Июля 1934 г

Сотрудник «Южамторга» Мясюкевич был в Чили, где вел переговоры о товарообмене. Чилийцы согласились разрешить нам на выручку от нашего экспорта покупать медь. Нарком-внешторг дал согласие на совершение сделки, обеспечивающей закупку 4000 т меди. Чилийцы проявляют большую заинтересованность в этой операции. Мясюкевич был принят некоторыми министрами. Чилийский посол в Уругвае сообщил мне, что он получил распоряжение визировать паспорта Левина, Оснпова***, едущих s Чили для продолжения переговоров. Судя по заявлениям чилийского посла, в правительстве есть группа во главе с президентом, которая стоит за признание Союза. Считаю необходимым использовать переговоры Левина, Осипова для оказания влияния в пользу признания, для чего поручить им во время переговоров с заинтересованными правительственными лицами, деловыми кругами и в печати подчеркнуть о трудностях развития торговли между Союзом и Чили из-за отсутствия нормальных отношений **** и добиться, чтобы наш импорт был поставлен не в худшее положение импорта из стран, с которыми Чили имеет договоры.

Минкин

Печат. ne арх.

269. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в США в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

25 июля 1934 г.

Сегодня в 10 часов утра я начал разговоры с Хэллом и Муром. Хэл л спросил меня, имею ли я какие-либо предложения, я ответил, что наша позиция ясна и мы проявили максимум

8 См. док. N° 256. я* См. док. № 27!. *** Сотрудники НКВТ СССР.

йк** Дипломатические отношения между Чили и СССР устгновлеЕы в декабре 1944 г.


уступчивости- Хэлл говорил, что необходимо для обеих сторон достигнуть соглашения, доказав пример дружбы и деловитости. Я ему сказал, что нам обещан был заем, прочитал соглашение Литвинова н Рузвельта*, а теперь говорится о кредитах в форме для нас неприемлемой. Хэлл объяснил, что президент не думал о предоставлении нам денег, что он сделал Китаю заем, но это не значит, что Китай получил деньги, фактически он получил кредиты, что если бы он дал нам деньги, то теперешняя администрация была бы в несколько месяцев прогнана.

Я указал, что даже в предложении госдепартамента **, переданном мне когда-то, говорится отдельно о кредитах и отдельно о займе. Правительство Керенского получило заем и, следовательно, деньги. Хэлл ответил, что заем невозможен. После этого Мур стал читать письмо Буллита, в котором он излагает, что произошло во время переговоров Литвинова с Рузвельтом и доказывает, что никогда не было речи о займе и неконтролируемых кредитах. Я сказал, что мы уже согласились иа кредиты, но финансовые ***.

Хэлл доказывал, что 30% кредитов должны даваться самими фирмами, иначе сюда влезут спекулянты. Я возражал. Хэлл заявил, что этот вопрос нас не касается, мы выписываем свои векселя на 100%, их учитывает Экспортно-импортный банк, а какие отношения будут между банком и фирмой нам должно быть безразлично, если цена для нас неподходящая, мы можем и не покупать. Ои советовал на этом вопросе не останавливаться. Я указал, что этот вопрос обязательно отразится на сделках. Я затем спросил, если отвергаются неконтролируемые кредиты, то что значит контролируемые. Хэлл мне говорил, что он не хочет дискриминации против отдельных фирм, хочет здоровой конкуренции при рентабельных ценах.

Я понял так, что Экспортно-импортный банк хочет как-то влиять на выбор фирм, но ясного ответа я не получил. Хэлл предложил повидаться с Пиком **** и правлением банка, которые мне объяснят, как они представляют дело. Я сказал, что могу встретиться, но не хочу себя этим связывать, так как вся эта процедура мне представляется ненужной, сложной и неприемлемой-

Хэлл... ***** отказ дать заем, ибо мы расходовали бы его в Америке бесконтрольно- Мур ссылался на контроль наших кредитов в Англии. Я сказал, что Англия не пример, ибо там нет соглашения о долгах. Хэлл говорил, что им приходится счи-

* См. т. XVI. док. te 361. ** См. док.,\ь 77 *** См- док. jVs 103. s"** Глава ведомства по внешней торговле. ***** В телеграмме пропуск.


таться с возможностью постановки вопроса о долгах другими правительствами в той же плоскости, что и мы. Я сказал, что у нас другие долги, это не наше обязательство. Мы именно должны считаться с возможностью требований других правительств разрешить вопрос о долгах по-американски. Хэлл ответил, что можно выработать подходящую форму соглашения и договориться, что писать и что не писать и как писать. Я сказал, что существа это не меняет.

Хэлл вручил мне меморандум, объясняющий позицию Рузвельта. В этом меморандуме цифр почти нет. Заслуживает внимания фраза акцептов «Амторга», полученных американскими экспортерами в связи с специфическими сделками, одобренными банком и для той части кредита, который экспортеры не будут нести сами. Срок пересылки таких акцептов будет разниться согласно разным категориям товаров с конечным сроком, ни в коем случае не превышающем пять лет. Сумма кредитов, которая будет облегчена и одобрена банком на период, во время которого Советское правительство будет платить согласованную сумму задолженности, неизбежно будет значительно превосходить двойную сумму кредитов.

Президент заявил: «что он никогда не имел идеи прямого займа Советского правительства... что он никогда не имел идеи обещать бесконтрольного кредита». Постановка вопроса учета здесь несколько отличается от теперешней постановки Хэл л ом.

На мой вопрос Мур ответил, что вопрос о сроках кредита — мелкий вопрос. Хэлл подтвердил н не стал об этом говорить.

По вопросу о сумме долга я ответа не получил.

По вопросу о процентах Мур вскользь сказал, что Литвинов предлагал 7%, а Моргеитау-младший * — 10%.

После этого Хэлл снова говорил, что предложение Литвинова о займе или о бесконтрольном кредите неисполнимо, ибо все засмеют президента. Я сказал, что мы не продвинулись вперед и надо обдумать создавшееся положение.

После этого стал вопрос о заявлении в печати. Мур настаивал на заявлении, что есть надежда на скорое разрешение вопроса. Я присоединился к предложению Хэлла заявить, что беседа была дружеской и с обеих сторон обнаружено желание договориться. Следующая беседа назначена на следующую неделю **.

Мне уже звонил Келли и спрашивал, могу ли я встретиться с представителями банка в понедельник 30 июля. Я сказал, что если им кажется это полезным — я не отказываюсь. Если бы контроль банка выражался только в том, что он будет только

* Министр финансов США; см. т. XVI док. № 373. •• См. док. № 293, 296.


рекомендовать фирму для переговоров — этого, по-видимому, хочет Рузвельт для политических целей — это было бы полбеды, но я предполагаю тут речь идет о чем-то гораздо большем и для нас абсолютно неприемлемом.

По-видимому, соглашение можно будет составить по форме удовлетворительно, например, не упоминая сумму долга, а только подразумевая ее в расчетах о дополнительных процентах; можно сделать многое другое. Трудно будет с размером процентов, со сроками кредитов и формой кредита. Срочно сообщите инструкции до 30 июля216.

Я вызываю Богданова на 28 июля, чтобы выяснить, какова роль кредитующего байка прн сделках «Амторга».

Имейте в виду, что себя ничем не связал, кроме выраженного мною желания достичь соглашения.

Свидание с банком я считаю полезным, чтобы знать, чего он хочет.

Трояновский

ПРИЛОЖЕНИЕ

Меморандум, врученный государственным секретарем США Хэллом Полномочному Представителю СССР в США А. А. Трояновскому 25 июля 1934 г.

«В переговорах, имевших место во время пребывания г. Литвинова в Вашингтоне, и в которых участвовал Президент, Министр финансов и г. Буллит, имелось в виду соглашение на следующих основах.

1. Сверх всех претензий Советского Правительства и его граждан против США и его граждан, Советское Правительство должно уплатить Правительству США определенную (договоренную) сумму по определенному проценту годовых, уплата которых должна аннулировать все претензии каждой страны и ее граждан против другой страны и ее граждан.

Уплата (этих сумм) не должна действовать против состоявшейся раньше передачи Соединенным Штатам активов, находящихся в этой стране и по предположению принадлежащих Советскому Правительству.

2. Платежи по договоренным суммам должны производиться путем начисления на эту сумму определенного процента годовых сверх обычной процентной нормы, под названием добавочного или дополнительного процента на все кредиты, предоставленные Советскому Правительству Правительством США или его гражданами.

Определение суммы, которая должна быть оплачена для ликвидации задолженности, по необходимости включает договоренность о том, что эта сумма будет оплачена в течение разумного периода времени.

3. Правительство США предоставит Советскому Правительству кредиты, и для этой цели оно создало Экспортно-импортный банк. Банк поможет финансировать советские закупки в США путем учета амторговских векселей, полученных американскими экспортерами в связи с определенными сделками, одобренными банком, и в размере той части кредита, которую экспортер не возьмет на себя. Сроки таких векселей будут различны, соответственно различным категориям товаров, с таким расчетом, однако, чтобы окончательные сроки векселей не превышали 5 лет. Общая сумма кредитов, предоставленных и одобренных банком за период времени, в течение которого Советское Правительство выплачивает договоренную сумму задолженности, по необходимости значительно превысит двойную сумму (этих платежей).


Президент указал, что он никогда не имел в виду мысль о непосредственном займе Советскому Правительству или агентству Советского Правительства, а только заем в форме кредитов, что не имеется ни малейшей возможности предоставления непосредственного займа, и что он никогда не думал о том, чтобы обещать бесконтрольные кредиты».

Гелеграмма и приложение печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: