Становление и развитие стиля модерн в Западной Европе. Его социальные и эстетические противоречия

Арт Нуво. Новый стиль возник на рубеже XIX - XX вв. почти одновременно во многих европейских странах. Его важной чертой стало освобождение от излишков декора, возврат к функциональности, обращение к национальным традициям. Но, в отличие от эклектичного историзма с его вульгарной "всеядностью" по отношению к наследию прошлого, это были продуманные эстетические критерии и создание совершенно новых форм, подчинение единому формообразующему началу. Ретроспективизм в новом стиле сочетался с новаторской мыслью. Для нового стиля характерно наличие трех составляющих: декоративных, волнистых линий; определенной тематики; подчеркнутой цельности замысла. Стилистической особенностью стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Фирменным знаком линии Арт Нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича на портье 1895 года.

Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников к созданию единого архитектурно-художественного ансамбля, в котором все элементы, начиная от убранства интерьеров и заканчивая мебелью и даже наборами канцелярских предметов и посуд были бы связаны в единое художественное целое. Живописи, скульптурным формам мастера модерна уделили особое внимание. Они играли активную роль в общей композиции художественного произведения: выглядели объемно, контрастно выделяясь на плоскости стены, как бы "вырастая из нее". При этом они не разрушали ее целостности и общей тектоники интерьера. Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность.

Динамика стилевых направлений Арт Нуво. Важнейшим для нового стиля стал лозунг Анри Ван де Вель-де "Назад к природе". Природа была неиссякаемым источником идей для художников арт нуво, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Яркие и грациозные насекомые и птицы: стрекозы, павлины и ласточки, цветы, стебли и листья - благодаря своим естественно изогнутым силуэтам служили щедрым материалом для творческих фантазий. Это художественное направление получило название "флореального" (от названия книги Рюприш-Робера "Flore ornamentale"). Образцами флореального направления в модерне являются интерьерные работы Виктора Орта и Анри ван де Вельде, скульптуры Франса Хооземан-са, решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, фантастические постройки в Барселоне Антони Гауди, мебель Августа Энделя, Рихарда Римершмидта, Берхарда Пан-кока.

Характеристика творчества Бёрдслея

Как профессиональный художник начал с иллюстраций к "Смерти короля Артура" Мэлори, а после знакомства с О.Уайльдом сделал рисунки к его "Саломее". С этого момента неудержимо растет слава Бердслея-рисовальщика. Работая художественным редактором журнала "Йеллоу Бук", он совершенствует свое мастерство художника, поэта, эссеиста; возглавляет эстетическое движение того времени. После заключения О.Уайльда в тюрьму по обвинению в гомосексуализме, волна общественного мнения обрушилась на "Йеллоу Бук" и самого Бердсли. Он переходит в журнал "Савой", продолжая публиковать эротические рисунки. В последние годы жизни делает иллюстрации для подпольных изданий Ювенала и Аристофана.

Макинтош стал самым ярким представителем стиля модерн в британской архитектуре. Как и большинство творческих личностей рубежа XX века, он выступал художником-универсалом, следовавшим идее синтеза искусств. Смелые эксперименты с формой, цветом и материалом привели к рождению памятников, имеющих непреходящую эстетическую ценность. Его творчество оказало определяющее влияние на развитие художественного языка прошлого столетия и остается актуальным до наших дней. Данный проект - это первый масштабный показ в нашей стране уникальных произведений знаменитого мастера.

Чарльз Ренни Макинтош – первое имя в истории шотландского модерна. Сохранившиеся до наших дней архитектурные шедевры, выполненные по проектам Макинтоша – Школа искусств, особняк Хилл-Хаус, Ивовые чайные комнаты, городская школа, церковь у Квинс-Кросс – подтверждают, что корни его творческой философии лежали в шотландской традиции. Архитектор выбрал средневековый замок как идеальную модель проектирования. Он строит здания, отличающиеся элегантностью и ясностью пространственных концепций, умелым использованием сочетания естественного и искусственного освещения и вниманием к каждой детали. Как архитектор Чарльз Макинтош был новатором в применении современных строительных материалов – бетона, зеркального стекла, стали. В сферу его деятельности входило конструирование мебели, работа с металлом, текстилем, витражами.




double arrow
Сейчас читают про: