Протописьменный период (2900–2750 гг. до н.э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750—2310 гг. до н.э., с тремя подпериодами)

10. Протописьменный период ((2900–2750 гг. до н.э.): общество и экономика (С62–63).

А.И. Тюменев и А.А. Вайман

Письменная система была громоздкой и несовершенной, но одинакова на юге и на севере страны, то есть номовые общины Нижней Месопотамии, между которыми не было ни экономического, ни политического единства, заимствовали её.

центром был город Ниппур – религиозный, культовый общешумерский центр с храмом бого Энлиля.

Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанны

Общество: специализированные ремесленники, пленные рабы. рабы-мужчины сливались с общей массой зависимых от храма людей – «илотов».

община выделяла большие участки земли своим главным должностным липам – жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн. он представлял общину перед внешним миром и возглавлял ее совет; участвовал в обряде «священного брака».

Земля, выделенная эну, — ашаг-эн, или ниг-эна, — постепенно стала храмовой землей; урожай с нее шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма — его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (Жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой).

11. Раннединастический период (2750–2310 гг. до н.э.). Правители первой половины III тыс. до н.э. Государство (политический строй), общество времен Гильгамеша. (С.63-65). Возвышение лугалей-гегемонов (С.66–68).

Форма государства. Правители номовых государств назывались верховными жрецами-эн, «больших людей» (т.е. вождей-военачальников, лу-галъ, лугалъ) или жрецов-строителей (?– энси). Между номами идет борьба, возвышаются правители отдельных территорий и городов. Так, в XXVII в. до н.э. возвышение города Урука и его правителя Гильгамеша.

Государственность – военный союз во главе с политически доминирующим номом. территориальные общины сохраняли определенную экономическую и широкую административную самостоятельность (аввтономия).

лугаль-гегемон. опирался на своих приверженцев и дружину, с помощью которой он мог завоевать другие номы, лугалям нужна была земля, для передачи дружине земельных наделов, с которых те кормились бы сами. И средства и земля были у храмов. лугали стремились обладать храмами – либо женясь на верховных жрицах, либо заставляя совет избрать себя и военачальником, и верховным жрецом, поручали храмовую администрацию вместо общинных старейшин зависимым и обязанным лично правителю людям.

Наиболее богатыми лугалями были правители I династии Ура, сменившей I династию Урука. Богатство их было основано не только на захвате ими храмовой земли, но и на торговле. О богатстве правителей I династии Ура говорит погребение Пуаби (XXV в. до н.э.). Не случайно, что погребения лугалей Киша того времени значительно беднее: именно Ур был портом морской торговли с Индией.

12. Экономика и общество и государство в Нижней Месопотамии (по документам Лагаша XXV–XXIV вв. до н.э.) (С.68–72).

Хозяйство храма отделялось от земли территориальной общины, но связь храма с общиной оставалась. Так, община помогала храмовому хозяйству в критические моменты тягловой силой (ослами), а может быть, и трудом своих членов, а храмовое хозяйство поставляло пищу для традиционного пира, которым сопровождалось народное собрание.

Работали в храмовом хозяйстве ремесленники, скотоводы и земледельцы за паек, или земельные наделы (только в пользование). Все они были лишены собственности на средства производства и эксплуатировались внеэкономическим путем.

Домашние большесемейные общины иногда продавали свою землю; плату за неё получал патриарх семейной общины.

Из Лагаша дошёл архив храмового хозяйства богини Бабы.

Из этого архива мы узнаем, что:

храмовая земля делилась на три категории:

1) собственно храмовая земля ниг-эна, которая обрабатывалась зависимыми земледельцами храма, а доход с нее шел отчасти на содержание персонала хозяйства, но главным образом составлял жертвенный, резервный и обменный фонд;

2) надельная земля, состоявшая из участков, которые выдавались части персонала храма – мелким администраторам, ремесленникам и земледельцам; из держателей таких наделов набиралась и военная дружина храма; наделы не принадлежали держателям на праве собственности, а были лишь формой кормления персонала; администрация могла не выдавать надел или отобрать его, давать работнику паек (рабыни, их дети и все мужчины-чернорабочие)

3) издольная земля, которая выдавалась храмами, по-видимому, всем желающим на довольно льготных условиях: некоторая доля урожая отдавалась храму.

13. Государство Саргонидов. Политический строй (особенности первой деспотии), социально-экономический строй (С.73–79).

Саргон Древний (ок. 23162261 гг. до н.э.).

Саргон происходил из жителей северной части Нижней Месопотамии.

Саргон не был связан с общинной или номовой знатью. Своей деятельностью он возвысил городок Аккаде. Впоследствии вся область северной части Нижней Месопотамии стала называться Аккадом.

Шумерское войско со времен Эанатума (XXV в.) состояло из трех родов: легкой пехоты, вооруженной дротиками, боевыми палицами и булавами; тяжеловооруженной пехоты в шлемах и с длинными копьями; колесничных войск.

Саргон же опирался на добровольное народное ополчение. Основу его армии составляла легкая пехота, действовавшая рассыпным строем и делившаяся на лучников, копейщиков и воинов вооруженных секирами. Войско Саргона легко перестраивалось и могло действовать врассыпную или цепями. Большое значение придавалось лучникам.

Использовал Саргно и недовольство беднейшей части общинников номовой знатью и традиционными порядками. Это позволило ему в короткий срок захватить Верхнюю и Нижнюю Месопотамию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: