Место и роль инноваций в структуре регулирования экономики

Принято считать, что понятие “ нововведение ” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Инновация - буквально инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования[4, c.56].

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:

1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.

2. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Научно-технический потенциал предприятия

Инновационная деятельность предприятия направлена на исполь­зование результатов научных исследований и опытно-конструктор­ских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, ус­луг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

В соответствии с этим понятием в отечественной литературе к инновационно - активным предприятиям относятся предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершен­ствованных продуктов, технологических процессов или иные виды инновационной деятельности.

Управление инновациями может рассматриваться в трех основ­ных аспектах:

1. Управление НИОКР (объект управления — непосредственно).

2. Управление инновационными проектами (объект управле­ния— инновационные проекты).

3. Управление внешними условиями, влияющими на эффек­тивность осуществления инновационной деятельности.

Инновационный проект охватывает жизненный цикл новше­ства от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, освоение производства продукта и проведение пробных продаж, развертывание массового или се­рийного выпуска и работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, прекра­щение его выпуска.

Инновационный проект по существу является инвестиционным, осуществление которого требует долгосрочного связывания основ­ных материальных и финансовых средств. Однако по сравнению с «классическим» инвестиционным проектом реализацию инноваци­онного отличает:

Относительно меньшая достоверность предварительной эко­номической оценки в связи с высокой степенью неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, пред­стоящих затрат, будущих доходов), что вызывает необходимость применения дополнительных критериев оценки и отбора.

Участие высококвалифицированных специалистов и использо­вание уникальных ресурсов, что, в свою очередь, требует тщатель­ной разработки отдельных этапов всего проекта.

Возможность прекращения инновационного проекта без «физи­ческого связывания» инвестиций и, следовательно, значительных финансовых потерь.

Вероятность получения представляющих потенциальную ком­мерческую ценность побочных результатов, что, в свою очередь, требует гибкости управления проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.

Перечень задач, решаемых в процессе управления инновация­ми, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым иннова­циям он включает[3,c.176]:

· исследование рынка;

· прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;

· нахождение субподрядчиков (контрагентов) по проекту созда­ния нового продукта;

· анализ патентной чистоты, способов ее обеспечения, планирование методов защиты;

· выбор вариантов кооперации с возможными конкурентами по поводу реализации технически сложных и высокорисковых но­вовведений;

· комплексный анализ затрат, цены, объема производства и про­даж с целью планирования оптимального объема выпуска;

· оценку эффективности проекта и его привлекательности для ин­весторов, разработку механизма привлечения инвестиций;

· анализ связанных с проектом технических и коммерческих рис­ков, выбор методов их минимизации и страхования;

· определение способов продажи нового продукта;

· выбор организационной формы создания, освоения и размеще­ния на рынке нового продукта, определение эффективной мар­кетинговой стратегии;

Инновационный процесс состоит из многих стадий и этапов, в выполнении которых участвуют различные службы и подразделе­ния предприятия, что требует четкой организации, координации и увязки их во времени.

В ходе планирования необходимо оценить текущее состояние, предсказать дальнейшие события, организовать работы так, чтобы они были выполнены в сжатые сроки с наименьшими затратами. Однако в ходе такого планирования возникают характерные про­блемы, связанные со спецификой инновационной деятельности. Для решения этих проблем создается специальный инвестиционный про­ект, который представляет детальную программу работ с выделе­нием для решения каждой задачи необходимых ресурсов, а также с указанием времени ее выполнения. Для координации больших ком­плексных работ, как правило, используются сетевые модели. Осо­бенно успешно они могут применяться на заключительных стадиях НИОКР, освоения и запуска новшества в производство. Возмож­ности их использования на более ранних стадиях, когда еще суще­ствует значительная неопределенность, ограничены; в это время необходима более гибкая система планирования, способная учи­тывать неопределенность и намечать меры, когда отсутствует ре­альная возможность обеспечить выполнение цели в любой части программы.

Рынок инноваций образует совокупность инновационных про­дуктов и процессов, юридических и физических лиц, продающих и/или приобретающих (имеющих намерение приобрести) научно-техническую наукоемкую продукцию.

В силу уникальности научно-технической и инновационной про­дукции и неопределенности спроса на нее предложение на рынке инновационной продукции должно быть активным и упреждаю­щим. Можно выделить специфические черты такого рынка:

Новый для предприятия-производителя рынок с трудно пред­сказуемой реакцией потребителя на новшество.

Рынок слабо эластичен по цене, на нем преобладает нецено­вая конкуренция.

Рынок узкий, особенно в части продукции производственно-технического назначения.

Инновационный маркетинг — комплекс маркетинговых иссле­дований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.

Маркетинг в инновационной сфере имеет следующие особенности[3,c.178]:

· межотраслевой характер результата инновационной деятельнос­ти (т.е. возможность реализации инноваций в различных облас­тях и сферах деятельности);

· ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного покупателя;

· обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем пре­
имущество нового, как правило, незнакомого товара;

· обязательное послепродажное обслуживание (связано с техно­логической сложностью наукоемкой продукции);

· учет научно-технического уровня возможного потребителя, по­скольку многие инженерные инновации не находят покупателя из-за технологической отсталости потребителя.

Естественно, что в процессе маркетинговых исследований оп­ределяется и предварительная эффективность инноваций, под кото­рой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связан­ные с ней показатели должны быть определяющими при оценке и отборе проекта.

Инновационные, проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффек­тивности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность про­екта к категориям риска, так как риск может быть подчинен опре­деленному закону распределения вероятностей и поэтому, в прин­ципе, быть управляемым


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: