исключить эти вопросы, то тогда мы подпишем арбитраж.

Вот сущность нашего разговора с ]Мееровицем. Детали я опустил, ибо было много повторений из прежних разговоров,

С коммунистическим приветом

Лралоз

Лечат, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: