double arrow

Билет 1

ЭКЗАМЕН «ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ»

1. Понятие о науке. Задачи и метод

История христианской Церкви, как дисциплина, есть изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последовательности и прагматической связи.

История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая; этим определяется предмет вообще и указывается метод исследования: как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктивным методом.

С другой стороны, церковная история есть наука богословская, входит в семью богословских наук и здесь занимает свое определенное место.

Задача и метод. Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без преследования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой стороны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели – спасению их душ.

В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области:

а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, словом, приобщить к делу весь доступный исторический материал,

б) изучить его критически, установив подлинное, автентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное и

в) наконец, изложить весь добытый и критически проверенный материал с соблюдением должных правил.

Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по историческому методу. Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку входит в неё божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, – поскольку оно есть дар с неба, – ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству – ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней – философской, интеллигентной – уничтожить христианства в течение II и III в. и предупредить его победу в IV в.

2. Константинопольская Православная Церковь (ПЦ)

Христианство в Малой Азии распространилось благодаря апп. Андрею Первозванному, Павлу, Филиппу, Иоанну Богослову. Но история Константинопольского Патриархата начинается с 330 г. Диптих Православных Церквей начинается с Церкви Константинопольской. Ее значение в Соборе Православных Церквей исторически определилось тем, что кафедра Константинопольского епископа находилась некогда в столице Византийской империи - Царьграде, Новом Риме.

Константинопольскую кафедру занимали Вселенские учители: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, св. патриарх Герман Константинопольский.

После разрушения этой Империи (символической датой ее падения считается 1453-й год) Константинопольская Церковь сохранила свой статус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: