Билет 12. 1. Монофизитство и монофелитство

1. Монофизитство и монофелитство

МОНОФЕЛИТСТВО (греч.- один,— воля) — христианское учение, возникшее в нач. VII в., генетически связанное с монофизитством. Согласно этому учению, в Иисусе Христе при наличии двух естеств — божественного и человеческого, существует только одна воля. М. появилось как компромисс между монофизитством, государственной православной церковью и византийским правительством. Идею обосновывали епископ Фазиса в Колхиде Кир и Константинопольский патриарх Сергий. М. было поддержано императором Ираклием, считавшим возможным с помощью этого учения добиться церковного единства и воссоединить монофизитов Египта, Сирии и Армении. М. было подвергнуто критике Максимом Исповедником, Софронием Иерусалимским, осуждено на VI Вселенском соборе 680—681 гг., провозгласившем, что Богочеловек имеет две воли, и человеческая его воля подчинена божественной. Из М. выделилась секта маронитов (нач.VIII в.), присоединившаяся в XVI в. к католицизму.

МОНОФИЗИТСТВО (греч.— один,— природа, естество) — направление в христианстве, возникшее в Византии в V в. Возглавляемые Константинопольским архимандритом Евтихием и поддерживающим его Александрийским патриархом Диоскором М. (одноестественники) учили, что в Иисусе Христе человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали в нем только одну божественную природу. М. представляло собой противоположность несторианству, к-рое стремилось к полному обособлению двух самостоятельных природ в Христе, допуская лишь внешнее, относительное их соединение. М. было поддержано императором Феодосием II и Эфесским «разбойничьим» собором 449 г. Халкидонский собор утвердил догмат воплощения, согласно к-рому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь по Божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы законы, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат, как еретиков. М. стало знаменем сепаратистских устремлений различных групп как внутри постепенно развивающейся империи, так и в церкви в течение полутора веков. В провинциях (Сирии, Палестине, Египте) был ряд восстаний христиан-монофизитов: в Александрии (457), в Иерусалиме (458), в Антиохии (468).

2. Польская ПЦ

В 966 году польский король Мешко (Мечислав) I был крещен, согласно преданию, по восточному обряду. Скоро Польша стала христианской страной, но на ее землях преобладало влияние Рима. После отпадения Римской кафедры от вселенского Православия жители восточной Польши, бывшей тогда частью Киевской Руси, сохранили верность Церкви. В последующие столетия, когда католичество стало господствующим вероисповеданием в Польше, Православная Церковь испытывала на этих землях постоянные стеснения и унижения. В последние годы польское государство старается не только декларировать, но и претворять в жизнь положение о свободе вероисповедания.

В 1948 г. получила автокефалию от Русской ПЦ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: