Муниципальный маркетинг – это процесс проводимый органами муниципальной власти и управления. Направленный на прогнозирование и удовлетворение потребности жителей муниципального образования в товарах и услугах
Город может выступать в качестве объекта и субъекта маркетинга.
Выступая в качестве объекта город становится своеобразным товаром, он предоставляет внешним потребителям свой ресурсный потенциал.
Выступая в качестве субъекта город является внутренним и внешним потребителем по отношению к данной территории и предоставляет все то, что имеет потребительскую ценность и инвестиционную привлекательность.
Во всем мире города стремятся разработать стратегию своего развития, это происходит по нескольким причинам:
1.Обострение международной конкуренции
2.Усложнение механизмов управления: связано с тем, что постоянно возрастает, количество факторов внешней среды, за которыми нужно вести наблюдение, кроме того темп изменения постоянно увеличивается, значить управление должно становиться более сложным и совершенным
|
|
3.Стремление продвинуться в решении классических городских проблем:
· ЖКХ
· Транспорт
· Медицина
· Экология
· Безработица
Т.е. города стремятся универсальные средства по преодолению этих проблем.
В практике муниципального маркетинга сложились 4 группы стратегических альтернатив:
1.Маркетинг имиджа
2.Маркетинг привлекательности
3.Маркетинг инфраструктуры
4.Маркетинг населения
МАРКЕТИНГ ИМИДЖА
Основная цель этой альтернативы – создание, развитие, распространение и обеспечение общественного признания, положительного образа территории.
Главный инструмент реализации – это коммуникационные мероприятия, они нужны для того, чтобы демонстрировать открытость территории и позволить внешним субъектам лучше ее узнать (разработка рекламы, листовок, буклетов, слогоны, визуальные символы)
Плюсы: низкозатратная
Минусы: только этой стратегии недостаточно, т.к. имидж нужно подкреплять.
МАРКЕТИНГ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается как дополнение к маркетингу имиджа, в данном случае проводятся мероприятия по повышению привлечения территории. В рамках данной стратегии сложились несколько направлений:
1.Территория привлекательна изначально
2.Создание достопримечательностей (парки, башни, дворцы)
3.Строительство гигантского комплекса для проведения выставок и конференций
4.Превращение центров города в пешеходную торговую зону
Плюсы: быстро реализуемая
Минусы: можно ошибиться с выбором достопримечательности
Требования:
1.Оригинальная
2.Должны быть указаны примерные затраты
|
|
3.Прогнозируемый поток посетителей
МАРКЕТИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Один из главных показателей, который обеспечивает территории успех, это степень цивилизованности рыночных отношений, т.е на территории должно быть удобно жить, работать и развиваться → должна быть инфраструктура.
Наличие инфраструктуры еще не гарантирует рост но при ее отсутствии рост на территории не возможен.
Объекты инфраструктуры очень разнообразны их можно разделить на две группы:
1.Аргументы функционирования территории
2.Аргументы развития территории
Аргументы функционирования:
к ним относятся:
1.Личная безопасность на территории
2.Состояние и эксплуатация жилищного фонда
3.Состояние дорог
4.Транспортное обслуживание
5.Наличие школ и дошкольных учреждений
6.Наличие парков
7.Уборка мусора и т.д.
Аргументы развития:
К ним относятся:
Возникновение новых производств
Динамика рыночной инфраструктуры
Уровень занятости
Развитие высшего и послевузовского образования и т.д.
Плюсы: создает одновременно базу и надстройку для развития территории
Минус: Высокий уровень капитальных затрат
МАРКЕТИНГ НАСЕЛЕНИЯ
Для реализации этой стратегии можно выделить несколько направлений:
1.Знаменитости
2.Энергичные местные лидеры
3.Квалифицированные специалисты
4.предприниматели
Знаменитые люди:
· Западная Европа – художники
· США – спортсмены
· РФ – писатели
· Иркутск – Вампилов
Энергичные местные лидеры: Немцов
Квалифицированные специалисты:
на этих территориях большее развитие получает образование (Голландия, Ирландия) – эти страны выбирают ведущей сферой деятельности – образование, это помогает им привлекать молодое трудоспособное население; привлекать ведущих производителей товаров мира; заключать долговременные контракты на обучение персонала.
Предприниматели:
Люди с предпринимательской «жилкой». На этих территория ставка делается на высокую деловую активность постоянного населения, таким образом, территория решает следующие проблемы:
· Безработица
· Происходит обеспечение товаров и услуг
· Вызывает интерес как родина предпринимателей