Теоретические стратегии и проекты

Л-1 ПЛАНИРОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ и ПРИНЦИПЫ.

1. Сущность и цели планирования

Теоретические стратегии и проекты

3. Методы прогнозирования и планирования

4. Классификация планов

1. Сущность и цели планирования

Успех предпринимательской деятельности во многом определяется качеством разработанного бизнес-плана, который включает в себя определение стратегии и тактики поведения, выделение перспективных целей в рамках реализуемого проекта, механизмов их достижения и ресурсного обеспечения.

Решение данной задачи: что, как и для кого производить базируется на систематической разработке управленческих решений о целях, средствах и действиях путем сравнительного анализа и оценки альтернативных вариантов в прогнозируемом периоде. Основу такой деятельности составляет бизнес-планирование.

ПЛАНИРОВАНИЕ

- определение целей предприятия на перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения планов

- система организационных и экономических мероприятий, направленных на достижение оптимальных пропорций воспроизводства и эффективное использование ресурсов. (экономическая энциклопедия).

- главная функция, центральное звено управления.

- подготовка решения о целях, средствах и действиях, путем сравнительной оценки различных альтернативных действий.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

- научное предвидение, которое имеет значительную (большую) вероятность, определенность, обязательные качественные и количественные характеристики.

ПЛАН

- постановка строго определенной цели и четкое предвидение конкретных детальных событий для объекта на определенный срок его функционирования

- научное отражение развития производительных сил и производственных отношений

- предположение действий в процессе производства

- конкретно принятая программа системы ведения хозяйства на строго определенный промежуток времени

- документ, который предназначен для управления производством

- программа деятельности предприятия

«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.

Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.

Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.

Бизнес-планирование – это процесс разработки и детального обоснования концепции реализации предпринимательской идеи, который включает в себя анализ информации о предстоящих действиях, определение наилучших способов достижения поставленных целей.

Бизнес-план — это документ, в котором представлено комплексное исследование основных сторон предпринимательского проекта; описание механизма создания и функционирования нового или реконструированного предприятия. В отличие от плана бизнес-план отражает развитие какого-либо одного направления.

План предприятия – это система мероприятий, предусматривающих цели, содержание, сбалансированность ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ в рамках уже действующего предприятия.

Полная система планирования включает в себя три элемента:

1. «Стратегия и перспектива» на срок 15- 20 лет;

2. Бизнес- план на срок 3- 5 лет

3. План действий на срок в 1 год

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТЫ

Проблемы прогнозирования и планирования в течение после­дних десятилетий XX в. стали особенно сложными вследствие быс­трых изменений в экономике. Поэтому существенно возросла роль методологии прогнозирования и планирования.

Методология — это наука о методах прогнозирования и плани­рования, общие научные основы этих методов. К этим основам от­носятся прежде всего методы теории социальных наук. Их подраз­деляют на теоретические стратегии и теоретические проекты.

Теоретические стратегии. Природа социальной реальности двой­ственна, она может рассматриваться как материальная или идеаль­ная.

Материальный характер социальной реальности означает, что человеческая деятельность может рассматриваться как поведение, определяемое материальными условиями. То есть можно изучать ее подобно исследованию движения планет, которое обусловлено за­конами физики. Эту точку зрения называют материализмом, она методологически объединяет естественные и социальные науки.

Например, забастовки как определенный аспект индустриаль­ных конфликтов могут быть объяснены в терминах теории капита­листического способа производства, которая считает господствую­щую форму отношений эксплуататорской, то есть результатом при­своения прибавочной стоимости. Структура производственных от­ношений служит контекстом, в котором потенциально укоренены забастовки, в терминах которого можно объяснить различия в их размахе, связанные с такими факторами, как степень индустриа­лизации.

Каждая отдельная стратегия обладает ограниченными возмож­ностями, поэтому результаты анализа с использованием одной оп­ределенной стратегии будут весьма ограничены. Распространение результатов за пределы этих ограничений — типичная методологи­ческая ошибка, приводящая к широко распространенным заблуж­дениям, ошибочным прогнозам и решениям*. Для выполнения кон­кретных исследований разрабатываются теоретические проекты.

Теоретические проекты основываются на сочетаниях различных те­оретических стратегий и включают методологические правила, иссле­довательские программы и предметные исследования, а также соци­альные интересы. Последнее обстоятельство особенно осложняет оценку теоретических проектов, результатов исследований и прогнозов.

Выявление факторов и закономерностей экономического раз­вития представляет собой важную задачу экономического анализа, так как обуславливает возможности управления. Экономическая реальность эволюционирует, носит материально-идеальный харак­тер, поэтому принято считать, что прогнозирование и управление может быть эффективным и успешным при условии соответствия его целей возможностям.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Это эвристические методы, которые основаны на преобладании интуи­ции, то есть субъективных начал. Другую группу образуют экономи­ко-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп.

Эвристические методы предполагают, что подходы, используе­мые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических иссле­дований и экспертные методы.

Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя оп­ределенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживаю­щий определенные территории, дилеров, консультантов по марке­тингу. В прогнозировании социально-экономического развития ис­пользуют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп.

1. Экспертными оценками называют эвристические оценки, осно­вывающиеся на интуиции, воображении и опыте. Примерами тра­диционных эвристических процедур являются консилиумы, сове­щания, заседания, поскольку порядок их проведения регламенти­руется традициями. Постепенно в эту область начинают проникать математические методы планирования и обработки результатов эв­ристической деятельности.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования используются для анализа и последующего прогнозирования:

1. объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддаётся предметному описанию.

2. отсутствие достоверной информации

3. неопределённость среды функционирования объекта

4. при средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов

5. когда время или средства, выделяемые на прогнозирование не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей

6. отсутствуют необходимые технические средства моделирования

7. в экстремальных ситуациях.

Эксперт от лат. – опытный, степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.

Требования к эксперту:

1. высокий уровень общей эрудиции

2. его оценки должны быть стабильны во времени

3. наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках

4. практический и определённый исследовательский опыт в данной области

5. должен иметь психологическую установку на будущее

6. должен быть способен к адекватному отображению тенденций развития исследуемого объекта

7. не должен быть заинтересован в конкретном результате прогноза

Ценность полученных оценок зависит от опыта и интуиции лица, формулирующего оценку. Уменьшить риск субъективности инди­видуального суждения можно, обратившись к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки.

Деятельность эксперта может осуществляться в устной (интервью) либо в письменной форме (ответ на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по данной теме).

Экспертные оценки могут быть:

– индивидуальными (применяют при прогнозировании объектов и процессов в относительно узких областях науки и практики);

– коллективные (применяют при прогнозировании объектов и процессов, имеющих междисциплинарный характер).

Целями использования индивидуальных экспертных оценок яв­ляются:

оценка вероятности развития событий, определение целей и стратегий, ранжирование целей и объектов;

анализ результатов, представленных другими экспертами, вы­дача заключений на работу других специалистов;

составление сценариев.

Эксперт используется как источник информации, как советник руководителя, принимающего решения. Работа, выполненная экс­пертом, по существу обобщает мнения многих людей, дает исход­ные данные для планирования.

Индивидуальные методы основаны на использовании мнений экспертов, не зависимых друг от друга. Наиболее часто применимы:

1. Метод интервью, предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого развития. Успех такой оценки в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным вопросам. Недостатком этого метода является значительное психологическое давление на эксперта.

2. Аналитические экспертные оценки предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет информацию в виде докладной записки. Психологическое давление минимально. Преимущество – максимальная возможность использования индивидуальных способностей эксперта. Недостаток – мало пригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий из-за ограниченности знаний одного эксперта о развитии смежных отраслей науки и практики.

Методы коллективных экспертных оценок основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования. В основе этих методов лежит гипотеза о наличии у экспертов умения с достаточной степенью достоверности оценить важность и значение исследуемой проблемы. Для групповых экспертных оценок часто используют открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием.

1. Метод круглого стола – специальная комиссия, входящая в состав круглого стола, обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Недостаток – эксперты в своих суждениях изначально ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искажённых результатов прогноза.

Опыт показывает, что этот метод малоэф­фективен, поэтому предпочтительны следующие методы:

закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет опроса;

свободные высказывания без обсуждения и голосования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: