Методы регулирования инновационных процессов

Изучение зарубежного и отечественного опыта государственного воздействия на инновационную активность хозяйствующих субъектов позволяет в качестве основных регуляторов использовать финансовые, кредитные, налоговые и амортизационные, а также ценовые (рис. 1).

Основными формами финансовой поддержки, которые могут быть использованы органами управления, выступают[4, c. 210]:

· субсидии, представляющие собой безвозвратные пособия участникам инновационной деятельности в критические моменты ее становления и развития.

· дотации - ассигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников нововведений, а также соответствующей инфраструктуры.

· реальные инвестиции - долгосрочные вложения государственных капиталов в создание научно-технического задела; выполнение исследований и разработок некоммерческой направленности, социально-экономической либо экологической результативности; развитие конкурентоспособных производств и технологий.

· финансовые инвестиции - вложение государственных средств в операции с ценными бумагами инновационно - активных предприятий,

· финансовый лизинг сводится к покрытию части затрат, которые несут предприятия при приобретении новых машин и оборудования, а также замене действующих. Данная форма государственной финансовой поддержки связана с последней стадией инновационного процесса и затратами на обновление производственного аппарата.

Однако возможности безвозвратного финансирования ограничены рамками имеющихся в бюджете и внебюджетных фондах средств. Поэтому во многих случаях в целях поддержки инновационной деятельности вполне приемлемо выделение финансовых средств на возвратной основе. В данном случае речь идет о кредитовании инновационной деятельности.

Основными формами государственного кредитования могут выступать:

· прямые льготные займы, предоставляемые либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Механизм льготного кредитования предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит или увеличение сроков кредитования.

· гарантированные займы, предполагающие получение кредита участниками инновационной деятельности в системе коммерческого кредитования под гарантию государственных управленческих структур. Гарантия может быть выдана на случай провала инновационного проекта и невозможности погашения кредита новатором;

· компенсационные соглашения могут заключаться между государственными структурами, кредиторами и заемщиками по поводу частичного возмещения за счет средств бюджета или внебюджетных фондов, предоставляемых новаторам кредитов или процентов за пользование ими.

На создание равных условий хозяйствования товаропроизводителям и новаторам нацелено и налоговое регулирование.

Основные формы налогового стимулирования общеизвестны - освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит). Важно правильное применение имеющихся возможностей налогового регулирования к существующей системе налогообложения или видоизмененной с целью укрепления финансовой базы бюджетов и упрощения порядка взимания налогов.

Амортизационное регулирование связано со стимулированием заключительной стадии инновационного цикла, потреблением произведенных средств производства и особенно машин и оборудования. Изменение условий амортизации основных фондов влечет уменьшение или увеличение сроков покрытия расходов на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, оснащение активными фондами новых производственных мощностей. Изменение единовременной нормы амортизационных отчислений способствует ускоренному возмещению затрат приобретения активных основных фондов с целью их замены новыми, более прогрессивными.

Рис. 1. Модель экономического механизма регулирования
инновационных процессов

Основные формы амортизационного регулирования достаточно отработаны и включают единовременную и ускоренную амортизацию основных фондов.

Ценовое регулирование инновационной деятельности предполагает государственное влияние на уровень цен (льготное ценообразование), по которым новаторы пользуются услугами инфраструктуры, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, услугами связи и информационного обеспечения, арендными услугами и услугами по подготовке кадров, повышению их квалификации и т.п. Снижение уровня цен с целью оказания поддержки в инновационной деятельности, привлечения к ней субъектов хозяйствования может осуществляться за счет компенсации из бюджета или внебюджетных фондов разницы в ценах, а также посредством организации части услуг на основе муниципальной собственности и государственных либо совместных частно-государственных структур.

Непосредственное регулирование цен применимо к системе контрактных цен, определяющих условия оплаты работ, выполняемых в рамках исследовательских и инновационных проектов. Учет при ценообразовании особенностей инновационной деятельности и фактора необходимости дополнительного стимулирования позволяет устанавливать цену контракта на уровне, удовлетворяющем все заинтересованные стороны: органы управления - в своевременном и качественном получении предполагаемых результатов; исполнителей - в более выгодных условиях работы по сравнению с другими видами деятельности.

Обобщенная модель экономического механизма регулирования инновационных процессов позволит учитывать особенности хозяйственной среды и приоритеты в ее развитии, мотивационные факторы товаропроизводства и специфику современного этапа общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: