В то же время ясно: воздействие на Клиента через эмоциональные и физиологические механизмы сколь желательны PR-профи, столь часто и недостижимы по моральным, правовым и экономическим соображениям...
За идеально-эффективную рекламу, PR-акцию (т.е. за предел результативности воздействия на Клиента при минимуме затрат) можно принять одинаковую для всех потенциальных Клиентов доминанту. Однако на практике этот случай не встречается. Идеально-эффективной рекламы нет, но к ней необходимо стремиться подобно тому, как мореплаватели ориентируются на Полярную звезду, никогда ее не достигая...
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
ЗАДАЧА 21. Как научно объяснить «закон цирка»: артисту нельзя уходить с манежа, не выполнив неудавшийся с первого раза трюк?
ЗАДАЧА 22. Один знаменитый физик в юности был застенчивым. Но! Легенда гласит, что однажды он заполнил два воздушных шарика водородом, привязал за ниточки к своим ушам и не спеша прошелся по Невскому проспекту. Можно представить реакцию прохожих и испытания самого физика... Однако, он прекратил стесняться. Навсегда. А в Японии на курсах менеджеров слушатели получают задание: петь гимн фирмы на железнодорожном вокзале. Каковы будут Ваши объяснения этих примеров - с позиции учения о доминанте?..
ЗАДАЧА 23. Есть деревенский способ лечения больного зуба: надо просто придти в полночь на кладбище и грызть этим зубом свечку на церковной паперти. Проверено: боль проходит. Почему?
ЗАДАЧА 24. Известны различные технические схемы «детекторов лжи», но с позиций психофизиологии их принцип един: фиксация прибором волнения опрашиваемого при «опасных» для него вопросах на фоне обыденных. Скажем, отвечая на вопрос: «Вы сегодня завтракали?» шпион спокоен, а при вопросе «Вы продавали наши секреты врагу?» - нервничает и приборы это фиксируют... Что Вы посоветуете человеку, опрашиваемому на «детекторе лжи»?
ЗАДАЧА 25. Спрогнозируйте, к чему может привести навык полицейских стрелять по нагрудным мишеням?.. Какой навык следует формировать у них и как именно?
ЗАДАЧА 26. В семье физиолога Карен Прайор жил щенок. Что ею было предпринято, чтобы исключить (как это часто бывает) выклянчивание щенком у обедающих за столом очередной подачки?
Литература к главе:
1.Лобачев В.И., Павлова Л.П., Парадоксы творческого мышления, Л., ЛАЭС, 1991 г., 154с.
Глава 5.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КЛИЕНТОВ
Свойства стереотипов: нелогичность проявления; конкретность и способность влиять на реальность. Положительные и отрицательные стереотипы. Необходимость коррекции отрицательных стереотипов при изготовлении качественной рекламы. «Вечные стереотипы», как основа нашей культуры и их использование в PR.
Известен трюк для детей - если попросить их быстро отвечать на вопросы:
- назовите фрукт?
- назовите цветок?
- назовите предмет мебели?
- назовите часть лица?
- назовите поэта?
то большинство ответов можно предсказать заранее. Почему? Девять из десяти ответов бывают такими:
- яблоко
-роза
- стол (реже - шкаф)
-нос
- А.С. Пушкин.
Обратим внимание: в вопросах не было и намека на названные объекты! Но срабатывает инерция мышления или, как теперь мы будем называть - стереотипы мышления... Их не было в вопросах, они уже были в мозгу отвечавших и повлияли на ответы.
В искусстве это выражается в известном «поп Finito» - принципе незавершенности - т.е., произведение домысливается с точностью до стереотипов зрителя, слушателя или читателя.
ПРИМЕР 17. Так, при умелом обыгрывании названия страховой фирмы «АНГЕЛ», хочется самому досказать «- ХРАНИТЕЛЬ»...
Другой, прямо противоположный этому пример.
ПРИМЕР 18. Нынешний посетитель Третьяковской галереи не может без экскурсовода понять более половины имеющихся там произведений -ибо они так или иначе связаны с библейскими мотивами.
Предыдущую главу мы закончили, указав, что PR-профи обычно приходится работать с Клиентом уже не на стадии доминанты, а на более спокойной стадии стереотипов - Рис. 3. Определим понятие «стереотип» через его свойства.