Итеративной дизритмии

При этой форме нарушения плавности речи преимущественно нарушенным является итеративный ритм, что проявляется в недостаточности чувства элементарного ритма, в т.ч. и слогового. Основная задача коррекционного обучения сводится к его выработке.

Исходя из представлений Н.А.Бернштейна, базовым компонентом слогового ритма является элементарный невербальный ритм. Его сохранность обязательное условие формирования слогового ритма речи. Если ребенок не в состоянии маршировать, равномерно отстукивать простой двухдольный размер рукой, на барабане, бубне и т.д, то работе по формированию слогового ритма должна предшествовать специальная работа в этом направлении. Пробуждение чувства элементарного ритма требует введения внешних опор в виде разметки следов на полу, метронома, механических игрушек (типа зайцев, играющих на барабане и пр.). Большое место занимают музыкальные занятия, вначале с идеомоторным, а затем и вербальным подкреплением ударных долей такта с помощью вокализаций, если возможно, звукоподражаний и т. п.

На последующих этапах проводятся упражнения по ритмическому делению слов на слоги, опять-таки с моторным, тактильным и аудиовизульным подкреплением. Важно, чтобы тренинговые слова подбирались в порядке усложнения их лингвистических моделей и усиленно закреплялись в памяти. От слов следует перейти к ритмизированному воспроизведению фраз с подключением тех же запасных афферентаций, которыми опорами могут служить хлопки, ритмичная ходьба, отбивание ритма на барабане, ксилофоне и пр. Речь не должна быть скандированной, т.е. переход от одного слога к другому осуществляется плавно, без «нажимов» голосом.

Первые 3-4 дня слоговой ритм отрабатывается сопряженно, затем отраженно, а затем задания выполняются детьми самостоятельно.

Тексты – отдельные слова и короткие бытовые сказки.

В связи с тем, что при дизритмическом итеративном варианте нарушения плавности речи нередко наблюдается изменение тонуса мышц артикуляционного аппарата, полезна и отработка артикуляционных движений по методике преодоления нарушений речи при дизартрии: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, коррекция интонационных параметров высказывания.

Для каждого вида упражнений следует подбирать наиболее органичный для конкретного ребенка темп речи и виды деятельности, значимые для него мотивационно.

При всех видах работы по выработке плавности фразовой речи ее темп, предлагаемый ребенку, должен быть нормативным и в то же время учитывать индивидуальные особенности скорости говорения.

Таким образом, основные задачи коррекционной работы при этой форме нарушения плавности речи следующие:

1. Выработать чувство итеративного ритма в невербальных движениях. 2. Добиться легкого и непроизвольного ритмичного послогового произнесение слов и фраз.

Ритмическая и логоритмическая коррекция при этой форме дизритмии является первостепенной, поэтому ее приемы излагаются перед собственно логопедическими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: