double arrow

Характеристика и назначение акробатических упражнений



Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе заня­тий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координа­ция движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функ­ций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, ста­тическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и сме­лость, воспитываются личностные свойства: сознательное и ак­тивное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллекти-1визма, уверенность в своих силах и др. 293



Различают три вида акробатики: акробатические прыжки, пар­ные и групповые упражнения.

Акробатические прыжки состоят из различных переворотов и сальто с вращениями вперед, в сторону и назад. Прыжки являют­ся основным средством всех видов акробатики.

Парные упражнения подразделяются на мужские, женские и смешанные. Они отличаются насыщенностью силовыми и воль-тижными упражнениями, стойками, поддержками и равновесия­ми, элементами, требующими хорошей гибкости, пластики, хо­реографии.




Групповые упражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Эта группа упражнений вклю­чает акробатические прыжки, упражнения на гибкость и равнове­сие, разнообразные пирамиды и вольтиж, балансирование и эле­менты хореографии.

В этих видах акробатики выделяются вращательные, балансо­вые и бросковые упражнения.

Вращательные упражнения характеризуются частичным, пол­ным и многократным переворачиванием гимнаста через голову вперед, назад, в сторону. Они выполняются в группировке, со­гнувшись, прогнувшись, с места, с разбега и прыжком. Выделя­ются следующие группы этих упражнений: перекаты, кувырки, перевороты, полуперевороты и сальто.


Балансовые упражнения характеризуются сохранением собствен­ного равновесия и уравновешиванием одного или нескольких парт-


неров. Из этой группы в гимнастике используются одиночные и парные упражнения. В одиночных упражнениях выделяются четыре подгруппы: шпагаты, мосты, равновесия, стойки. В парных упраж­нениях применяются различные виды поддержек (рис. 233), их ос­воение начинается с изучения основных хватов руками (рис. 234).

Бросковые упражнения связаны с подбрасыванием и ловлей со-упражняющихся с захватом за голень, бедро, кисти, стопу и т. п., с приземлением на дорожку или на плечи партнера. В бросковых движениях выделяются: бросок и ловля одного партнера другим, одного партнера несколькими соупражняющимися, с неполным вращением, с полным вращением, пируэты, соскоки.



Акробатические упражнения выполняют на специальных ак­робатических дорожках или гимнастических матах. Ими можно заниматься не только в специализированных залах, но и на от­крытых площадках.

Большое разнообразие акробатических упражнений, высокая эмоциональность, минимальная потребность в специальном обо­рудовании делают их доступными для занятий с различным кон­тингентом занимающихся и предоставляют педагогу широкие воз­можности для разностороннего воздействия на занимающихся.

В настоящее время без хорошей акробатической подготовки невозможно достичь высоких результатов как в спортивной, так и художественной гимнастике. Акробатические упражнения в основ­ном определяют трудность вольных упражнений. Кроме того, дви­гательные навыки и способности, развиваемые при выполнении акробатических упражнений, оказывают большую помощь в ос­воении упражнений других видов многоборья, а также в форми­ровании навыков самостраховки.

Акробатические упражнения находят все большее применение в основной и прикладных видах гимнастики (профессионально-прикладной, военно-прикладной, спортивно-прикладной). Они используются в подготовке летчиков, моряков, космонавтов, в занятиях с представителями актерской профессии и во многих


видах спорта (прыжки на лыжах и в воду, легкая атлетика, спортив­ные игры, фигурное катание и фигурное плавание, фристайл, прыжки на батуте, виды борьбы, водные лыжи, слалом и др.).

Акробатика — важное средство пропаганды спорта. Акробати­ческие упражнения необычайно зрелищны. Их используют в по­казательных выступлениях на спортивных праздниках в летних ла­герях отдыха, на стадионах, включают в театрализованные пред­ставления.

Акробатические упражнения, в основном вращательные и ба­лансовые, входят в «Комплексную программу физического вос­питания учащихся I —IX классов общеобразовательных школ», в программы по физвоспитанию средних и высших гражданских и военных специальных учебных заведений. Они применяются не только на уроках физической культуры, но и во внеурочных фор­мах занятий.



Сейчас читают про: