1.Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание
слюны.
2. Позевывание, широко открывая рот, сильно втягивая воз
дух, но без заметного выдоха.
3. Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы
плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой
сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.
4. Покашливание с высунутым языком.
5. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос
при закрытом рте.
6. Имитация рвотных движений.
7. Сделав предварительно рвотное движение, с напряжени
ем мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со
звуком а.
8. Имитация жевания (происходит энергичное сокращение
мускулов гортани, глотки).
9. Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мы
чанию; имитация свиста.
10. Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у.
11.Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.
12. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления
(логопед держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию
запрокинуть голову назад).
13. Опускание головы с преодолением сопротивления (лого
пед держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опус
тить голову).
|
|
14. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме
подбородком на кулаки обеих рук.
15. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягива
ние его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлага
ется вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в
это время логопед легкими рывками пытается удержать язык ре
бенка вне рта.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЦ МЯГКОГО НЁБА
1.Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок
с мякотью, варенец).
2. Глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т. п.; имита
ция глотательных движений.
3. Позевывание, широко открывая рот.
4. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
5. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох
многократный, частый, толчкообразный, при напряженном
нёбе).
6. Произвольное покашливание.
7. Покашливание с высунутым языком.
8. Имитация рвотного движения.
9. Имитация рвотного движения с высунутым языком.
10. Сделав предварительно рвотное движение, громко откаш
ляться со звуком а.
11.Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).
12. Произнесение гласных звуков а, э, и, о, у на твердой
атаке.
13. Пропевание гласных звуков а, э, и, о, у.
14. Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично под
нимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком,
а затем без зевка.
15. Произносить, удерживая кончик высунутого языка паль
цами: «... а, н... а. (Звук н отделяется от а паузой.)