Что такое Юридическая клиника СПбГУ?

В 40-х годах XIX века в России в Казанском университете была создана первая юридическая клиника под руководством проф. Д.И. Мейера, опыт которой изложен в работе «О значении практики в системе современного юридического образования», датируемой 1855 г., где он указал, что им была устроена «юридическая клиника», куда частные лица являлись за советами, которые давал сам профессор в присутствии студентов.

В 1901 г. на страницах немецкого журнала «Deutsche Juristen-Zeitung» проф. Фроммгольд высказался за устроение при юридических вузах клиник, которые оказывали бы юридическую помощь нуждающимся. Клиники могли бы посещать, кроме клиницистов, иные студенты – слушатели, которые лишь присутствовали бы при объяснениях профессора и клиницистов, не принимая непосредственного участия в занятиях.

В том же году в «Журнале Министерства юстиции» была опубликована статья проф. А. Люблинского «О юридических клиниках». Автор отмечает недостатки отечественной, исключительно теоретической, традиции юридического образования и с воодушевлением откликается на идеи проф. Фроммгольда о создании юридических клиник.

В названных публикациях были обозначены основные требования клинического обучения: бесплатный характер оказания услуг, требования к квалификации и опыту практической деятельности руководителей, допущение к обучению в клинике лучших студентов, ограничение видов оказываемой помощи, «гарантирование серьезного отношения к занятиям с полным осознанием лежащей на клиницисте ответственности, сохранение строгой тайны относительно доверенных клиентом обстоятельств» [1].

В литературе говорится о создании первой юридической клиники в США в конце ХХ века. Разработку и внедрение клинических программ в правовых школах этой страны датируют 20-30 гг. ХХ в.

В России сегодня правовые клиники организуются при вузах, учебно-научных центрах, центрах поддержки правовых реформ, правозащитных, политических, иных общественных организациях и при органах власти.

Есть клиники, работающие по методу проф. Д.И. Мейера: преподаватель консультирует клиента, а студент является наблюдателем. Некоторые предпочитают работать с условными игровыми ситуациями (используя имитационные занятия, где имев­шая ранее место ситуация разыгрывается исполнителями ролей, при­чем не обязательно из числа студентов либо преподавателей). Существуют клиники, работающие «по переписке» либо дающие юридические справки по телефону. Большинство юридических клиник предпочитает строить свою работу на основе непосредственного приема клиента, при котором происходит очное общение студентов с клиентом под патронажем преподавателя.

Юридическая клиника Санкт-Петербургского государственного университета является смешанной, она объединяет в себе работу с реальным клиентом и с условными игровыми ситуациями [2].

Клиника работает с реальными клиентами, поскольку эта работа создает более полное представление о профессиональ­ной деятельности юриста, который должен уметь не только анали­зировать «голые» факты, но и уметь наладить контакт с человеком и понять что каждый обратившийся в клинику клиент индивидуален и неповторим, а также различать факты и интерпретации, достигать взаимного понимания с клиентом, быть одновременно и слугой закона, и по­мощником клиента.

Работа клиники с условными игровыми ситуациями происходит в «клиники в классной комнате» где студенты, не допущенные до работы с реальными клиентами, совершенствуют, приобретенные во время специальной учебы, навыки работы с клиентом.

Какими бы раз­ными ни были клиники, их учебные программы объединяют требующие изучения виды практической профессиональной деятель­ности и навыки, которыми юрист должен владеть для их осущест­вления.

Любой юрист должен грамотно выполнять определенные виды работ с документами, налаживать профессиональное взаимо­действие с организациями и органами, осуществляющими правовую деятельность, владеть навыками общения и взаимодействия с клиен­тами, постоянно совершенствовать личную культуру письменного и устного общения, уметь осуществлять организацию и планирова­ние различных видов профессиональной деятельности, обеспечивать «продвижение» и т. д.

Юридическая клиника СПбГУ, осознанно и целенаправленно обучая сту­дентов навыкам практической деятельности в рамках особой образо­вательной программы, решает целый комплекс задач, среди которых:

  • индивидуальная профессиональная специализация будущего юриста;
  • адаптация его к условиям и требованиям практической дея­тельности юриста;
  • воспитание осознанного применения норм профессиональной этики при неизбежно возникающих дилеммах различных видов кон­фликта интересов;
  • обеспечение лучшего и быстрого «старта» в профессию (по сравнению с теми, кто уповает на то, что работать его научит работо­датель или старшие коллеги).

Качество правовой помощи дополнительно обеспечено особой системой подготовки, контроля со стороны индивидуального кура­тора, а также порядком аттестации студентов по результатам прак­тики в клинике [3].

1. Навыки юриста. СПб., 1996. С. 13, 14

2. См.: Юридические клиники России. Справочник. М., 2002.

3. Навыки юриста. СПб., 1996. С. 28


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: