Л-1 ПЛАНИРОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ и ПРИНЦИПЫ.
1. Сущность и цели планирования
Теоретические стратегии и проекты
3. Методы прогнозирования и планирования
4. Классификация планов
1. Сущность и цели планирования
Успех предпринимательской деятельности во многом определяется качеством разработанного бизнес-плана, который включает в себя определение стратегии и тактики поведения, выделение перспективных целей в рамках реализуемого проекта, механизмов их достижения и ресурсного обеспечения.
Решение данной задачи: что, как и для кого производить базируется на систематической разработке управленческих решений о целях, средствах и действиях путем сравнительного анализа и оценки альтернативных вариантов в прогнозируемом периоде. Основу такой деятельности составляет бизнес-планирование.
ПЛАНИРОВАНИЕ
- определение целей предприятия на перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения планов
- система организационных и экономических мероприятий, направленных на достижение оптимальных пропорций воспроизводства и эффективное использование ресурсов. (экономическая энциклопедия).
|
|
- главная функция, центральное звено управления.
- подготовка решения о целях, средствах и действиях, путем сравнительной оценки различных альтернативных действий.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
- научное предвидение, которое имеет значительную (большую) вероятность, определенность, обязательные качественные и количественные характеристики.
ПЛАН
- постановка строго определенной цели и четкое предвидение конкретных детальных событий для объекта на определенный срок его функционирования
- научное отражение развития производительных сил и производственных отношений
- предположение действий в процессе производства
- конкретно принятая программа системы ведения хозяйства на строго определенный промежуток времени
- документ, который предназначен для управления производством
- программа деятельности предприятия
«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.
Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.
Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.
|
|
Бизнес-планирование – это процесс разработки и детального обоснования концепции реализации предпринимательской идеи, который включает в себя анализ информации о предстоящих действиях, определение наилучших способов достижения поставленных целей.
Бизнес-план — это документ, в котором представлено комплексное исследование основных сторон предпринимательского проекта; описание механизма создания и функционирования нового или реконструированного предприятия. В отличие от плана бизнес-план отражает развитие какого-либо одного направления.
План предприятия – это система мероприятий, предусматривающих цели, содержание, сбалансированность ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ в рамках уже действующего предприятия.
Полная система планирования включает в себя три элемента:
1. «Стратегия и перспектива» на срок 15- 20 лет;
2. Бизнес- план на срок 3- 5 лет
3. План действий на срок в 1 год
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТЫ
Проблемы прогнозирования и планирования в течение последних десятилетий XX в. стали особенно сложными вследствие быстрых изменений в экономике. Поэтому существенно возросла роль методологии прогнозирования и планирования.
Методология — это наука о методах прогнозирования и планирования, общие научные основы этих методов. К этим основам относятся прежде всего методы теории социальных наук. Их подразделяют на теоретические стратегии и теоретические проекты.
Теоретические стратегии. Природа социальной реальности двойственна, она может рассматриваться как материальная или идеальная.
Материальный характер социальной реальности означает, что человеческая деятельность может рассматриваться как поведение, определяемое материальными условиями. То есть можно изучать ее подобно исследованию движения планет, которое обусловлено законами физики. Эту точку зрения называют материализмом, она методологически объединяет естественные и социальные науки.
Например, забастовки как определенный аспект индустриальных конфликтов могут быть объяснены в терминах теории капиталистического способа производства, которая считает господствующую форму отношений эксплуататорской, то есть результатом присвоения прибавочной стоимости. Структура производственных отношений служит контекстом, в котором потенциально укоренены забастовки, в терминах которого можно объяснить различия в их размахе, связанные с такими факторами, как степень индустриализации.
Каждая отдельная стратегия обладает ограниченными возможностями, поэтому результаты анализа с использованием одной определенной стратегии будут весьма ограничены. Распространение результатов за пределы этих ограничений — типичная методологическая ошибка, приводящая к широко распространенным заблуждениям, ошибочным прогнозам и решениям*. Для выполнения конкретных исследований разрабатываются теоретические проекты.
Теоретические проекты основываются на сочетаниях различных теоретических стратегий и включают методологические правила, исследовательские программы и предметные исследования, а также социальные интересы. Последнее обстоятельство особенно осложняет оценку теоретических проектов, результатов исследований и прогнозов.
Выявление факторов и закономерностей экономического развития представляет собой важную задачу экономического анализа, так как обуславливает возможности управления. Экономическая реальность эволюционирует, носит материально-идеальный характер, поэтому принято считать, что прогнозирование и управление может быть эффективным и успешным при условии соответствия его целей возможностям.
|
|
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Это эвристические методы, которые основаны на преобладании интуиции, то есть субъективных начал. Другую группу образуют экономико-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп.
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы.
Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.
В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании социально-экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп.
1. Экспертными оценками называют эвристические оценки, основывающиеся на интуиции, воображении и опыте. Примерами традиционных эвристических процедур являются консилиумы, совещания, заседания, поскольку порядок их проведения регламентируется традициями. Постепенно в эту область начинают проникать математические методы планирования и обработки результатов эвристической деятельности.
Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования используются для анализа и последующего прогнозирования:
1. объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддаётся предметному описанию.
|
|
2. отсутствие достоверной информации
3. неопределённость среды функционирования объекта
4. при средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов
5. когда время или средства, выделяемые на прогнозирование не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей
6. отсутствуют необходимые технические средства моделирования
7. в экстремальных ситуациях.
Эксперт от лат. – опытный, степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.
Требования к эксперту:
1. высокий уровень общей эрудиции
2. его оценки должны быть стабильны во времени
3. наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках
4. практический и определённый исследовательский опыт в данной области
5. должен иметь психологическую установку на будущее
6. должен быть способен к адекватному отображению тенденций развития исследуемого объекта
7. не должен быть заинтересован в конкретном результате прогноза
Ценность полученных оценок зависит от опыта и интуиции лица, формулирующего оценку. Уменьшить риск субъективности индивидуального суждения можно, обратившись к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки.
Деятельность эксперта может осуществляться в устной (интервью) либо в письменной форме (ответ на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по данной теме).
Экспертные оценки могут быть:
– индивидуальными (применяют при прогнозировании объектов и процессов в относительно узких областях науки и практики);
– коллективные (применяют при прогнозировании объектов и процессов, имеющих междисциплинарный характер).
Целями использования индивидуальных экспертных оценок являются:
оценка вероятности развития событий, определение целей и стратегий, ранжирование целей и объектов;
анализ результатов, представленных другими экспертами, выдача заключений на работу других специалистов;
составление сценариев.
Эксперт используется как источник информации, как советник руководителя, принимающего решения. Работа, выполненная экспертом, по существу обобщает мнения многих людей, дает исходные данные для планирования.
Индивидуальные методы основаны на использовании мнений экспертов, не зависимых друг от друга. Наиболее часто применимы:
1. Метод интервью, предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого развития. Успех такой оценки в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным вопросам. Недостатком этого метода является значительное психологическое давление на эксперта.
2. Аналитические экспертные оценки предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет информацию в виде докладной записки. Психологическое давление минимально. Преимущество – максимальная возможность использования индивидуальных способностей эксперта. Недостаток – мало пригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий из-за ограниченности знаний одного эксперта о развитии смежных отраслей науки и практики.
Методы коллективных экспертных оценок основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования. В основе этих методов лежит гипотеза о наличии у экспертов умения с достаточной степенью достоверности оценить важность и значение исследуемой проблемы. Для групповых экспертных оценок часто используют открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием.
1. Метод круглого стола – специальная комиссия, входящая в состав круглого стола, обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Недостаток – эксперты в своих суждениях изначально ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искажённых результатов прогноза.
Опыт показывает, что этот метод малоэффективен, поэтому предпочтительны следующие методы:
закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет опроса;
свободные высказывания без обсуждения и голосования.