Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов бухгалтерского учета

Элементы бухгалтерского учета функционируют в органической связи друг с другом. Каждый из них зависим друг от друга и оказывает влияние на функционирование другого элемента. Только их взаимосвязанное функционирование обеспечивает полное, непрерывное, объективное и системное отражение предмета бухгалтерского учета.

Тема 5

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

5.1. Понятие баланса в качестве способа обобщенного отражения имущества организации по составу и источникам его формирования

Бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения в денежном измерении имущества (активов) организации по составу и размеще­нию, а также по источникам его формирования на определенную дату.

Графически баланс представляет собой таблицу, которая делится на две части:

— левая часть — актив;

— правая часть — пассив.

В балансе обязательно равенство итогов актива и пассива, так как обе части отражают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам:

— в активе — по вещественному составу и его функциональной роли, т.е. в чем оно размещено и какую функцию выполняет в организации;

— в пассиве — по источникам образования, то есть от кого и сколько получено средств.

Каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-либо источника. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению (актив баланса) обязательно равен общей сумме источников его формирования (пассив баланса).

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.

Балансовое уравнение следующее:

       
 
Имущество (хозяйственные средства
 
Фонды (капитал) + обязательства


)

Пассив
Актив
=

5.2. Строение и содержание бухгалтерского баланса

Баланс — это таблица, разделенная на две части для раздельного отражения имущества (активов) и источников его формирования (пассивов).

Каждый отдельный вид имущества в активе или его источников в пассиве называется статьей баланса.

Статья баланса — показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации.

Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы. Объединение балансовых статей в группы и разделы осуществляется исходя из их экономического содержания.

Статьи баланса сгруппированы в пять разделов.

Активные статьи объединены в два раздела: I. Долгосрочные активы. П. Долгосрочные активы.

Характерная особенности действующей структуры баланса — расположение разделов и статей в каждом его разделе в строго определенной последовательности в зависимости от степени их ликвидности, то есть возможности их превращения в деньги для оплаты обязательств организации.

В составе первого раздела актива «Долгосрочные активы» содержатся наименее ликвидные статьи баланса:

— основные средства;

— нематериальные активы;

— доходные вложения в материальные ценности;

— вложения во внеоборотные активы;

— прочие внеоборотные активы.

Во втором разделе актива «Краткосрочные активы» входят более ликвидные статьи по мере нарастания уровня их ликвидности:

— запасы (сырье, материалы и другие ценности);

— животные на выращивании и откорме;

— незавершенное производство;

— готовая продукция и товары;

— товары отгруженные;

— дебиторская задолженность;

— финансовые вложения;

— денежные средства;

— прочие оборотные активы.

Статьи пассива сгруппированы в три раздела:

III.Источники собственных средств.

IV.Доходы и расходы.

V. Расчеты.

Третий раздел пассива баланса «Источники собственных средств» представлен следующими собственными источниками организации:

— уставный фонд;

— резервный фонд;

— добавочный фонд;

— нераспределенная прибыль;

— целевое финансирование.

В четвертом разделе пассива баланса «Доходы и расходы» отражаются:

— резервы предстоящих расходов;

— расходы будущих периодов;

— доходы будущих периодов;

— прибыль (убыток) отчетного года.

Пятый раздел пассива баланса «Расчеты» включает статьи:

— краткосрочные кредиты и займы;

— долгосрочные кредиты и займы;

— кредиторская задолженность, в том числе:

• расчеты с поставщиками и подрядчиками;

• расчеты по оплате труда;

• расчеты по прочим операциям с персоналом;

• расчеты по налогам и сборам;

• расчеты по социальному страхованию и обеспечению;

• расчеты с акционерами (учредителями) по выплате доходов (дивидендов);

• расчеты с прочими кредиторами.

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов:

— баланс-брутто;

— баланс-нетто;

— единичный;

— сводный;

— консолидированный;

— вступительный;

— ликвидационный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: