В 40-х годах XIX века в России в Казанском университете была создана первая юридическая клиника под руководством проф. Д.И. Мейера, опыт которой изложен в работе «О значении практики в системе современного юридического образования», датируемой 1855 г., где он указал, что им была устроена «юридическая клиника», куда частные лица являлись за советами, которые давал сам профессор в присутствии студентов.
В 1901 г. на страницах немецкого журнала «Deutsche Juristen-Zeitung» проф. Фроммгольд высказался за устроение при юридических вузах клиник, которые оказывали бы юридическую помощь нуждающимся. Клиники могли бы посещать, кроме клиницистов, иные студенты – слушатели, которые лишь присутствовали бы при объяснениях профессора и клиницистов, не принимая непосредственного участия в занятиях.
В том же году в «Журнале Министерства юстиции» была опубликована статья проф. А. Люблинского «О юридических клиниках». Автор отмечает недостатки отечественной, исключительно теоретической, традиции юридического образования и с воодушевлением откликается на идеи проф. Фроммгольда о создании юридических клиник.
|
|
В названных публикациях были обозначены основные требования клинического обучения: бесплатный характер оказания услуг, требования к квалификации и опыту практической деятельности руководителей, допущение к обучению в клинике лучших студентов, ограничение видов оказываемой помощи, «гарантирование серьезного отношения к занятиям с полным осознанием лежащей на клиницисте ответственности, сохранение строгой тайны относительно доверенных клиентом обстоятельств» [1].
В литературе говорится о создании первой юридической клиники в США в конце ХХ века. Разработку и внедрение клинических программ в правовых школах этой страны датируют 20-30 гг. ХХ в.
В России сегодня правовые клиники организуются при вузах, учебно-научных центрах, центрах поддержки правовых реформ, правозащитных, политических, иных общественных организациях и при органах власти.
Есть клиники, работающие по методу проф. Д.И. Мейера: преподаватель консультирует клиента, а студент является наблюдателем. Некоторые предпочитают работать с условными игровыми ситуациями (используя имитационные занятия, где имевшая ранее место ситуация разыгрывается исполнителями ролей, причем не обязательно из числа студентов либо преподавателей). Существуют клиники, работающие «по переписке» либо дающие юридические справки по телефону. Большинство юридических клиник предпочитает строить свою работу на основе непосредственного приема клиента, при котором происходит очное общение студентов с клиентом под патронажем преподавателя.
|
|
Юридическая клиника Санкт-Петербургского государственного университета является смешанной, она объединяет в себе работу с реальным клиентом и с условными игровыми ситуациями [2].
Клиника работает с реальными клиентами, поскольку эта работа создает более полное представление о профессиональной деятельности юриста, который должен уметь не только анализировать «голые» факты, но и уметь наладить контакт с человеком и понять что каждый обратившийся в клинику клиент индивидуален и неповторим, а также различать факты и интерпретации, достигать взаимного понимания с клиентом, быть одновременно и слугой закона, и помощником клиента.
Работа клиники с условными игровыми ситуациями происходит в «клиники в классной комнате» где студенты, не допущенные до работы с реальными клиентами, совершенствуют, приобретенные во время специальной учебы, навыки работы с клиентом.
Какими бы разными ни были клиники, их учебные программы объединяют требующие изучения виды практической профессиональной деятельности и навыки, которыми юрист должен владеть для их осуществления.
Любой юрист должен грамотно выполнять определенные виды работ с документами, налаживать профессиональное взаимодействие с организациями и органами, осуществляющими правовую деятельность, владеть навыками общения и взаимодействия с клиентами, постоянно совершенствовать личную культуру письменного и устного общения, уметь осуществлять организацию и планирование различных видов профессиональной деятельности, обеспечивать «продвижение» и т. д.
Юридическая клиника СПбГУ, осознанно и целенаправленно обучая студентов навыкам практической деятельности в рамках особой образовательной программы, решает целый комплекс задач, среди которых:
- индивидуальная профессиональная специализация будущего юриста;
- адаптация его к условиям и требованиям практической деятельности юриста;
- воспитание осознанного применения норм профессиональной этики при неизбежно возникающих дилеммах различных видов конфликта интересов;
- обеспечение лучшего и быстрого «старта» в профессию (по сравнению с теми, кто уповает на то, что работать его научит работодатель или старшие коллеги).
Качество правовой помощи дополнительно обеспечено особой системой подготовки, контроля со стороны индивидуального куратора, а также порядком аттестации студентов по результатам практики в клинике [3].
1. Навыки юриста. СПб., 1996. С. 13, 14
2. См.: Юридические клиники России. Справочник. М., 2002.
3. Навыки юриста. СПб., 1996. С. 28