Нота Временного Поверенного в Делах СССР в Монгольской Народной Республике Председателю Совета Министров Монгольской Народной Республики Гендуну

24 января 1935 г.

Настоящим по поручению Правительства Союза Советских Социалистических Республик имею честь сообщить Вам, что письмом Ли 1121 от 1 декабря 1934 г. Заместитель Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Б. С. Стомоняков сообщил Вам о принятии на себя Правительством СССР в полное и безвозмездное погашение коммерческой задолженности Монголбанка Внешторгбанку СССР **.

Эта задолженность, составлявшая на 1 января 1934 г. не 29400 000 тугриков, а 29400 000 руб., ныне уже списана со счетов Монголбанка.

Примите, гражданин Председатель Совета Министров, уверение в моем высоком к Вам уважении.

Златкин

Пгчат. по арх.

В отзетйоя ноте Гендуна на иыя И. Я- Златкика от 26 янзаря 1935 г. говорилось:

«В ответ на Вашу ноту от 24 января с. г, сообщаю, что письмо Заместителя Народного Комиссара по Иностранным Делам Союза ССР Стомо-някова о полком и безвозмездном погашения задолженности Монголбанка Внешторгбанку Союза ССР от 1 декабря 1934 г. было нами принято с

* Заместитель министра иностранных дед Персии. ** Си. т. XVII. док. №412


большим удовлетворением и радостью и з тот же день нами был дан ответ.

Уважаемый гражданки 3~атхик!

Я с огромным уд о зле творен;: ем принимаю Ваше сообщение о том, что вышеуказанная задолженность Монголбанка на I января 1934 г. а сумме 29 400000 руб., а не тугриков, уже списана со счета Монголбанка. Одновременно сообщаю, что оформление этого дела нами поручено Министерству финансов.

Выражаю уверенность, что оказание подобной особой помощи Союзом Советских Социалистических Республик в торговых делах нашей страны и дальнейшая помощь, оказываемая СССР в деле укрепления независимости нашей страны, исходят от неизменной, крепкой дружбы между обоими нашими государствами».

27. Из доклада Председателя Совета Народных Комиссаров СССР на VII съезде Советов :4

28 января 1935 г.

II. ОТНОШЕНИЯ СССР С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ II НАША БОРЬБА ЗА МИР

I. Инициатива СССР в обеспечении мира

Итак, нет никаких внутренних препятствий к дальнейшему росту нашей страны. Иначе, однако, обстоит дело с внешними препятствиями. Продолжающийся кризис в капиталистических странах обострил опасность внешних осложнений, опасность войны.

В поисках выхода из кризиса и затянувшейся депрессии буржуазные классы усиливают нажим на рабочих, на трудящихся. Стремление выбраться из кризиса путем этого нажима за счет рабочего класса и трудящихся крестьян определяет внутреннюю политику буржуазных правительств. Ликвидируются остатки парламентаризма и буржуазной демократии то в открытой, то в скрытой форме. Политика прямого насилия н террора в отношении трудящихся пользуется все большей популярностью у буржуазии.

Все это ведет к обострению внутреннего положения в капиталистических странах.

Но и отношения между этими странами все больше развиваются в сторону обострения, в сторону усиления борьбы за внешние рынки, переходя все чаще в торговую и валютную войну. Пацифистские разговоры уходят в прошлое. Пацифисты уже не в моде. К власти в буржуазных странах все ближе подходят крайне империалистические воротилы, которые все откровеннее рассуждают о новых захватнических войнах, о выходе из кризиса путем войны.

Несмотря на всю опасность развязки новой империалистической войны для самих же господствующих классов капнта-


диетических стран, некоторые страны уже перешли к активным действиям. Так, Япония не остановилась перед войной с Китаем, оккупировала Маньчжурию и вообще в стране великого китайского народа ведет себя как дома. Не только Япония, но и Германия вышла из Лиги наций, причем смысл этой политики всем понятен. Это сделано для того, чтобы развязать себе руки в деле вооружения и военной подготовки. Совсем недавно лопнуло известное Вашингтонское соглашение о морских вооружениях, заключенное 13 лет тому назад между Америкой, Англией, Японией и другими государствами *, так как это соглашение кое-кому стало казаться помехой к гонке морских вооружений и в подготовке новой военной схватки за Великий океан. Дипломатия и внешняя политика буржуазных стран все больше идут на службу к тем, кто уже сейчас подбирает себе союзников в войне за новый передел мира между империалистическими державами за счет более слабых стран.

Нам приходится считаться с тем, что непосредственная опасность войны для СССР усилилась. О войне против Советского Союза давно уже открыто говорят некоторые влиятельные круги в Японии, Нельзя забывать н о том, что в Европе теперь есть правящая партия, открыто провозгласившая исторической своей задачей захват территорий в Советском Союзе. Не видеть приближения новой войны — значит закрывать глаза на главную опасность.

На все это Советский Союз ответил, прежде всего, усилением активности в борьбе за мир.

Всем известна широкая инициатива СССР в вопросе о пактах ненападения. За отчетный период Советский Союз заключил пакты с пограничными Прибалтийскими государствами и с рядом европейских стран **. Не по вине СССР не удалось заключить пакта о ненападении с Японией ***.

Большое значение получило предложение СССР об определении агрессора ****. На международных конференциях и в ряде международных договоров можно встретить указания на необходимость особых мер против нападающей стороны, против государства-агрессора, развязывающего войну. Но, несмотря на это, Правительства буржуазных стран ие проявляли охоты ясно сказать, кого же надо считать нападающей стороной, т. е. страной, ответственной за начало войны. Пришлось за это дело взяться советской дипломатии, особенно заинтересованной в охране мира и в мерах против военных нападений. Советская дипломатия с честью выполнила эту задачу. Соот-

* См. «Вашингтонская конференция по ограничению вооружений н тихоокеанским н дальневосточным вопросам 1921—1922 г.», "М., 1924, стр. 45—64.

** См. т. XVII. док. № 105, 106, 107, 114, 157. *** См. т. XIV, док. № 401; т. XVI, док, № 2; т. XV11, док. № 28. **** См. т. XVI, док. № 32.


ветствующее предложение нами было внесено на обсуждение международной конференции. Для того же, чтобы это дело немедленно продвинуть практически вперед, мы предложили ряду стран подписать соответствующий пакт, т. е. договор об определении нападающей стороны. Как известно, такой пакт подписали все граничащие с нами в Европе государства, также Турция, Персия, Афганистан и, кроме того, Чехословакия и Югославия*.

Наше правительство всегда придавало большое значение открытой постановке вопроса о разоружении или, по крайней мере, о максимальном сокращении вооружений. Именно в этом смысле работала советская дипломатия на международной конференции по разоружению. Могут сказать, что многочисленные заседания международной конференции по разоружению оказались бесплодными. Но никто не сможет сказать, что Советский Союз ие сделал всего, что только он мог сделать, для того чтобы настаивать иа всеобщем или по крайней мере максимальном разоружении. Не нам защищать Женевскую конференцию по разоружению, но мы не сомневаемся в том, что усилия советской дипломатии на этой конференции, сделавшиеся широко известными во многих странах, не пропадут бесплодно. Логическим продолжением этой политики является наше предложение о превращении конференции по разоружению, от которой кое-кто хочет поскорее отвязаться, в постоянную конференцию мира, в орган, постоянно заботящийся о предупреждении войны**. Это предложение еще будет обсуждаться другими странами на международной конференции, и мы будем на нем настаивать,

В последний период перед нами по-новому встал вопрос об отношении к Лиге наций. Известно, что Лига наций в свое время была создана государствами, тогда еще не желавшими признать право на существование нового рабоче-крестьянского государства, но зато участвовавшими в антисоветской военной интервенции. Лигу наций в свое время усиленно стремились превратить в орудие, направленное своим жерлом против Советского Союза. Она должна была обеспечить для этого сговор между империалистами. Но эта затея ие удалась.

С тех пор много воды утекло. События последнего времени подчеркнули то изменение, которое произошло в положении Лиги наций. Из Лиги наций стали уходить наиболее воинственные, агрессивные элементы. Лига наций оказалась для них в даииых условиях стеснением, неудобством. Но большинство участников Лиги наций сейчас по тем или иным соображениям не заинтересовано в развязывании войны. Мы должны были сделать из этого положения свои, конкретные большевистские

*~СмГт, XVI, док. № 213, 218. ** См. т. XVII, док. № 184,


выводы. Поэтому мы сочувственно отнеслись к предложению 30 государств о вступлении СССР в Лигу наций *. Поскольку в вопросе об обеспечении мира Лига наций может играть теперь известную положительную роль, Советский Союз не мог не признать целесообразным сотрудничество с Лигой наций в этом деле, хотя нам и несвойственна переоценка роли подобных организаций. Нечего уже говорить о том, что приглашение СССР в Лигу нации 30-ю государствами отнюдь не умаляет международного авторитета Советского Союза, а говорит об обратном. Мы записываем этот факт в свой актив.

Советское Правительство не только проявляло инициативу, но и поддерживало шаги других правительств, направленные к охране мира и международной безопасности. В связи с этим следует отметить нашу активную поддержку предложения Франции о так называемом Восточном пакте взаимопомощи **, Этот пакт должен охватить кроме СССР такие страны, как Франция, Германия, Чехословакия, Польша, Литва, Эстония, Латвия. Подписавшие этот договор должны оказывать друг другу всяческую, и в том числе военную, поддержку в случае нападения одной из стран, подписавших пакт. В течение ряда месяцев ведутся переговоры между указанными странами о заключении этого пакта. Я не буду останавливаться сейчас на тех поводах, по которым Германия и вместе с нею Польша отказываются пока дать согласие на его подписание***. Но значение Восточного пакта для всех сторонников мира в Европе понятно. И поэтому, несмотря на имеющиеся пока препятствиям возражения указанных стран, Советское правительство считает неизменным свое отношение к этому делу. Мы будем рассматривать успех этого дела как шаг вперед в деле обеспечения мира в Европе.

Из всего этого видно, в чем заключается основа внешней политики Советского Союза. Основа нашей внешней политики— поддержание мира и развитие мирных отношений со всеми странами.

Роль СССР как прочного фактора всеобщего мира теперь широко признана. Стало правилом обращение других стран к Советскому Союзу в тех случаях, когда дело идет об обеспечении мира. И это понятно.

Ни одна страна, и в том числе ни одно самое небольшое государство на границах СССР, не имеет основания испытывать чувство беспокойства в отношении Советского Союза, чего далеко нельзя сказать о некоторых других крупных государствах. Авторитет и мощь рабоче-крестьянского государства в международных отношениях служат сейчас одному

* См. т. XVII, док. Яэ 331, 334. ** См. т. XVII, док. №418. *** См. т. XVII, док. № 197, 327 и 346.


делу — Делу всеобщего мира. Советский Союз стал выразителем кровных интересов трудящихся всех стран в области международных отношений. Что бы ни говорили наши классовые враги, политический смысл диктатуры пролетариата в СССР в данных условиях, когда опасность войны становится все более актуальной, заключается в том, что во всем мире нет более надежного оплота дела мира, чем наша рабоче-крестьянская власть.

2. Отношения СССР

с капиталистическими странами

и наша внешняя политика

Наши отношения с другими странами зависят не только от нас, но и от внешней политики этих государств. А всем вам известно, как много противоречий в политике буржуазных государств.

Если наша внешняя политика ясна и устойчива, то этого нельзя сказать про страны, где происходят под теми или иными влияниями частые смены правительства, где одна буржуазная партия сменяет другую у руля власти. Всем известны, например, существенные изменения и зигзаги, которые имели место в течение отчетного периода в политике определенных стран il которые сказались на наших внешних взаимоотношениях.

В сложной международной обстановке идет соревнование и вместе с тем сотрудничество двух противоположных общественных систем. Можно сказать, что такое положение противоречиво, но это соответствует фактическому ходу дел. Идет соревнование или, если хотите, борьба и вместе с тем во все новых и новых формах развертывается сотрудничество СССР с теми или иными капиталистическими странами как в области экономических отношений, так н в деле сохранения мира. СССР всемерно стремился s развитию торговых отношений с другими странами. Но главное значение в отчетный период приобрело сотрудничество СССР с другими странами в деле обеспечения мира.

Как сложились эти отношения за отчетный период?

Отношения СССР с капиталистическими странами за отчетный период в конце концов определялись двумя основными моментами: во-первых, обострением внутреннего положения в капиталистических странах и усилением борьбы между ними в связи с продолжающимся экономическим кризисом, во-вторых, ростом мощи Союза Советских Социалистических Республик.

В связи с этим особенно важно отметить следующие факты. За отчетный период произошло обострение борьбы между странами-победителями и странами побежденными, и в связи


с этим произошло усиление, особенно в определенной части Европы, закулисной работы по перегруппировке сил на случай новой войны и поисков для этой цели союзников в любой части мира. Вместе с тем развитие отношений СССР с капиталистическими странами отразило значительное увеличение роли СССР как международного фактора, особенно как фактора мира и безопасности.

Переходя к конкретным фактам истекшего периода, надо в первую очередь сказать о восстановлении дипломатических отношений СССР с целым рядом государств. Здесь надо перечислить такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Китай, Испания, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, Албания *.

Большое значение имеет факт установления нормальных отношений с Америкой. В продолжение 15 лет Соединенные Штаты стояли на принципиальной позиции отрицания Советского Союза, непризнания Советской власти, имея у себя в жилетном кармане какого-то представителя Керенского. Богатейшая капиталистическая страна надеялась на свои силы и была плохого мнения насчет устойчивости нашей власти. Она выступала в этом вопросе под флагом непримиримой принципиальной защиты капиталистического мира от нового, советского мира. Она, видимо, до недавнего времени рассчитывала, что кому-кому, а богатой Америке удастся удержаться на этой позиции. Но дело сложилось не совсем так. как думали прежние правительства Америки. И президент Рузвельт выступил со своим известным посланием об установлении нормальных отношений с СССР **. Тем самым Америка отказалась от своей принципиальной позиции, что мы должны признать весьма положительным обстоятельством, особенно с точки зрения интересов всеобщего мира. Нам не пришлось менять своей позиции и идти на какие-либо жертвы при восстановлении этих отношений, и это также нельзя не прнзиать за весьма положительный факт.

Восстановлены также нормальные отношения с Китаем, которые были прерваны Китаем в 1929 г.*** под напором его антисоветских элементов. С тех пор китайское правительство, видимо, убедилось в том, что этот разрыв не может служить на пользу Китайской республике и только ухудшает ее международное положение. Может быть, кому-нибудь и нужен был этот практический урок, но это уж их дело. Для нас и без того было ясно, что правильные отношения между СССР н Китаем— в интересах обеих стран н всеобщего мнра. Поэтому

* См. соответственно т. XVI, док. № 362; т. XV, док. Ле 480, 481; т. XVI. док. № 258; т. XVI1, док..Чв 263, 273, 41, 193, 194, 265, 333. ** См. т. XVI, док. № 315. *** В тексте — 1928 г.; см. т. XII, док. J& 222.


мы с удовлетворением приняли предложение китайского правительства восстановить отношения, что должно служить укреплению дружественных отношений между нашей страной и великим китайским народом.

Мне остается сказать два слова по поводу клеветнических слухов о советизации Синьцзяна, Бросается в глаза, что особенно стараются в распространении этой клеветы на СССР в Японии, политика которой в отношении Китая всем известна и никак распусканием выдумок прикрыта быть не может. Считаю нужным подчеркнуть действительную советскую политику в отношении Китая: Советский Союз считает несовместимым со своей политикой захват чужих территорий и является безусловным сторонником независимости, неприкосновенности и суверенитета Китая над веемы его частями, в том числе, конечно, и над Синьцзяном.

Нечего говорить, что установление нормальных отношений с Румынией, Чехословакией и Болгарией также целиком отвечает интересам дела, интересам мира в Европе в особенности. Могут все же сказать, что еще остаются некоторые страны, не установившие нормальных отношений с СССР. Действительно, есть такие страны даже в Европе, нлн точнее сказать— в некоторых уголках Европы, Обходить эти страны молчанием, конечно, неправильно, как бы ни был мал их удельный вес в международных делах.

Из числа этих стран три — Голландия, Португалия и Швейцария — голосовали против вступления СССР в Лигу наций, сделав при этом вид, что они пошли на это из мотивов принципиальной защиты капиталистических порядков от советской опасности. Таким образом, все страны, кроме таких, как Швейцария, Голландия и Португалия, отказались от принципиальной непримиримости в отношениях с СССР, а эти страны хотят поддержать до конца престиж капитализма. Много ли от этого выиграет капитализм, не берусь судить. Но уж если они, по своей или по чужой воле, так этого хотят, то и пусть занимаются этим делом.

В конце концов на карте Европы можно заметить лишь небольшие пятнышки, которыми отмечены страны, не имеющие нормальных отношений с Советским Союзом. Возьмите карту всего мира н тогда вы увидите, что всеми государствами, имеющими какое-либо влияние в международных отношениях, нормальные отношения с Советским Союзом установлены. Разумеется, в данном случае не приходится говорить о колониальных и полуколониальных странах, поскольку подобные вопросы нм не дано решать самостоятельно, а соответствующие решения принимаются в другом, известном вам порядке.

Как после всего этого оценить основные результаты нашей внешней политики за истекший период? Из сказанного сле-


дует, что дело установления нормальных отношений с другими странами Советским Союзок в основном решено.

Таковы важнейшие итоги кашей внешней политики за отчетное время.

Кратко скажу об отдельных странах, и прежде всего о тех, отношения с которыми у нас развивались нормально. Здесь в первую очередь следует сказать об отношениях с такими Прибалтийскими странами, как Литва, Латвия, Эстония, Финляндия. Дружественность своей политики в отношении этих государств Советская власть подчеркнула специальным заявлением о признании неприкосновенности и полной экономической и политической независимости этих стран*. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что Польша и Германия отклонили свое участие в этом деле.

Вполне нормально развивались наши отношения с такими странами, как Швения, Норвегия и Дания, Персия и Афганистан, а также с Италией, что является наглядным подтверждением возможности развития сотрудничества между странами с совершенно противоположным общественным строем.

Примером лучшего развития дружественных отношений являются наши отношения с Турцией. Последние годы были не только периодом развития советско-турецких хозяйственных и культурных связей, но и яркой политической демонстрацией советско-туренкой дружбы. Совсем недавно, до советской революции, Турция с ее Константинополем и проливами была предметом хищных империалистических вожделений русских реакционеров и либералов всех мастей, представлявших Россию купцов, помещиков и фабрикантов. Между той эпохой и Советской властью легла пропасть. Советская власть, как власть рабочих и Крестьян, исходила и исходит из другой политики, исключающей политику захватнических планов и проникнутой глубоким сочувствием к делу возрождения новой Турции. На этой прочной основе крепнут отношения советско-турецКой дружбы.

Наши отношения с Англией развивались в общем нормально, если не считать известного инцидента сбывшим английским послом г. Овием. Последний сделал попытку вмешательства в наши внутренние дела, выступив с недопустимыми претензиями во время процесса над изобличенными инженерами-вредителями, работавшими у нас от фирмы «Метро-Виккерс». Неуместному вмешательству был дан соответствующий отпор с нашей стороны**. Если кому-либо Нужно было лишний раз убедиться в твердости нашей политики — внешней и внутренней,— то он получил Для этого подходящий повод. Этот инцн-

* См. т. XVII. дох, № 108. ** См. т. XVI, док. Хз 120.


дент, как известно, вызвал значительное осложнение в англосоветских отношениях, но благодаря принятым обеими сторонами мерам через некоторое время оно было полностью ликвидировано. Г-на Овия сменил новый посол. Наши отношения с Англией вошли в нормальное русло, причем заключенное год тому назад торговое соглашение открывает благоприятные возможности для развития англо-советской торговли.

В наших отношениях с Францией следует отметить значительные улучшения за истекший период, Вся международная обстановка, и особенно происшедшие в Европе изменения, сделали весьма актуальной проблему обеспечения мира и безопасности, в отношении которой как Советский Союз, так и Франция проявляли особую заинтересованность. Надо подчеркнуть, что для ближайшего будущего значение этой проблемы отнюдь не уменьшается, и потому наметившееся сближение имеет благоприятную почву для развития. Дело будет зависеть больше всего от последовательности заинтересованных сторон в проведении намеченной линии.

Что касается Польши, то мы в достаточной и очевидной форме проявили стремление к дальнейшему развитию советско-польских отношений. Мы, однако, не можем говорить о нашем удовлетворении уже достигнутыми в этом отношении результатами. Но про себя мы можем твердо сказать, что намерены продолжать курс на развитие советско-польских добрососедских отношений.

Нельзя закрывать глаза на изменения, происшедшие в советско-германских отношениях с приходом к власти национал-социализма. Про себя мы можем сказать, что у нас не было и нет другого желания, как иметь н дальше хорошие отношения с Германией. Всем известно, что Советский Союз проникнут глубоким стремлением к развитию отношений со всеми государствами, не исключая и государства с фашистским режимом. Однако на пути советско-германских отношений возникли серьезные затруднения за последний период,

Конечно, не сверхнационалнстические расистские теории о немецком народе как «господине» всего мира являются препятствием к развитию советско-германских отношений. Будучи не совсем высокого мнения об этих «теориях», мы не скрываем своего глубокого уважения к германскому народу, как одному из великих народов современной эпохи. Мы — интернационалисты— доказали на деле высокое уважение Советской власти как к большим, так и к малым народам, как к народам Советского Союза, так и к народам других стран. В этом один из признаков великой силы принципов Советской власти. Наоборот, в реакционных расистских теориях мы видим признак обреченности...*

* Многоточие в тексте.


Итак, дело не в этих «теориях», а в том, что именно лежит в основе внешней политики теперешней Германии. Мы вынуждены поставить этот вопрос прямо, поскольку ясность в наших взаимоотношениях может принести только пользу. Одно обстоятельство привлекает наше особое внимание. Я имею в виду заявление г. Гитлера по поводу России в его книге «Моя борьба», которая теперь особенно широко распространяется в Германии. В этой книге мы читаем следующее:

«Мы, национал-социалисты, сознательно подводим черту под внешней политикой Германии довоенного времени. Мы начинаем там, где Германия кончила шестьсот лет назад. Мы кладем предел вечному движению германцев на юг и на запад Европы и обращаем взор к землям на востоке. Мы прекращаем, наконец, колониальную и торговую политику довоенного времени и переходим к политике будущего — к политике территориального завоевания.

Но когда мы в настоящее время говоримо новых землях в Европе, то мы можем в первую очередь иметь в вдду лишь Россию и подвластные ей окраинные государства.

Сама судьба как бы указывает этот путь».

Должны ли мы проходить мимо таких заявлений главы теперешнего германского правительства? Очевидно, не должны.

Должны ли граждане Советского Союза знать об этих заявлениях в отношении СССР? Мы считаем, что должны.

И мы спрашиваем после этого — указанное заявление Гитлера о России, повторяемое теперь все в новых изданиях этой книги,—остается ли оно в силе? Остается ли в силе заявление г. Гитлера о необходимости перехода к «политике территориальных завоеваний» на востоке Европы и о том, что «когда мы (национал-социалисты) говорим о новых землях в Европе, то мы можем в первую очередь иметь в виду лишь Россию и подвластные ей окраинные государства»? По-видимому, это заявление остается в силе, ибо только при этом предположении становится понятным многое в теперешних отношениях германского правительства с Советским Союзом, равно как и к проекту Восточного пакта.

Именно поэтому мы ие считаем возможным проходить мимо этих заявлений г. Гитлера. Пусть трудящиеся Советского Союза знают, как обстоит дело. Ничего, кроме внесения ясности в этот вопрос, мы не добиваемся. И так как указанные заявления г. Гитлера остаются, очевидно, в силе, мы будем считаться с этим фактом и сделаем из этого выводы для себя.

Наконец, о наших отношениях с Японией.

На протяжении всего этого периода мы проявляли в этих отношениях терпение н должную уступчивость, стремясь к устранению всяких поводов к обострению советско-японских отно-


шеиий. Так относились мы к разрешению спорных вопросов ь хозяйственной области, когда дело шло о районах и порядке рыболовства в советских водах японских граждан, когда дело шло о японских концессиях на Сахалине и т. п. Всем известно, что, руководствуясь своей миролюбивой политикой, Советское правительство сделало предложение о продаже Японии и Маньчжоу-Го Китайско-Восточной железной дороги в Маньчжурии *, имея в виду этим устранить поводы ко всякого рода конфликтам. Советское правительство заняло в этом вопросе достойную и вместе с тем уступчивую позицию и добилось от другой стороны отказа от их первоначальных неприемлемых предложений. Теперь переговоры о продаже КВЖД подошли, видимо, к близкому завершению. Мы надеемся, что наши усилия к улучшению советско-японских отношений и обеспечению мира на Дальнем Востоке дадут свои положительные результаты.

Но мы не имеем никаких оснований к самоуспокоению. Агрессивные, воинственные элементы в Японии не складывают оружия. О войне против Советского Союза в Японии давно говорят открыто, и до сих пор не видно признаков ослабления этих антисоветских выступлений. В некоторых японских кругах, имеющих влияние в правительственных органах, не только давно и открыто смакуются планы захвата КВЖД, но и захвата нашего Дальнего Востока, в первую очередь Приморья. Не считаться с этими фактами мы не можем, тем более что мы хорошо помним, что японцы в качестве интервентов последними ушли с нашей территории. Только в конце октября 1922 г. японцы оставил«Владивосток, и это был уход последних интервентов из Советского Союза **.

Все это и определяет нашу политику в данном вопросе и те безусловно необходимые меры обороны, которые мы провели на Дальнем Востоке. Эти меры, можем заверить всех сторонников мира в Японии, соответствуют именно интересам дела всеобщего мнра.

Скажу теперь несколько слов об итогах в области нашей внешней торговли. Мы имеем здесь серьезные достижения, которые значительно укрепили наши позиции в торговых отношениях с другими странами.

Наша внешняя торговля прошла определенный период своих трудностей. Вы знаете, что недавно еще мы были сильно отсталой страной в техническом отношении. В связи с этим в начале первой пятилетки нам пришлось ввозить много машни из-за границы, чтобы ускорить дело индустриализации и технической перестройки сельского хозяйства в нашей стране. Но,

* См. т. XVII, док..4° 310. ** См. т. V, док. Л*з 289.


заложив основу, мы успели за последние годы развернуть производство машин у себя, на своих заводах. И это позволило нам сильно сократить ввоз машин из-за границы. Это изменило и наш баланс внешней торговли. В результате два последних года нам дали уже солидное превышение доходов над расходами в нашей внешней торговле, чего раньше у нас не было. Накопившиеся от прошлого большие долги перед заграницей нам удалось за последние годы сократить в четыре раза, и теперь остатки нашей задолженности нельзя считать большими. Наряду с этим за последние четыре года добыча золота вместе с поступлениями от «Торгснна» увеличилась в 6 раз. Все это в корне изменило наше валютное положение н вообще положение на внешних рынках. Тем более что Советский Союз все свои торговые обязательства и платежи всегда выполняет точно в срок. Всем за границей хорошо известно, что когда Советский Союз заключает торговые договора, то он платит по ним не так, как принято теперь во многих буржуазных странах, платит не «символически», а как полагается, не обещаниями, а валютой. Этот факт также имеет большое значение для лучшего обеспечения наших позиций во внешней торговле. Из всего этого следует, что теперь больше, чем когда бы то ни было, мы имеем возможность обеспечить нормальные условия для нашей внешней торговли.

Но, развивая политические и торговые отношения с другими странами, Советский Союз хорошо понимает значение надежной обороны своих границ. Кто может отрицать тот факт, что ни одному государству — ни малому, ни большому — громадный Советский Союз не угрожал и не угрожает захватами? Но. с другой стороны, кто может отрицать, что народы Советского Союза, занятые мирным трудом и проникнутые мирными стремлениями, достойны действительно надежной охраны границ своего государства?

Мы построили за последние годы немало укрепленных районов с необходимым вооружением на наших западных и восточных границах. Но этих вооружений нельзя перенести с нашей территории на территорию другой страны. Они предназначены для отпора нападающим силам. Наш морской флот растет, но за счет судов такого типа, и прежде всего за счет подводных лодок, оборонительное 'Назначение которых понятно. Растет и наша артиллерия, и танковый парк, и авиация, и признаемся, мы особенно упорно работали в этом отношении.

Мы считаем большим нашим достижением, что за отчетный период техническое вооружение Рабоче- Крестьянской Красной Армии значительно возросло. Это видно хотя бы из следующего: по сравнению с периодом прошлого съезда Советов механическое вооружение (количество механических лошадиных сил) на одного красноармейца в нашей армии воз-


росло в четыре раза. Благодаря исключительному вниманию к этому делу со стороны т. Сталина мы провели с большим успехом это дело.

Нам пришлось увеличить и численность Красной Армии.

Все это нам далось не просто п не дешево. Вспомните о том, что партия и правительство прямо должны были заявить о том, что некоторое недовыполнение первой пятилетки по промышленности было связано с необходимостью усиленных оборонных работ.

Посте этого понятно, что наши бюджетные ассигнования на содержание Красной Армии и на дело обороны сильно выросли за последний период- Об этом народный комиссар финансов подробнее скажет в докладе о государственном бюджете на первой сессии Центрального Исполнительного Комитета сразу после окончания настоящего съезда. Мы пошли на эти жертвы со стороны государства в пользу обороны Советской власти и уверены, что вы, товарищи, скажете здесь: партия и правительство в своих мероприятиях по обороне страны поступили правильно.

Дело идет об армии, где не только рядовой, но и командный состав состоит в первую очередь из рабочих и трудящихся крестьян. Дело идет об армии, в которой почти половина состава коммунисты и комсомольцы, а из крестьян девять десятых— колхозники. Дело идет об армии самого миролюбивого государства, об армии, которая может быть опасна только для зачинщиков войны, потому что Рабоче-Крестьянская Красная Армия — оплот нашего мирного труда и всеобщего мир а.

Последние четыре года были таким периодом, когда военная опасность для Советского Союза в некоторые моменты явно обострялась. Тем не менее нам удалось отстоять дело мира и на этот раз.

Но подготовка к военным нападениям и натравливание цепных собак войны на СССР не прекращаются ни на один день. За границей эта подготовка ведется на данной стадии, помимо всего прочего, распространением в буржуазной печати всякой клеветы о Советском Союзе с целью подрыва доверия в массах к Советскому государству. Факты всем известны. Несколько лет тому назад специалисты по клевете исписывали целые страницы буржуазных газет, раздувая несуществующую опасность «советского демпинга» и распуская всякие выдумки о «принудительном труде» в СССР. Позорный провал этих антисоветских кампаний мы помним.

За последнее время антисоветская клевета в буржуазной печати дошла опять до крайнего Предела. Можно ли себе представить что-нибудь более позорное, чем тот визг некоторых буржуазных и социалистических органов печати, который они


подняли в связи с расстрелом нескольких десятков белогвардейских террористов. Эти господа, конечно, не считают своей обязанностью сказать правду и разоблачить людей, которые нз-за границы посылают нам продажных агентов-террористов. Им не приходит в голову сказать правду о тех, кто в соседних с нами государствах использует некоторые правительственные органы для посылки этих негодяев к нам в тыл. Видимо, эти органы печати существуют для того, чтобы покрывать такого рода «дела» и отводить глаза публике в сторону. Потому они так вопят о «расстрелах в Советском Союзе». Но ничего, кроме беспощадных мер против преступников, которых они берут под свою защиту, от нас пусть они не ожидают. Клеветнические же статьи против Советского Союза и вся кампания подрыва доверия в массах к СССР кончатся новым скандальным провалом.

Продажные писаки буржуазии обходят молчанием и установленный факт связи одного из иностранных консулов в Ленинграде с убийцей Сергея Мироновича Кирова. Они набрали воды в рот, отмалчиваясь насчет того, что Советскому правительству пришлось попросить убраться восвояси этого «представителя» с дипломатическим паспортом. Но, считаясь с этим и другими имевшими место подобными фактами, мы должны наконец сказать по адресу тех государств, органы и представители которых не останавливаются перед посылкой террористов в СССР и перед завязыванием преступных связей с ними внутри нашей страны, что этим они серьезно испытывают наше терпение. Надеемся, что те, кого это касается, поймут, если мы скажем, что всякому терпению может прийти конец.

Во всей своей внешней политике Советское правительство исходило из последовательно миролюбивых стремлений и желания иметь нормальные отношения и необходимые торговые связи с другими государствами. В результате этой политики мы добились укрепления наших международных позиций и бесспорного роста международного авторитета Советского Союза.

В отличие от некоторых других стран, наша внешняя политика отличалась полной ясностью и последовательностью. Наше участие в международных соглашениях всегда отличалось тем, что на нашу подпись можно положиться. Мы вправе ожидать ясности в отношениях и со стороны других государств.

Нам не приходится менять нашу внешнюю политику. Мы стояли и стоим за обеспечение мира, за развитие политических и торговых отношений с другими странами. Курс нашей внешней политики так же испытан н надежен, как испытан и надежен тот путь, которым Советская власть идет к своей полной победе.

Лечат, по кн. *VIl съезд Советов. Стенографический отчет*. бюллетень M 1. М„ 1935. стр. 11—25.


28, Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Японии К* К* Юреневу

28 января 1935 г.

1. 26 января меня посетил Сако, который согласно инструкции Хнрота поставил вопрос о продлении срока нефтеразведок в 1000-верстной полосе Северного Сахалина *. Сако просил благожелательного посредничества НКИД в деле удовлетворительного разрешения просьбы концессионера. Прн этом Сако вручил мне записку с изложением вопроса. Аргументацией Сако было то, что правительство и общественное мнение Японии придают важное значение нефтяным вопросам и благоприятное разрешение вопроса о нефтеразведке может улучшить отношения обеих стран. Он также долго распространялся об антисоветских группировках в Японии, антисоветские настроения которых усилились бы в случае нашего отказа в в просьбе компании. Расцениваю это как грубое запугнванне вследствие уверенности японцев, что мы их будто бы очень боимся. Сако указал, что курс акций Северо-сахалинской нефтяной компании понизился на Уз в связи с нерешенностью этого вопроса, при повышении курсов акций других компании благодаря инфляции. Я обещал Сако изучить этот вопрос, после чего дать свой отзет 15. 2. Я сообщил Сако о перелете 25 января советско-маньчжурской границы в районе Гродеко-во и станции Маньчжурия 9 японскими самолетами, заявил по этому поводу протест и указал, что, возможно, эти перелеты являются сознательной репрессалией местных властей в связи со случайным перелетом нашего самолета Красного Креста на маньчжурскую территорию16. Я отметил, что некоторые японские власти в Маньчжурии ищут всякого повода для обострения отношений, и подчеркнул, что это есть игра с огнем. Я просил Сако передать о протесте Хирота н дать скорейший ответ. Сако обещал сообщить правительству. Сообщается для Вашего сведения.

Стомоняков

Лечат, по арх.

29. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. П. Потемкина в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 29 января 1935 г.

Обстановка домашнего завтрака у Лаваля, где был н министр почт и телеграфа Мандель, не благоприятствовала обстоятельному разговору о лондонском свнданнн. Я условился

• См. т. XVI. док. ЛЬ 284; т. XVII, док. Л» 25.


быть у него 31-го*. Пока он ограничился заявлением, что намерен твердо держаться условленного плана **, но не хочет предъявлять ультиматума ни Англии, ни Германии, ибо это было бы «неэлегантно». Поэтому, в частности, он пе думает настаивать, чтобы непременно в первую очередь был заключен Восточный пакт.

Сообщите до четверга дополнительные указания для предстоящих разговоров***.

Полпред

Иечат^ по apt.

30. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Польше Я. X. Давтяна в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

29 января 1935 г.

По имеющимся сведениям, Геринг в день приезда был принят Пилсудским. Вчера Бек тоже поехал в Беловежье, где сейчас находится Геринг.

Приезд Геринга многие здесь объясняют желанием сговориться о совместной отрицательной тактике в отношении Восточного пакта.

Полпред

Печат. г,о арх.

31. Постановление VII съезда Советов «По докладу Правительства СССР»

31 января 1935 г.

Заслушав отчетный доклад председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР тов. Молотов а В. М. о деятельности Правительства Союза ССР****, VII съезд Советов Союза ССР постановляет:

I. Одобрить отчетный доклад председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР тов. Молотова В. М.

* См. док. Л» 46.

** См. дох. № 23.

**8 См. дзк. Лз 36. 37.

***8 См. док.,Nb27.

Ы


2. Одобрить целиком и полностью внешнюю и внутреннюю политику и практическую деятельность Правительства Союза ССР. '

Председатель VII съезда Советов Союза ССР

Л1. Калинин

Секретарь Vil съезда Советов Союза ССР

А. Енукидзе Москва, Кремль 31 января 1935 г.

Нечат, по кн, «VII съезд Советов. Стенографический отчет», М„ 1935, стр. 3.

32. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в США А. А, Трояновского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

31 января 1935 г.

Сегодня, когда я пришел к Хзллу*, меня немного задержали, сообщив, что Хэлла вызвал по телефону президент. Когда я зашел к Хэллу, то застал там Мура, Келли ** и Буллита. Хэлл сказал, что он только что имел совещание и хочет, если я не возражаю, продолжить его со мной. После некоторой паузы он спросил, имею ли я сказать что-либо новое относительно переговоров, которые тянутся более года. Я ответил, что, насколько я понимаю, наши разногласия по вопросу о сумме долга, о процентах и о первой половине кредита, равной 100 млн. долл., были не велики. Оставались существенные разногласия по вопросу о вторых 100 млн. долл. кредита. Мы тщательно обсуждали этот вопрос и пришли к заключению, что последнее предложение госдепартамента для нас неприемлемо, что \ш не можем не держаться нашего последнего предложения***. На его вопрос, не могу ли я мотивировать нашу позицию, я ответил, что это затрагивает наши отношения с Другими странами и принятие предложения госдепартамента испортит эти отношения. Хэлл сказал, что очень жаль, что г. Литвинов, будучи в Вашингтоне, не изложил нам ясно свой взгляд на это дело, тогда вся история имела бы другой вид. Ои очень жалеет, что мы не можем положить здоровую основу для дружеских отношений, кооперации и сотрудничества двух стран. Я сказал, что мы хотим иметь дружбу, кооперацию и сотрудничество, что мы были убеждены, что между президентом и Литвиновым в основном было достигнуто соглашение и

* Государственный "екретярь США. ** Соответственно помощник государственного секретаря и заведующий восточноевропейским отделом госдепартамента США. *** См. т. XVII, док. № 311, 315-


дело шло об уточнении деталей. Изменение позиции произошло не у нас, а здесь, в Вашингтоне. На это Хэлл сказал, что он очень жалеет, что это конец совещания, давая понять, что разговаривать больше нечего. Я сказал, что я тоже жалею, встал, попрощался со всеми и ушел. Вся встреча продолжалась 5— 10 минут. Очевидно, надо ожидать важного решения.

Пат пред

Печат. по орх.

33, Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Чехословакии С. С. Александровскому

1 февраля 1935 г.

Повидайте Бенеша * и конфиденциально сообщите ему от моего имени полученные нами из достоверных источников следующие сведения. Пилсудскнй и Бек до самого последнего момента относились отрицательно к Римскому соглашению4 и делали все от них зависящее для противодействия ему. Теперь, когда соглашение состоялось, они решили, примкнув к соглашению, повести работу по восстановлению объединенной австро-венгерской монархии с расширением ее территории за счет Чехословакии и Румынии. Просите держать эти сведения в строгом секрете. Выясните, если можете, и сообщите, где сейчас находится Тнтулеску 17.

Литвинов

/Течет, по арх.

34. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Чехословакии с Министром Иностранных Дел Чехословакии Беиешем

1 февраля 1935 г.

Чтобы подойти к теме, я задал сначала Бенешу вопрос, как теперь выглядит дело присоединения Турции к Римским соглашениям *. Нарком Литвинов, с которым я имел возможность говорить при его проезде через Берлин, уехал из Женевы несколько раньше того момента, когда этот вопрос был вырешен. Бенеш ответил, что он уехал днем позже Литвинова, но тоже до окончательного решения этого вопроса. Однако ему известно, что представители Балканской Антанты в Женеве составили и подписали особый протокол *. Основная тема этого протокола ставила присоединение к Римским соглаше-

* См. также док. Кя 244.


нням всей Балканской Антанты в полную зависимость от предварительного заключения Восточного пакта. В последний момент Фотич получил телеграмму от Ефтича о том, что последний не согласен с текстом, выработанным в Женеве, хотя Фотич был с ним полностью согласен. В связи с этим Рюштю Арас, поскольку он все равно ехал в направлении Белграда, взялся договориться с Ефтнчем на месте. Бенеш еще не может сказать, как выглядят детали, но он уже знает из Белграда, что там достигнуто полное соглашение, поскольку речь вообще шла не о принципиальных возражениях со стороны Ефтича, а лишь о некоторых изменениях в формулировках.

Ссылаясь на сказанное Бенешем, я спросил его, как он представляет себе дальнейший ход развития и судьбу Римских соглашении и отношений между этими соглашениями и Восточным пактом. Бекеш, как всегда словоохотливо, стал излагать тысячу и одну комбинацию, которые себе представляет в качестве возможных решений европейской политики в целях достижения мира и безопасности.

Бенеш согласен с тем, что, в частности, присоединение Турции к соглашению о неприкосновенности Австрии звучит весьма необычно и, конечно, может лишь усложнить этот вопрос. Однако не было никакой возможности обойти дружественную Турцию, поскольку она явно имела некоторые опасения по адресу Италии. Турцию нужно было удовлетворить в форме ли ее участия в Римских соглашениях, в форме ли особого пакта между Италией, Турцией и Грецией, связанного с группой Римских соглашений,— это уже не так существенно. Бенеш не волнуется на тему о том, что из этого выйдет практически. Об этом еще рано говорить. На переднем плане его интересов, понятно, стоит разговор в Лондоне. Программа ясна — Лаваль будет добиваться от Англии не присоединения к Римским соглашениям, а своего рода публичного одобрения как идеи Римского соглашения, так и идеи Восточного пакта. Коренной же практический вопрос, понятно,— взаимоотношение с Германией н, просто говоря, речь будет идти о той цене, за которую Германия может получить удовлетворение по своим претензиям на довооружение. В качестве этой цены Бенеш представляет себе участие Германии и в Римском соглашении, н в Восточном пакте, понятно, прн одновременном возвращении Германии в Лигу наций.

Эту часть разговора я нашел самой удобной для того, чтобы отослать Бекеша к требованиям Женевского протокола между СССР и Францией*, к которому присоединилась Чехословакия **. Поэтому я сказал, что мне не совсем ясно,

* См. т. XVII, док. №417. ** См. т. XV11, док. №424.


каким образом Бенеш практически представляет себе осуществление всего этого в ближайшем будущем. Перед этим он сам признавал, что Римские соглашения (в частности, присоединение к ним Балканской Антанты) —вещь очень сложная и ставит в затруднение Германию и особенно Польшу. Их осуществление требует специальных переговоров, которые Бенеш как будто относит к поездке Лаваля и Фландена в Лондон*. Упоминание этих же соглашении на первом месте при перечислении цены, за которую Франция могла бы пойти на удовлетворение германских претензий, в моих глазах придает вопросу несколько особое освещение. Из разговора с наркомом Литвиновым я узнал, что последний по мотивам, довольно близким к возникающему у меня сомнению, упоминал в своих разговорах с Лавалем о необходимости именно теперь поставить ударение на нашем Женевском протоколе, к которому присоединилась и Чехословакия. Не было ли бы своевременно отметить и мне в разговоре с Бенешем, что наши страны выразили твердую волю не искать других путей и комбинаций для организации европейской безопасности и мира до тех пор, пока вопрос о Восточном пакте не будет вырешен в ту или другую сторону. Насколько я понял, таково определенное мнение наркома Литвинова, и он за то, чтобы это его мнение было известно Бенешу из разговоров со мной.

Бенеш очень внимательно отнесся к сказанному мною и тут же ответил весьма пространно, но вместе с этим и вполне определенно,, что он полностью разделяет такую точку зрения и продолжает считать своей первоочередной задачей заключение Восточного пакта. Однако он при этом не думает, чтобы Римские соглашения сколько-нибудь помешали этому. При всей заинтересованности в Римских соглашениях для него вопрос все-таки не стоит так, чтобы они сколько-нибудь могли заменить собой Восточный пакт. Даже при том условии, что Римские соглашения будут сопровождены соответственными военными конвенциями, они не гарантируют Чехословакию от польско-германской агрессин. По словам Бенеша, Лаваль и Муссолини несколько снаивничали в Риме. Они думали, что соглашение о невмешательстве во внутренние дела свяжет Германии руки по адресу Австрии. Бенеш якобы был первым, которому пришлось доказывать, что Германия легко примет этот принцип и подпишется под соответствующим соглашением, потому что таковое легко превратить в оружие в руках Германии. Бенеш навел Лаваля на мысль о том, что именно на основании такого соглашения Германия может организовать переворот в Австрии и затем требовать от других участников пакта, чтобы они «не вмешивались во внутреннее дело

* См. док. № 42.


Австрии, в спонтанную народную революцию». Подобная мысль якобы не приходила в голову Лавалю, и Бенеш ставит себе в заслугу то, что он убедил Лаваля в легкой возможности такого толкования принципа невмешательства во внутренние дела. Поскольку Польша год тому назад пошла на соглашение с Германией именно для того, чтобы повернуть экспансию последней на юго-восток Европы, постольку и она остается прямой опасностью для Чехословакии. Гарантией безопасности Чехословакии, следовательно, может быть лишь Восточный пакт.

Что может произойти с Восточным пактом? — спрашивал Бенеш. Пакт состоит из трех существенных моментов, а именно: консультация, ненападение и взаимная помощь. Ни одно из государств не откажется от признания первых двух моментов. Вообразим себе, что Германия, Польша и даже Прибалтийские страны откажутся принять принцип взаимной помощи. Одновременно они, несомненно, согласятся на консультативный пакт и на пакт о ненападении. Тогда для Франции, СССР и Чехословакии, как для главных носителей идеи мира и безопасности, останется открытым такой путь: дополнить этот же самый принятый и другими пакт о консультации и ненападении еще несколькими статьями, трактующими вопрос о взаимной помощи. Пакт, расширенный на эти статьи, подписали бы Франция, СССР и Чехословакия. Это обозначало бы, что они приняли на себя обязанность оказывать помощь ке только друг другу в случае нападения, но также и другим участникам консультативного и о ненападении пакта, правда, не получая при этом права требовать помощи для себя от государств, подписавших пакт только в части консультации и ненападения. Перебирая по этому поводу возможных участников такого пакта и возможных участников европейского военного столкновения в будущем, Бенеш без всяких обиняков говорил, что либо в Германии и Польше сидят Прямо сумасшедшие, либо эти две страны поставили себе задачу начать войну в Европе в течение ближайшего года. Тогда практически вопрос сведется к оказанию взаимной помощи только таких стран, как Франция, СССР и Малая Антанта. Прибалты при реальной угрозе не откажутся от того, чтобы им была оказана помощь этими тремя государствами, а Польше и Германии помощь оказывать не придется, ибо они будут нападающими так или иначе,

Бенеш отмечал, что он рассматривает Женевский протокол и присоединение Чехословакии к нему как акт, растущий в своем значении. Совершенно не приходится опасаться, чтобы какие-нибудь иные возможности или комбинации отодвинули Женевский протокол куда-нибудь на задний план. Наоборот, Беиеш предвидит, что дальнейший ход событий увеличит зна-

5S


ченне Женевского протокола и, может быть, сделает необходимым дальнейший шаг СССР, Франции и Чехословакии в том же самом направлении, например, в духе высказанных Бенешем предположений о конструкции Восточного пакта с частями, содержащими и ие содержащими обязательства о взаимной помощи. Во всяком случае Бенеш считает, что время работает на защитников мира и безопасности Европы. Поэтому своей задачей Бенеш считает «дурххальтен»* ближайшие сроки в один или два года. Если удастся переждать этот период, то можно быть уверенным в том, что Европа наконец умиротворится. Если этого не удастся, то и сейчас каждый из участников европейского концерта по существу хорошо знает свое место. Моральная сила на стороне «защитников мира и безопасности». Надо позаботиться о том, чтобы и материальная сила была иа их стороне. В этой связи Бенеш придавал особое значение участию СССР в Лиге наций, а с другой стороны, довольно горячо приветствовал речь т. Молотов а иа VII съезде Советов**. Особое одобрение Бенеша относилось к той части речи т. Молотова, в которой было сказано относительно подготовленности Красной Армии ко всякого рода возможностям. Пусть, дескать, Европа знает, что представляет собой советская Красная Армия, и поразмыслит иад последствиями возможного столкновения с ней. Чехословакия тоже кое-что может сказать миру о своей армии и не будет больше особенно скромничать. В Чехословакии теперь будут достаточно громко говорить и о ее армии.

Во время разговора Бенеш несколько раз возвращался к роли Польши и не скрывал своего беспокойства относительно ее поведения в дальнейшем. Однако его рассуждения носили слишком общий характер и нередко переплетались с историческими экскурсами в прошлое Польши для характеристики ее неуживчивости и государственной бездарности, приводившей к разделам Польши. Характер рассуждений выявил лишь одно — большое беспокойство и недоверие, обычно ие свойственное Бенешу в его разговорах со мной иа тему о той же Польше. Имеет ли Бенеш для этого какие-нибудь новые основания, я не мог выяснить.

Полпред СССР в ЧСР Александровский

Печоя. по арх.

* — продержаться (ней). ** См. док. № 27.


35. Заявление Народного Комиссара Иностранных Дел СССР М. М. Литвинова представителю ТАСС о советско-американских отношениях

3 февраля 1935 г.

Основные принципы соглашения о ликвидации взаимных советско-американских денежных претензий были выработаны в моих личных переговорах с президентом Рузвельтом около года тому назад*. Эти принципы вполне соответствовали неоднократным заявлениям Советского правительства о его готовности обсуждать вопрос о старых долгах лишь при условии признания его контрпретензий и предоставления ему денежного займа. Я поэтому уехал нз Вашингтона в полной уверенности, что дальнейшие переговоры будут касаться лишь деталей соглашения и поэтому не представят никаких затруднений.

К сожалению, в последующих переговорах, начатых американским послом г. Буллитом со мною в Москве** и продолженных затем госдепартаментом с т. Трояновским***, был подвергнут сомнению один из основных моментов достигнутого в Вашингтоне соглашения, а именно о займе. Советская сторона в своих предложениях держалась строго в пределах этого соглашения, доведя свои уступки до грани, за которой должен был бы начаться пересмотр всего Вашингтонского соглашения. Мы отказывались вступить иа этот путь, который мог бы привести к полному аннулированию достигнутых в Вашингтоне результатов и к необходимости новых переговоров об основах соглашения.

-Мы, конечно, очень сожалеем, что переговоры не дали до сих пор желательных результатов, но полагаем, однако, что это обстоятельство не должно отразиться на взаимоотношениях обоих государств, в частности на торговых отношениях, развитие которых скорее тормозилось ведшимися до сих пор переговорами.

Кроме того, перед СССР и США, как и перед другими миролюбивыми государствами, стоят более серьезные общие цели, над осуществлением которых можно работать, ие нанося ущерба материальным претензиям того или иного государства. Затруднительность разрешения проблемы взаимных денежных претензий между государствами стала теперь общим явлением международной жизни, но она не препятствует международному сотрудничеству в деле развития торговых отношений, а равно и по обеспечению мира.

Печат. по газ. 'Известия*

Л» 29(5552). 3 февраля 1935 е.

* См. т. XVI, док. №361. ** См. т. XVII. док. Кя 77. 84, 87, ЮЗ, 104, 116, 117. *** См. т. XVII, док. № 127. 130, 269, 293, 315, 355, 357, а также док. № 32 настоящего тома.


превалирует сейчас предчувствие какой-то измены со стороны Франции, хотя все они очень бодрятся и гозорят, что нужно обождать и посмотреть, что будет дальше.

Немцы, конечно, превосходно понимают это сложное впечатление, произведенное Лондонскими соглашениями в различных странах Европы, и стараются всемерно его усилить. Бешеная кампания, поднятая внезапно, сразу после лондонских переговоров, в германской прессе по поводу «голода» в СССР и против СССР*, вообще является, на наш здесь взгляд, одним из мероприятий в этом направлении. Задержка и оттягивание ответа нам по кредитному соглашению может быть также звеном в цепи этих мероприятий.

С товарищеским приветом

Бессонов

P. S. Максим Максимович, прошу Вас учесть, что т. Канделаки сам еще ничего не писал в Москву по позоду своего разговора с Шахтом. Он дожидается результатов завтрашнего заседания по списку, чтобы дать в Москву первую информацию о ходе переговоров.

Пгчят. по арх,

39. Письмо Полномочного Представителя СССР в США Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

7 февраля 1935 г.

Уважаемый Максим Максимович,

Мне нечего сейчас предлагать по вопросам, связанным с нашими переговорами**. В то время как я пишу 'настоящий доклад, в газетах опубликовано сообщение госдепартамента об отозвании из Москвы генконсула и всего генконсульства, помощника военного атташе по морским делам, помощника военного атташе по авиации и о сокращении всего аппарата посольства***. Кроме того, мы имеем сообщение госдепартамента журналистам о том, что уменьшение пошлины на марганцевую руду из Бразилии не будет распространено на нас-Мы имеем дискриминацию в связи с ввозом кишок, вероятно, будем иметь продление повышенной пошлины на ввозимый нами антрацит и т. д. Все это — шаги по пути ухудшения Наших отношений. Где остановится президент — сейчас довольно

* См. также док. Л'з 62. 67. ** См, док. № 32т 35. *** Сн_ газ. «Известия», 8 февраля 1935 г.


трудно сказать. Я хочу дать объяснение всему тому, что происходит сейчас в области наших взаимоотношений с США.

Конечно, наша самостоятельная линия во внешней политике и в первую очередь улучшение наших отношений с Японией в известных пределах и на некоторое время, связанное с некоторым уменьшением опасности войны, вызвало значительное разочарование в этой стране, где многие рассчитывали, что мы будем воевать с Японией, причем Америка продиктует нам условия своей помощи и, таким образом, заработает на нас и вместе с тем потреплет нашими руками Японию. Пока этого не случилось, и это приводит не только к разочарованию, но даже к раздражению. В связи с опасением войны с Японией и уменьшением надежд на наш конфликт с Японией здесь растут примиренческие настроения с Японией20 и даже журнал Моллея «Today» начинает высказываться за признание Мачьчжоу-Го. В европейских делах тоже США чувствуют, что мы не находимся от них в очень большой зависимости и не молим их о помощи. До тех пор. пока сами США не почувствуют, что им грозит опасность более или менее осязательная на Дальнем Востоке или в их отношениях с Европой, их внешняя политика будет толкать к сдержанности в отношениях с нами.

Но все же самое главное не в этом. В области внешнеполитических отношений дело не настолько еще ясно, и туч для США на горизонте еще много и будет их, вероятно, еще больше, чтобы это определяло целиком линию поведения в отношении нас президента Рузвельта и госдепартамента.

Мне кажется, основное — во внутриполитическом положении, в росте реакционных настроении в различных кругах, которые сейчас здесь наблюдаются. Рузвельт сейчас держит курс направо. Это один из его основных маневров в его деятельности по спасению и укреплению капитализма в США, «Левая» политика в дальнейшем еще не исключена, поскольку это будет необходимо для удержания в повиновении левые настроения и умиротворения недовольства в стране. Но сейчас чувствуется, что реакционные элементы в стране поднимают голову. Рузвельт, как чуткий барометр, спешит показать свое правое лицо. Он разделывается с левыми элементами в департаменте земледелия вплоть до увольнения Франка *. считавшегося членом «мозгового треста». Возможно, что скоро будет принесен в жертву и Тагвэл **. Рузвельт довольно резко одергивает Американскую федерацию труда зо главе с Гринок в связи с делом об автомобильном кодексе21. И Грин, как покорный и чуткий пес, уже боязливо виляет хво-

* Член административного совета по вопросам земледелия при президенте США.

** Заместитель министра земледелия США,


стом и торопится принести повинную. Рузвельт под шумок договаривается с банкирами, и это, может быть, самое существенное, ибо для Рузвельта в настоящее время есть два пути: или договариваться с банкирами, или громить их вплоть до создания федерального банка или чего-либо вроде национализации банков. Последнее, конечно, в данной обстановке немыслимо. По-видимому, Рузвельт ищет примирения с Херстом, в значительной степени возглавляющим всю реакционную кампанию здесь, и ведет переговоры с Бризбейном, главным сотрудником Херста, занимавшим все время очень приличную позицию не только в отношении нас, но и по внутренним делам США.

Подъем реакционной волны оказывает непосредственное влияние иа наши отношения с США. Вражда к коммунизму и социализму неизбежно выливается во вражду к нам, поскольку- нет противоборствующих влияний в международной обстановке. II это совершенно понятно и неизбежно. Я лично не очень удивился бы, если бы нечто подобное произошло в других странах, например во Франции. США тоже не застрахованы от реакции в виде ли фашизма или в каком-либо другом специфически «американском» виде.

Основное здесь — в страхе перед социализмом, перед недовольством среди рабочих и некоторых слоев мелкой буржуазии и в очередных шатаниях основной мелкобуржуазной массы и интеллигенции.

Если к этому добавить, что президент дал нам твердое обещание о займе и теперь старается это забыть и замазать, распространяя, даже после Вашего заявления *, слухи о том, что все это — вранье, что никакого займа он не обещал, он должен изобретать теперь способы потопить вопрос в разных трюках и резких действиях против нас.

Вам; конечно, международная обстановка виднее, я ее оцениваю в общем пессимистически и склонен решать вопросы наших отношений с США под этим пессимистическим углом зрения. В общем все же необходимо продумать весь вопрос в целом и дать мне необходимые инструкции **.

А. Трояновский

Печет- по арх.

* См. ДОК. M 35. "" См. док Ль 104,!05,


40. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Румынии М. С. Островскому*

8 февраля 1935 г.

Скажите Титулеску, что нас не столько беспокоит текст Лондонского соглашения 18, сколько порядок дальнейших переговоров с Германией. Не подлежит сомнению, что англичане толкали французов в Лондоне н будут в дальнейшем еще больше толкать к ликвидации илн обесценению Восточного пакта. Лаваль нз-за своей болезни еще не принимал Потемкина, но Альфан нас официально заверил в сохранении зависимости между признанием германских вооружений и Восточным пактом. Если переговоры о воздушной конвенции приведут к конференции намеченных участников, то можно опасаться, что между ними будут решаться и все остальные вопросы соглашения без участия нашего и Малой Антанты. Не меньшую опасность представляют переговоры с Германией при посредничестве англичан. Необходимо поэтому воздействовать на Лаваля, чтобы он взял в собственные руки переговоры с Германией по всем пунктам Лондонского соглашения, не доверяя их англичанам. Оценка нашего отношения к соглашению дана в «Известиях», н в особенности в выходящем завтра номере «Журналь де Моску».

Сообщите конфиденциально Тнтулеску22, что из абсолютно бесспорного источника нам известно, что Польша, присоединяясь к австрийскому соглашению, задается целью работать над восстановлением венгерской монархии.

Литвинов

Печ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow