Преимущества деловых игр и возможности их использования

Проведенный анализ литературы по проблеме и конкретных сценариев деловых игр позволил сформулировать те позитивные моменты, которые дает использование деловых игр в процессе обу­чения и развития:

• повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, ко­торые моделируются и разыгрываются на деловых играх;

• обучаемые получают и усваивают большее количество информа­ции, основанной на конкретных примерах, что способствует при­обретению участниками игры навыков принятия конструктивных

решений;

• изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных

знаний;

12*

растет самооценка обучаемых, а для тех, у кого на начало игры самооценка была завышена, она становится более объектив­ной;

• накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность более правильно оценивать возможные реальные ситуации;

• участие в деловых играх развивает инновационное, аналити­ческое, экономическое и психологическое мышление обучае­мых, что в конечном счете влияет на ментальность участника игры;

• в процессе деловой игры реализуется системный подход к решению поставленной проблемы, так как можно проследить ход этого реше­ния от начала до конца в условиях «сжатого времени».

Из сказанного очевидно, что целевая направленность деловой игры связана с системой мотивации. Поскольку деловая игра, как и лю­бая имитационная игра, по своей природе двупланова, то структу­ра и технология игры могут обеспечивать реализацию двоякого рода мотивов - реальных и условных, а также игровых и педагоги­ческих.

В связи с этим в учебных деловых играх целесообразно, как показывает опыт, ставить и педагогические, и игровые цели. Педа­гогические цели могут включать основные параметры прогно­стической модели обучения, повышения квалификации или пере­подготовки руководителей и специалистов к инновационной деятельности и формулироваться кратко в терминах действия, на­пример: «освоить стратегию сотрудничества», «овладеть навыка­ми вербализации», «научиться диагностировать сенсорный канал партнера» и пр.

Как видим, данные цели носят не только педагогический (обу­чающий), но и развивающий характер, что позволяет ввести до­полнительно исследовательские цели.

Введение исследовательского этапа в деловую игру способству­ет корректировке параметров, что позволяет конкретизировать объект имитации и «посмотреть на него глазами» обучаемых, то есть учесть мнения различного контингента играющих и, главное, творчески подойти к решению предлагаемой проблемы с освоени­ем навыков ведения дискуссии и обоснованности собственных вы­сказываний.

Установка на исследование способствует достижению в дело­вой игре, на наш взгляд, чрезвычайно важной цели - развития лич­ности участника игры. Именно это представляет в реальной прак­тике использования учебных игр наибольшую трудность для преподавателей, как разрабатывающих проект игры, так и внедря­ющих его в учебный процесс.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: