Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании

26 февра,гя 1932 г.

1. В последнем заседании инстанции обсуждался вопрос о нашей торговле с Англией.

Принято решение вступить в переговоры о нашем экспорте и импорте и о кредитных условиях, одним словом, договориться с английским правительством о всей совокупности наших торговых взаимоотношений. Решено, что эти переговоры будете вести не Вы, а т. Озерский ***. Мотив такого решения прямо указан в постановлении инстанции. Он заключается в том, что если бы переговоры велись между Вами и МИД, то неудачный исход переговоров — а это далеко не исключено — мог бы больше отразиться на политических взаимоотношениях между СССР и Великобританией, чем неудачный исход переговоров между Озерским и Ренснменом ****. Тут же было, однако, указано, что, хотя Вы не будете принимать официального участия в переговорах, но т. Озерский, конечно, должен согласовывать с Вами свои шаги. Официально же Ваша роль ограничится тем, что Вы посетите Саймона и скажете ему. что ведение переговоров об экспорте и импорте поручено т. Озер-скому, который получил соответствующие директивы.

Я думаю, что между Вами и Озерским никаких трений при ведении переговоров не возникнет, что т. Озерский будет обсуждать с Вами все свои шаги-—таково ведь общее положение о взаимоотношениях между торгпредом и полпредом.

2. Сущность директив, для отправки которых мы сегодня посылаем специального курьера, заключается в следующем.

8 См, док. Л° 41. ** См. т. XIV. док. № 229. *** Торгпред СССР в Великобритании. **** Министр торговли Великобритании.


Мы идем на расширение наших закупок в Англии. Намеченная директивой цифра примерно соответствует тому, о чем Вы писали в Вашем письме67. Вы писали о 14 млн. ф. ст. на изделия английской промышленности и 8 млн. ф. ст. на реэкспортные товары из доминионов. Предположено же закупить на 20 млн. ф. ст., из них на 15 млн. ф. ст. изделии английской промышленности и на 5 млн. ф. ст. реэкспортных товаров.

Предпосылкой такового увеличения наших закупок в Англии является обеспечение нам существовавшей до сих пор свободы продажи наших экспортных товаров. Если с английской стороны последуют какие-нибудь стеснения для импорта наших товаров в Англию, мы, конечно, не можем и не станем размешать в Англии указанное выше количество заказов.

Второй предпосылкой являются кредитные условия. На условиях краткосрочного кредита (12 месяцев) мы согласны разместить лишь 10% наших заказов, именно на 1.5 млн. ф. ст. Это главным образом заказы на ферросплавы и другие подобные виды полуфабрикатов. На 4,5 млн. ф. ст. мы готовы закупить черные металлы, если нам будет предоставлен 18-месячный кредит со дня поставки товара. И. наконец, на 9 млн. ф. ст. мы готовы разместить заказы на тяжелое оборудование с кредитом на 24 месяца со дня поставки товара.

При более долгих сроках кредита можно было бы говорить и о еще большем расширении наших заказов в 1932 г. Но это нежелательно. Нельзя так же принимать на себя обязательства относительно заказов в 1933 г.

Как Вы видите, точка зрения инстанции совпадает с тем, что я писал Вам в прошлом письме65, именно что мы не можем принимать на себя сколько-нибудь значительные платежные обязательства на 1933 г.

По линии Наркомвнешторга сегодня посылаются более подробные указания69. Поэтому я ограничиваюсь лишь этим кратким изложением сущности принятой директивы*.

С товарищеским приветом Н. Крестинский

Печет, по арх.

97. Сообщение советской печати о беседе Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Японии в СССР Хирота

26 февраля 1932 г.

24 февраля состоялся прием посла Японии у замнаркомин-дела т. Карахана. По поручению Советского правительства были поставлены послу следующие вопросы:

* См. также док. Л«68, ПО.


1. Японское командование в Харбине обратилось к КВЖД с просьбой предоставить 17 эшелонов для перевозки войск в Имяньбо и дальше к Пограничной под предлогом защиты жизни японских резидентов*. Послу было заявлено, что эта просьба о перевозках не является обычной перевозкой войск, имевшей место до сих пор, так как теперь войска предполагается перебросить к советским границам. Это выходит за пределы компетенции правления КВЖД. Советское правительство просит сообщить, известно ли японскому правительству об этой просьбе японского командования, и, если известно, Советское правительство просит дать по этому вопросу разъяснения.

2. Японское командование в Харбине предложило правлению КВЖД заключить соглашение о перевозках японских войск по всей линии КВЖД со скидкой со стоимости перевоза 50% и перевозить бесплатно японские войска, предназначенные для охраны КВЖД**- Послу было заявлено, что предложенное соглашение о перевозках носит не технический, а политический характер, а также затрагивает договоры, существующие между СССР и Японией, с одной стороны, и СССР и Китаем, с другой стороны, поэтому вопрос выходит за пределы компетенции правления КВЖД как коммерческого предприятия. Советское правительство просит сообщить, известно ли японскому правительству об этом предложении и просит дать по этому поводу разъяснения.

3. Послу было сообщено далее об активизации белых в Маньчжурии при покровительстве и прямой поддержке со стороны японцев и обращено внимание, что это расходится с успокоительными заверениями Хирота Литвинову и Карахану о неподдержке белых японцами70. От имени Советского правительства т. Карахан просил посла дать разъяснение о деятельности белых.

4. Наконец, т. Карахан попросил посла дать информацию о вновь образующемся в Маньчжурии государстве и его характере.

Японский посол г. Хнрота обещал немедленно запросить японское правительство по всем изложенным вопросам ***.

Печат. по газ, * Известия*

Л? 5$ (4523), 25 февраля 1932 г.

* См. док. № 86.

** См. док. Лз 8f.

*** См. док. M 100.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: