Ранний американский функционализм в дизайне

Арт Нуво. Новый стиль возник на рубеже XIX - XX вв. почти одновре­менно во многих европейских странах. Его важной чертой стало освобождение от излишков декора, возврат к функ­циональности, обращение к национальным традициям. Но, в отличие от эклектичного историзма с его вульгарной "все­ядностью" по отношению к наследию прошлого, это были продуманные эстетические критерии и создание совершенно новых форм, подчинение единому формообразующему на­чалу. Ретроспективизм в новом стиле сочетался с новатор­ской мыслью. Для нового стиля характерно наличие трех составляющих: декоративных, волнистых линий; определенной темати­ки; подчеркнутой цельности замысла. Стилистической особенностью стал отказ от прямых ли­ний и углов в пользу более естественного плавного движе­ния изогнутых линий. Фирменным знаком линии Арт Нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича на портье 1895 года.

Другой особенностью нового стиля стало стремление ар­хитекторов и художников к созданию единого архитектурно-художественного ансамбля, в котором все элементы, начиная от убранства интерьеров и заканчивая мебелью и даже наборами канцелярских предметов и посуд были бы связаны в единое художественное целое. Живописи, скульптурным формам мастера модерна уделили особое внимание. Они играли активную роль в общей композиции художественного произведения: выглядели объемно, контрастно выделяясь на плоскости стены, как бы "вырастая из нее". При этом они не разрушали ее цело­стности и общей тектоники интерьера. Принцип художественного единства всех элементов пред­метно-пространственной среды придавал каждому проек­ту поразительную целостность и художественную завер­шенность.

Чикагская архитектурная школа. Используя строительную технику, уже апробированную на промышленных пакгаузах, архитекторы Чикагской шко­лы попытались заменить несущие стены стальной конст­рукцией. Новшество имело успех и очень скоро получило распространение Чикагской школы. В Чикагской школе были разработаны новые принципы пост­ройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остек­ленных плоскостей. Такая архитектура создавалась в тес­ном сотрудничестве с инженерами и была в первую оче­редь индустриальным стрйительством. Выдвинутые П.Беренсом идеи нашли свое продолжение развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников П.Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Рое, Ле Корбю­зье.

Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в., связывая его появление с промышленной революцией — повсеместным развитием массового машинного производ­ства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внеш­него вида выпускаемых изделий, а также на потреби­тельские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специа­листе, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную про­дукцию.

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электро­мотор, воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивал­ся автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал «беспроволочный телеграф» — радио. Люди придумали способ делать точ­ные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию — кино.

Труд ремесленника, процесс создания формы пред­мета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться про­тотипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочислен­ных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промыш­ленного производства произошло разделение труда, ди­зайн выделился в обособленную форму проектно-худо­жественной деятельности и стала формироваться новая профессия — дизайнер.

Салливен Луис Генри (1856-1924)

Салливен (Sullivan) Луис Генри (3.9.1856, Бостон, - 14.4.1924, Чикаго), американский архитектор и теоретик архитектуры, один из пионеров рационализма. Законченного профессионального образования не получил. Работал в мастерской архитектора Ф. Фёрнесса в Филадельфии. Посещал Школу изящных искусств в Париже (1874).

С 1875 работал в Чикаго (с 1879 - в мастерской инженера Д. Адлера, с 1881 - его компаньон). Первая большая совместная работа Салливена и Адлера - так называемый Аудиториум в Чикаго (1886-89), театральный зал, заключённый в оболочку из 10-этажных корпусов отеля и конторских помещений. Под влиянием Г. Х. Ричардсона Салливен тяготел к сочетанию рациональной логики и романтической фантазии. Разрабатывая новый тип сооружения - высотное здание, Салливен выявлял эстетические принципы каркасной конструкции, стремился использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания (Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе, штат Миссури, 1890-91; Гаранти-билдинг в Буффало, 1894-95; универсальный магазин Шлесинджера и Мейера, ныне здание фирмы "Карсон-Пири-Скотт", в Чикаго, 1899-1900). В 1896 Салливен опубликовал статью "Высотное конторское здание с художественной точки зрения" - первое изложение его теории рационалистической архитектуры. В 1901-02 Салливен создал большую часть своего литературного наследства, в том числе книгу "Беседы в детском саду". В 1918 Салливен, не выдержавший конкуренции с коммерческими фирмами, был окончательно разорён.

Салливен - среди предтеч архитектуры 20 в. в целом, во всём многообразии её школ и течений. Так, созданная им концепция органической архитектуры была развита затем Ф. Л. Райтом. Творчество Салливена, его афоризм "форму в архитектуре определяет функция" оказало значительное влияние на развитие европейского функционализма 1920-х гг.

Райт Фрэнк Ллойд

Американский архитектор, создавший стиль «органической архитектуры», идеалом которой является единение жилища с природой. Ф.Л. Райт никогда не использовал свои проекты дважды, и потому прошлые работы не приносили ему доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: