Основные аспекты, рассматриваемые на лекции: Становление национальных инновационных систем (НИС) в условиях интернационализации инновационной деятельности. Формы интернационализации инновационной деятельности: транснациональные корпорации (ТНК), соглашения о техническом партнерстве (стратегические альянсы), совместные предприятия (СП).
Российская национальная инновационная система (НИС): субъекты, масштабы, тенденции развития. Концептуальные основы перехода России на инновационный путь развития экономики. Интеграция научно-технической деятельности и образования, роль человеческого и социального капитала, мотивация к инновационному поведению граждан страны, совокупность государственных и частных институтов, поддерживающих инновации – ключевые направления формирования НИС России.
Необходимость государственно-частного партнерства (ГЧП) в условиях становления инновационной экономики России. Сущность, формы и роль ГЧП в становлении и развитии инновационной экономики. Проблемы совершенствования и повышения эффективности инновационного менеджмента в НИС России.
|
|
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
1. Национальная инновационная система (НИС) России, ее особенности и тенденции развития.
2. Понятия социального института и института социального партнерства в обществе и экономике.
3. Принципы социального партнерства в системе инновационной деятельности.
4. Понятие и роль государственно-частного партнерства (ГЧП) в становлении инновационной экономики России.
5. Многообразие форм ГЧП в различных регионах мира и отраслях экономики.
6. Политико-правовые и финансово-экономические проблемы развития эффективного ГЧП в России.
Литература используемая при подготовке к занятию:
• Основная - №№ 1-3
• Дополнительная - №№ 1-6
9.2 Форма проведения занятий (лекции, семинары, практические, используемые интерактивные формы и т.д.)
Занятия по дисциплине проводятся в следующей форме:
Лекция – один из методов устного изложения материала. Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чтение». Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности студентов и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:
1) во-первых, само изложение материала педагогом должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме;
|
|
2) во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность студентов и способствующие поддержанию их внимания
Один из этих приемов – создание проблемной ситуации. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться студентам.
Термин «практическое занятие» используется в педагогике как родовое понятие, включающее такие виды, как лабораторную работу, семинар в его разновидностях. Аудиторные практические занятия играют исключительно важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями.
Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания, в связи с чем, упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.
Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия. Не может быть и речи об эффективности занятий, если студенты предварительно не поработают над конспектом, учебником, учебным пособием, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.
Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. Структура практических занятий в основном одинакова — вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно практическая часть, заключительное слово преподавателя. Разнообразие возникает в основной, собственно практической части, доклады, дискуссии, тренировочные упражнения, решение задач, наблюдения, и т. д.
Лабораторное занятие - форма учебного занятия, за которого студенты под руководством преподавателя лично проводят натурные или имитационные эксперименты и опыты с целью практической проверки и подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой вычислительной техникой, овладевают методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.
9.3 Интерактивные формы обучения