Имя Карен Бертинджер, надо полагать, навсегда останется в истории спутниковой связи. Согласно корпоративной легенде компании Моtorola, в середине 80-х, когда Карен проводила уик-энд на одном удаленном от цивилизации островке, ей вдруг понадобилось срочно позвонить. Увы, в то время это можно было сделать, только прихватив с собой дорогой и тяжелый (около 10 килограммов) терминал Inmarsat. Карен возмутилась: почему такая серьезная фирма, как Моtorola, в которой работал ее муж, до сих пор не задумывалась об этой проблеме? Так что супругу Карен с группой ведущих инженеров компании пришлось засесть за работу, и через десять лет каприз жены удалось удовлетворить. Была создана система под названием Iridium, а Моtorola стала ее крупнейшим акционером.
Скептики критиковали проект с самого начала. В прессе появлялись разнообразные оценки – от сомнении в технической возможности реализации самой идеи, до мистических предзнаменований, которые виделись то в составе спутниковой группировки из 66 основных и 6 резервных спутников, то в 13 станциях сопряжения, обеспечивающих коммутацию с наземными сетями. Тем не менее, технически проект оказался весьма успешным – создателям удалось достичь гарантированного качества передачи голоса и пейджинговых сообщений. Что же касается спроса на новую услугу – персональную связь в любо и точке земного шара, то в нем специалисты Моtorola не сомневались. Действительно, адекватной замены спутникам для связи на акваториях, в пустынях, джунглях, тайге и других необжитых регионах не было, нет и в ближайшее время не появится. Естественно, оценивая целевую аудиторию, маркетологи компании думали не о пастухах и таежниках, а о богатых путешественниках и деловых людях; рассчитывали они и на корпоративный спрос, например, со стороны предприятий добывающей промышленности, которые могут позволить себе платить за связь со своими сотрудниками любые деньги.
|
|
Аргументы выглядели убедительно, поэтому вслед за Iridium начали разрабатываться другие системы персональной спутниковой связи – Globalstar, ico, Teledesic. Практически все ведущие компании-производители оборудования тем или иным образом приняли участие в спутниковых проектах: Alcatel и Qualcomm в Globalstar, Motorola в Iridium и Teledesic, NEC и Ericsson в ICO. Даже российский государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева стал обладателем 4.3% акций Iridium, вложив в проект около 80 млн. долларов.
И сами инвесторы, и банки, дававшие долгосрочные кредиты, поверили в прогнозы, уверявшие, что к 2002 году спутниковые телефоны станут достоянием 4 млн. пользователей. Предполагалось, что рынок голосовой спутниковой связи будет поделен между тремя основными игроками: Iridium – получит 40%, Globalstar и ICO – по 25-30%.