Проведенный анализ литературы по проблеме и конкретных сценариев деловых игр позволил сформулировать те позитивные моменты, которые дает использование деловых игр в процессе обучения и развития:
• повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;
• обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных
решений;
• изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных
знаний;
12* |
• растет самооценка обучаемых, а для тех, у кого на начало игры самооценка была завышена, она становится более объективной;
• накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность более правильно оценивать возможные реальные ситуации;
• участие в деловых играх развивает инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых, что в конечном счете влияет на ментальность участника игры;
• в процессе деловой игры реализуется системный подход к решению поставленной проблемы, так как можно проследить ход этого решения от начала до конца в условиях «сжатого времени».
Из сказанного очевидно, что целевая направленность деловой игры связана с системой мотивации. Поскольку деловая игра, как и любая имитационная игра, по своей природе двупланова, то структура и технология игры могут обеспечивать реализацию двоякого рода мотивов - реальных и условных, а также игровых и педагогических.
В связи с этим в учебных деловых играх целесообразно, как показывает опыт, ставить и педагогические, и игровые цели. Педагогические цели могут включать основные параметры прогностической модели обучения, повышения квалификации или переподготовки руководителей и специалистов к инновационной деятельности и формулироваться кратко в терминах действия, например: «освоить стратегию сотрудничества», «овладеть навыками вербализации», «научиться диагностировать сенсорный канал партнера» и пр.
Как видим, данные цели носят не только педагогический (обучающий), но и развивающий характер, что позволяет ввести дополнительно исследовательские цели.
Введение исследовательского этапа в деловую игру способствует корректировке параметров, что позволяет конкретизировать объект имитации и «посмотреть на него глазами» обучаемых, то есть учесть мнения различного контингента играющих и, главное, творчески подойти к решению предлагаемой проблемы с освоением навыков ведения дискуссии и обоснованности собственных высказываний.
Установка на исследование способствует достижению в деловой игре, на наш взгляд, чрезвычайно важной цели - развития личности участника игры. Именно это представляет в реальной практике использования учебных игр наибольшую трудность для преподавателей, как разрабатывающих проект игры, так и внедряющих его в учебный процесс.