Перечень вечных стереотипов

На основе статистического анализа произведений коммерческого искусства за 1993 - 1995 г.г., были выявлены типовые пары «вечных стереотипов», сведенные в Таблицу 3.

Таблица 3

ПОБЕДИЛ -ПРОИГРАЛ или более конкретно: Вечные стереотипы 1. Жизнь - смерть; 2. Господство - подчинение; Я (Клиент-Победитель! - он(и) нет Я Победитель! - а Бывший Герой проиграл... Личность - группа и/или Власть (меньшинство-большинство); Гений - посредственность; Редкий - стандартный; Молодость - старость; Богатые - бедные 3. Безопасная тайна 4. Свобода - несвобода Желание - возможности (реальность - мечта);
ИЗМЕНЕНИЕ -СОХРАНЕНИЕ (РАЗВИТИЕ - ЗАПРЕТ): 5. Мужчина - Женщина (весь спектр отношений); 6. Мы «ЗА» - они «ПРОТИВ» (или: свой - чужой; понятный, привычный -непонятный); 7. Запреты (заповеди) - их нарушение (грехи).

Упоминание понятия «архетип», сходного «вечному стереотипу», но разработанного менее инструментально, можно встретить в трудах психоаналитика К.Г. Юнга [5].

Как пользоваться этим перечнем?

При создании сюжета видеоклипа, PR-статьи полезно ответить себе на вопросы:

1. Помимо изображения PR-объекта, какие «вечные стереотипы» будут использованы на протяжении всего материала? Или, жестче: к каким «вечным стереотипам» Клиентов будет сведен изображаемый PR-объект? (Для иллюстрации см. ЗАДАЧИ 39.40, 108 и 109).

2. «Вечные стереотипы» даны прямо «в лоб», или они активно домысливаются Клиентами в своих словах, образах?

3. Нет ли в материале незапрограммированного автором «образа-вампира», отвлекающего внимание Клиента от PR-объекта?

И еще. Полезно учесть: в небольших статьях, заметках обычно используются 1-2 пары «вечных стереотипов». В более развернутых произведениях (кинофильме, спектакле) - 2-4 пары «вечных стереотипов», а не одна, поскольку иначе такое «одномерное» произведение будет скучно.

РЕЗЮМЕ

Человек живет не по законам разума и логики. У каждого человека существуют стереотипы.

Отрицательные Ст- - это мнения, воспоминания, предубеждения «ПРОТИВ» рекламируемого объекта, а более редкие Ст+ - «ЗА».

2. Мозг человека устроен так, что у Клиента Ст- почти всегда преобладают над Ст+. (Если было бы наоборот, профессии Рекламиста и PR-профи были бы просто не нужны...)

Число типовых Ст- весьма ограничено -их список дан в Практическом приложении 3.

3. Стереотипы существенно влияют на восприятие человеком сообщений. Или, иначе, на бытовом уровне: что человек хочет, то и слышит, видит, чувствует.

Стереотипы часто делают поведение человека иррациональным, нелогичным для внешнего наблюдателя, имеющего другие стереотипы.

Игнорирование Ст- Клиентов приводит к тому, что PR-задача не будет решена, а просто «заметена под ковер»... Из практики известны различные приемы выявления стереотипов Клиентов - см. Главу 6.

6. В основе европейской культуры лежат постоянно воспроизводимые обществом «вечные стереотипы»=нерешенные проблемы человека. И даже при намеке на них, они мгновенно домысливаются человеком в своих личных образах, словах. Именно поэтому любая PR-акция может быть усилена за счет сведения PR-объекта к «вечным стереотипам».

7. Следует учитывать предрассудки, предубеждения, страхи, предпочтения, словом, то, что мы и обозначили термином «стереотип» и при необходимости корректировать их - см. Практическое приложение 9.

Наш Клиент приносит нам свои желания. Знать их и уметь корректировать - наша задача.

МОДЕЛЬ-1: Можно рекомендовать при проектировании PR-акции несколько взаимодополняющих моделей.

Первая из них: выявление, коррекция Ст- и усиление Ст+ Клиента - см. Рис.б.

Литература к главе:

1. У. Голдинг, Повелитель мух, М., «Педагогика», 1990 г., 224 с.

2. Гуревич П.С., Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия, М., «Искусство», 1991 г., 221 с.

3. Печатной В.О. Уолтер Липпман и пути Америки, М., «Международные отношения», 1994 г., 336 с.

4. Рейтынбарг А., Реферат по книге Венса Паккерда «Скрытые увещеватели»: психоанализ в рекламе, М., «Союзторгреклама», 1986 г., 36 с.

5. Слободяник А.П., Психотерапия, внушение, гипноз, Киев, «3дороья», 1977 г., 480 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: