Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Турции

#, 3. Сурицу*

10 января 1925 г-

Фрунзе заявил мне категорически, что нет никакой концентрации войск ïia Кавказе, пет даже частичной мобилизации и присылки континтентов из центра. Поводом к слухам могло послужить следующее: призывной возраст 1902 г. на Кавказе, как везде, был призван не сразу, а весной была призвана лишь часть, в ноябре же — допризывники. И на Кавказе в ноябре были призваны допризывники 1902 г. На Кавказе были также произведены перемещения войск, но исключительно в пределах местных сил и без дополнительных присылок из центра. Итак, опасения турок неосновательны, заявите им это**. Не можем скрыть, что кокетничанье турок с поляками и румынами внушает нам опасения, но никаких мер нами не принято.

Принципиально мы вполне согласны дополнить договор плагожелательным нейтралитетом. Формулу пошлем через два дня ***,

Вручили ли Вы меморандум?13

Чичерин

П&чт\ ш арх.

Hi Письмо члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Полномочным Представителям СССР в Латвии, Литве, Польше, Финляндии и Эстонии

10 января 1925 г.

Имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют установить следующую картину подготовительной работы по созданию балтийского союза,

Из прибалтийских государств движущими силами являются Польша и Эстония.

Польская дипломатия работает чрезвычайно энергично не только в Риге, Гельсингфорсе и Ревеле, но главным образом в Париже. Одновременно польская пресса проводит кампанию шантажа против нас, распуская слухи о нашем пошатнувшемся международном положении и используя ревельские события****. Необходимо также отметить увеличение числа пограничных конфликтов с Польшей и обострение их характера.

* См, док, № 10, ** См. док. № 23. *** См. док, № 42. **** См, т VII, прим. 94


В последнем крупном налете с польской стороны принимали участие, по нашим предварительным сведениям, польские регулярные воинские силы*. Вместе с тем польское Правительство продолжает линию на соглашение с нами, от-тяп-nuui, однако, серьезные переговоры до конца Гельсингфорсе Kofi конференции и выяснения ее результатов.

Эстонская дипломатия работает главным образом в Риге и Лондоне, Имеются сведения, что эстонский посланник в Лондоне настаивал перед английским правительством на формальном обязательстве Англии оказать помощь Эстонии14 в случае ^.нападения» со стороны СССР, указывая, что в противном случае Эстония, вопреки прежним советам Англии, будет стремиться к созданию балтийского союза, возглавляемого Польшей.

Латвия держится сравнительно пассивно. Наш демарш в Риге по поводу визита Веемапа Войцеховскому ' вызвал официальное опровержение со стороны латвийского правительства, н котором указывалось, что визит не имел политического характера, Латвийские официальные круги продолжают подчеркивать наличие расхождений с Полыней в латгальском вопросе4 и нежелание латвийского правительства открыть Польше дорогу к Западной Двине. Нам не удалось еще выяснить, в какой мере эти заявления отражают действительные намерения латвийского правительства и в какой мере они являются попыткой замаскировать намечающееся или уже состоявшееся соглашение с Польшей.

Еще более пассивная позиция Финляндии. По причинам внутреннего характера финляндское правительство признает в данный момент заключенно прибалтийского союза во главе с Польшей нежелательным. Официальное заявление финляндского правительства говорит, что Финляндия, будучи в данный момент спокойной за себя, не желает вмешиваться в чужие споры. Все говорит за то, что на Гельсингфорсской конференции Финляндия будет сопротивляться расширению ее программы, в частности включению вопроса о балтийском союзе.

Поведение Литвы продолжает оставаться противоречивым. С одной стороны, литовское правительство официально заявляет о невозможности для него сесть за один стол с Польшей до решения виленского вопроса. С другой стороны, имеются сведения, что поездка Весмана в Ковко имела своим предметом установление соглашения между Полыней и Литвой на базе раздела Виленщины. Во всяком случае, на Гельсингфорсской конференции Литва вряд лн будет принимать хотя бы косвенное участие, что, разумеется, не исключает возможности косвенного зондажа через посредство латышей.

T—1IH.I-—......------------■ -.......-

* См. док, Jsib 13.

7<>


Что касается позиции великих держав, то Англия, по-видимому, продолжает относиться отрицательно к передаче главенствующей роли в прибалтийском союзе Польше. Она по-прежнему придерживается северной ориентации и стремится к созданию оцепления по берегам Балтийского моря, т, е. союза из Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы. Ввиду вышеуказанного пассивного поведения Финляндии Англия, не имея шансов на немедленное осуществление своих планов, не обнаруживает особой активности и ограничивается пока основательной разведкой |5.

Роль Франции пока недостаточно освещена. Имеются серьезные данные полагать, что французское правительство оказывает полную поддержку польским планам и вообще является в проводимой сейчас политике окружения Советского Союза более активным фактором, чем это проявляется вовне.

Сообщается Вам для сведения и принятия мер к дальнейшему освещению затронутых здесь вопросов,

Член Коллегии НКИД

Копи

Печат, по арх.

17, Письмо Попаренного в Делах СССР в Великобритании Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. М. Литвинову

Верлин, 10 лшшрл 1925,%

Уважаемый Максим Максимович,

Я использую свое свободное время в Берлине, чтобы отсюда написать Вам более подробно о моем разговоре с Чем-берлспом *.

Нужно считать, что это свидание ожидал и желал сам Чембсрлеи, это я вывожу из того факта, что раньше, чем я успел отправить письмо, что желаю видеться с ним, а не с Тиррелем** или с Эриком Кроув***, получилось сообщение от его секретаря, что он меня примет немедленно после своего возвращения, а именно во вторник 6 января. Я явился к нему на свидание немного раньше и был немедленно принят, Я начал сообщением, что ввиду моей поездки в Москву желаю иметь с ним беседу по различным вопросам, чтобы мог привезти своему правительству подлинные сведения об отношении английского правительства к Союзу.

* Беседа состоялась 6 января 1925 г. в Лондоне. ** Помощник заместителя министра иностранных дел Великобритании.

*** Постоянный заместитель министра иностранных дел Великобритании.

2 Докум, виеши. политики, т. VîII,'!3


Вот примерно диалог, который между нами велся; я передаю псе существенное и по возможности в тех выражениях, которые «Mein моего.

•-• Я начну немного издалека. Начну с тройной речи. Пассаж последний, и котором говорится о необходимости сохранения нормальных дипломатических сношений с Союзом, был встречен моим правительством с удовлетворением и сочувствием нашего общественного мнения. Но я должен заявить, 4ïq пае смутили, наоборот, Ваша речь на эту же самую тему и палате общин; Вы в отличие от тронной речи заявили, что между нами не могут существовать нормальные дипломатические сношения ]6.

Чомбсрлеи сделал очень удивленный вид: «Как так, если бы у нас ие было дипломатических отношений, тогда Вы не могли здесь присутствовать у меня. Я не вспоминаю, чтобы делал подобипле заявлення&.

Я ему сказал, что такое заявление есть в его речи. Он туг же немедленно позвонил, чтобы принесли ему стенографический отчет. Я продолжал: # Нужно сказать, что в некоторых кругах ожидали именно, что после Вашей речи должен был наступить фактически fi перерыв отношений. С другой стороны, есть полый ряд фактов, которые содействовали тому, чтобы такое мнение утвердилось.

1-е — это поведение английского представителя в Тиране, в результате вмешательства которого наш полпред г. Крако-вецкий должен был уехать*». Я ому рассказал в нескольких словах, как обстоит дело. Выслушав меня, он заявил буквально: «Это абсурд. Откуда Вы почерпнули эти сведения, из газет?»

— Мет, газетные сообщения подтвердились непосредственно донесением нашего полпреда, а он имел но этому случаю разговор е секретарем правительства г. Фан Ноли. Сообщалось даже нам, что только ценой отъезда нашего полпреда английское правительство обещало свою поддержку монсинь-ору Ф;ш Ноли.

Чемберлен записал на бумажке о моем сообщении и заявил: «Об этом ничего не известно мне, и вообще я никакой поддержки не обещал оказывать албанскому правительству. Надеюсь, что инцидент, имевший место в Албании, — чисто

локальное дело», Я здесь заметил: «По моим сведениям, дело более серьезное, что касается так называемого восстания против бывшего албанского правительства и похода, который был организован; против Албании участвовало не менее 5 тыс [человек] из иностранной армии, в которой подавляющее большинство составляли бывшие врангелевскне солдаты, находя-

* См. т, VII, док. Лг 203.


щиеся на территории Югославии». (Эта цифра была дава лондонским представителем бывшего албанского правительства т. Богомолову*.)

«Второй факт, о котором я хотел бы иметь столь успокоительные заявления, это вопрос, касающийся нашего флота !л Бизерте. В известные круги проникали сообщения, что английское правительство намерено воспрепятствовать возвращению этого флота, не могущему представлять никакой \ грозы для Англии». — «Газетные сведения?» — «Да, но мы с ними должны считаться, поскольку они не опровергаются форин офисом. Нам приходится на них обращать серьезное внимание, они печатаются в наших газетах и вызывают в кругах общественного мнения и правительства соответствующие комментарии, в чем Вы могли убедиться и из последнего интервью г. Чичерина**. С другой стороны, Вас здесь не было, и я не мог получить соответствующих разъяснений». Он начинает: «Мы не можем считаться с газетными сообщениями и давать опровержения. У форин офиса не хватило бы времени, если бы он должен был каждый неверный слух опровергать. Что касается флота, то, когда я был в Париже, в раз-ншоре со мной г. Эррио мне сообщил, что еще г, Пуанкаре обязался возвратить немедленно вам флот после признания. Я ому ответил, что со стороны Англии против этого нет никаких возражений».

--• С радостью я принимаю к сведению Ваше заявление, но Hu но должны удивляться, если такого рода сообщения нстречают перу, так как последние недели во всей печати политика Англии по отношению к нам была представлена в определенном свете. Об Англии говорилось, что ома стремится к созданию против нас всеевропейского блока. Сведения, которые поступают к нам, в частности нз балтийских государств, являются в этом отношении симптоматичными. Так, например, нам передали, что банки балтийских государств, которые вели с нами дела, отказываются финансировать из-тттные торговые сделки, ссылаясь на то, что они получили i-иответетвующне директивы из английских банков, в связи г которыми они находятся.

••-..... Английские банки действуют самостоятельно. Мое правительство не может вмешиваться в нх деятельность.

••• Но банки следят за политикой правительства и приме-пи ютея к иен.

-..... Я Вам заявляю, что правительству не приходилось вмешиваться в деятельность банков, и во всяком случае нашим бликам правительство таких директив не давало.

* Первый секретарь полномочного пр^ктавшельегиа СССР в Вели-** См, дик.»Nb 5,

1z.


Здесь начался общий разговор о наших торговых взаимоотношениях с Англией, Я ому указывал, что в его речи в парламенте, хотя оп и правильно подчеркнул, что в нашем общем вывозе из Англии вывоз фабрикатов английской промышленности занимает слабое место, по что п его цифрах о вывозе так называемых реэкспортных топоров не включена такая крупная цифра, kûk закупка нами серебра на экспортном рынке ил 6 млн, ф. ст, (между прочим, министерство торговли не считает товаром вывезенную монету, отчеканиваемую в Англии). Дальше я ему объяснил, что отсутствие долгосрочных кредитов именно заставляет нас покупать в Англии главным образом различные виды сырья, которые мы могли бы у себя обратить немедленно в товары. Нам самим желательно покупать в Англии больше машин и что в этом одинаково мы заинтересованы. Чемберлен со своей стороны указал, что получение долгосрочных кредитов затрудняется вследствие того, что мы но выполнили обязательства старого царского правительства, и нанял объяснять мне, каким твердым принципом в вопросе о завоевании доверия является принцип преемственности обязательств.

Разговор таким образом вплотную подошел к договорам*. Я ому показал "-и ссылкой на договоры, а также и ссылкой на отдельные переговоры с боидхоулдерами ** и пр., — что этот вопрос получил бы свое удовлетворительное решение, если теперешнее правительство ие отказалось бы от их ратификации. Чемберлен заметил, что эти договоры являлись неудовлетворительными для теперешнего правительства, поэтому оно не могло их принять. Тогда я перешел и перенес центр разговора на необходимость применить к и им оба закона о покровительстве внешней торговле, для того чтобы мы могли получить долгосрочные- кредиты17. Он слушал с большим вниманием, когда и ему объяснял механизм применения этих законов*"7*', и здесь же вызвал своего секретаря, чтобы он ему дал справку об этих двух законах и о том, как обстоит с формальной стороны вопрос об их применении к нашим торговым сделкам. Между прочим, ou сообщил, что директива, которая существовала р.чпьше, чтобы ие давать долгосрочный кредит иа постройку судов в Англии, для того чтобы не создавать конкуренции для английского торгового флота, теперь отменена.

Разговор продолжался дальше о перспективах нашей торговли в будущем году. Я ому указывал "а новые ассигнования в сумме 50 мли. руб. на закупку товаров за границей [и па то] что я в качестве полпреда в Англии буду считать своей обязанностью стремиться к расширению этих торговых сделок,

* См. т. VII. прил.З, 4,

** ч...... держателями облигации (англ.).

*** Б тексте ошибочно — договоров.


Oil заметил, что это для него тоже чрезвычайно желательно н что путь к разрешению политических трудностей ведет через торговлю. Здесь маленький парантез. (Преждевременно делать какие бы то ни было выводы из этой части нашего разговора о возможности получения долгосрочных кредитов, но в последнее время имело место одно обстоятельство, которое говорит, что как будто бы консервативное правительство теперь склонно оказать содействие для развития наших экономических отношений. Из лондонского отделения американского банка «Гаранти трест» иам сообщили, что министерство торговли обратилось конфиденциально с вопросом, почему мы не получаем иа английском рынке более широкий кредит. От-. вет был таков, что банки были бы готовы оказать нам более широкий кредит, если иа то будет разрешение правительства. Это достоверно. Нуждается в подтверждении лишь слух, что будто бы правительство определяет теперь сумму того кредита, который байки могли бы дать иам. Эти все разговоры ведутся ультракоифиденциальио, но получится ли в конце концов расширение или сокращение кредитов, это еще нельзя сказать.)

В это время принесли протоколы парламента, и я сам указал Чемберлену иа инкриминируемое место его речи. Я должен сказать, что ои был несколько озадачен сам своей речью и стал тогда мне объяснять, что противоречия пет, что действительно вполне нормальные отношения могут быть только при трех условиях: I) если по будут повторяться документы вроде «письма Зиновьева»: 2) если между Коминтерном н правительством не будет существовать та связь, о которой говорил в своей ноте Макдоиальд, и 3) если со стороны Советского правительства не будет враждебных действий против Англии в других странах.

Я заслушал более или менее подробное изложение этих трех пунктов н стал отвечать также по пунктам. Но с первого же слова он хотел, чтобы я больше о «письме Зиновьева» не говорил, так как у английского правительства есть абсолютное убеждение в его подлинности. Я не хотел бы, сказал он, отнимать Ваше и мое время, возвращаясь к этому инциденту. Это не помешало, однако, чтобы я остановился снова на (..письме Зиновьева», указывая ему, что в этом деле как неоправданная сторона мы гораздо больше имеем права жаловаться и протестовать, чем оии. Напомнил ему дело Дрейфуса, где для того, чтобы доказать подлинность одного фальшивого документа, авторы зарвались, делая новые и новые подлоги. Я выразил предположение, что письмо не было составлено в самом Лондоне, что оио есть часть международного плана для срыва отношении между Англией и Россией. Он иронически поблагодарил, что я не обвиняю англичан в подделке, на что я ему ответил, что я дал доказательство


форин офису, что н англичане способны заниматься подделкой *. На это он мне возразил, что это ему известно. О Коминтерне я указал па прецедент самой Англии, которая после Парижской коммуны отказалась запретить деятельность исполкома ï Интернационала, заседавшего в Лондоне. Чембер-леи заметил, что члены английского правительства не входили в исполком Ï Интернационала, на что я возразил, что тогда вообще не было социалистических правительств, Гораздо глаже пошли объяснения по пункту 3. Я ему указал, что «абсурдно го представление, которое предполагает, что нате правительство занимается только тем, что организует революции в других странах. У нас имеется население в 132 млн., которое стремится к организации своей материальной жизни, которое имеет интерес покупать и торговать, и наше правительство готово идти на согласование наших интересов и [интересов] других государств и в Европе и в Азии. Об этом мы дали доказательства во время конференции, когда мы представили наш меморандум по восточному вопросу*'". Во избежание кривотолков, я ему изложил основные идеи этого меморандума и прибайнл, [что], нуждаясь в иностранных ка-' ниталах и торговле, мы не думаем мешать никакой стране заниматься торговлей и экономическому проипкповению в другие страны и континенты при соблюдении независимости их народов.

Чемберлеи заявил, что он с меморандумом не знаком, но что он его прочтет, и записал об этом из своей бумажке.

Я поднял вопрос еще о назначении послов, о Керженцеве. Но об этом всем, как о моем впечатлении из всего разговора, а также и о других разговорах и встречах, которые я имел накануне отъезда, между прочим, с Ходжеоном, Гальванаус-касом *** и турецким послом, я напишу после моего приезда в Москву,

Поверенный в Делах СССР в Великобритании

Иечат. пи <i;ix,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: