1. Источники Церковной истории
Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают в истории древнейшие монументальные памятники и письменные документы. Древние историки Церкви также могут быть отнесены к источникам — непосредственным, поскольку описывают прямо по опыту наблюдаемую ими жизнь, и посредственным, поскольку изображают ход церковных событий, пользуясь чужими письменными данными или устными рассказами.
Монументальные источники. К ним относятся:
а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на человеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений. Таковыми являются в особенности римские катакомбы с их символическою живописью, христианскими алтарями и гробницами.
б) К монументальным памятникам также принадлежат различные надписи на печатях, монетах и других предметах. Источники этого рода должны быть поставлены очень высоко. На камнях, мраморных памятниках, стенах не так легко писать. Если же кто делал подобные надписи, то имел серьѐзные побуждения к тому. Из памятников этого рода известны, например, открытые в XVI в. статуи Ипполита Римского и Сабинского божества Сема (Sеmо).
Письменные памятники:
а) К ним относятся римско-византийские юридические предписания касательно христиан — эдикты, указы, новеллы, в позднейших законодательных памятниках царей Василия, Льва и Константина. Духовные и светские касательно христианской Церкви собраны и изданы в Афинах в 1852-1859, в шести томах,
б) различные христианские акты официального, юридического характера — постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществам и лицам,
в) древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнородные исповедования, или изложения веры, мученические акты,
г) творения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей.
2. Александрийская ПЦ
Александри́йская Правосла́вная Це́рковь — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая 2-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Основателем и первым епископом Александрийской Церкви стал апостол и евангелист Марк, просветитель многих стран Африки. Из основанного им огласительного училища вышли такие знаменитые учители Церкви, как Климент Александрийский, Ориген и многие другие. До наших дней дошла - несмотря на все войны, нашествия, пожары и катастрофы - знаменитая Александрийская библиотека, основанная еще Птолемеями и ставшая Библиотекой Александрийского Патриархата. В этой сокровищнице, формированию которой способствовали выдающиеся святители Афанасий Великий и Кирилл Александрийский, хранится уникальное собрание древних манускриптов. Александрийскую Церковь можно также считать колыбелью монашества, и подвигами великих начальников монашеской жизни в Египте поныне вдохновляются иноки всех Православных Церквей.