Психологическая игра «Катастрофа на воздушном шаре»

Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над океаном. Неожиданно шар начинает терять высоту. Вдалеке, по направлению ветра, несколько необитаемых островов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей, находящихся в корзине шара. Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на островах, правда, сколько там придется пробыть, никто не знает.

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара:

1. Миски, кружки, ложки.

2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

3. Географические карты, компас.

4. Консервы мясные.

5. Топоры, ножи, лопаты.

6. Канистра с питьевой водой.

7. Аптечка.

8. Винтовка с запасом патронов.

9. Шоколад.

10. Золото, драгоценности.

11. Собака породы водолаз.

12. Рыболовные снасти.

13. Туалетные принадлежности.

14. Соль, сахар, набор витаминов.

15. Медицинский спирт.

Надо расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Первым номером отмечается предмет, который решено выбросить в первую очередь, вторым номером − то, что выбрасывается во вторую и т.д. Пятнадцатым номером отмечается самый важный предмет − его выбросят в последнюю очередь. Список вещей раздается участникам игры.

Игра идет в три этапа:

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется большой группой.

Чтобы достичь согласия, группа должна прийти к единому мнению. Добиться этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми соглашаются все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Анализ проводится с помощью ответов на вопросы:

· Какова была атмосфера в группе?

· Что мешало достижению согласия?

· Какие выявились признаки лидерства?

· Кто проявлял активность?

· Кто был пассивным?

· Кто доминировал?

· За счет чего оказывалось влияние?

· Какие индивидуальные стили общения можно было выявить – уход, подавление, переход на личности, психологический шантаж, поиск единомышленников, что-то другое?

· Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению согласия?

Задание 16. Рефлексия личностной позиции в группе. Ознакомьтесь с поданной ниже информацией. Определите, каков был Ваш стиль вхождения в профессиональную группу. Почему Вы так думаете?

В современном менеджменте существуют следующие четыре вида вхождения в коллектив той или иной организации и усвоения ее норм и ценностей:

Отрицание. Человек все отрицает, ему все не нравится, и он принимает свой новый коллектив, что называется, скрипя зубами, постоянно это всем показывая. Такие работники ни в одной фирме долго не задерживаются.

«Конформизм». Человек соглашается со всем, что ему говорят и чего от него требуют. Такие люди не имеют своего мнения и не слишком переживают за дела фирмы, оставаясь пассивными во многих ситуациях. Они могут быть хорошими работниками, но прежде всего – исполнителями, не проявляющими ценной сегодня инициативы.

«Мимикрия». Внешне соглашаясь с нормами и требованиями организации, человек в действительности внутренне их не принимает. Как правило, такие люди – потенциальные перебежчики в другие организации, как только для этого представится удобный случай.

«Адаптивный индивидуализм». (Самый продуктивный). Демонстрируя этот вид вхождения, человек успешно адаптируется к требованиям новой организации, но при этом открыто может выражать свое несогласие и позволяет себе выступать с критикой того, что ему не нравится. Как правило, это очень крепкие профессионалы, которые болеют за дело и не могут равнодушно видеть то, что плохо делается в той сфере, в которой они хорошо разбираются.

Задание 17. Рефлексия профессионального потенциала, основанная на самоанализе возможностей.

В книге американского исследователя Макса Эггера «Блистательная карьера» был опубликован перечень вопросов для изучения своих возможностей в построении карьеры. Попробуйте обоснованно ответить на эти вопросы.

Наброски вех жизненного пути:

· Как бы я хотел использовать свою жизнь и чего я хотел бы добиться?

· Каковы мои конкретные цели в области карьеры: на этот месяц, на этот год, на это десятилетие?

· Как выделиться в лучшую сторону во время встречи: за сегодняшний день, в этом месяце, в этом году?

· Каковы намеченные мною вехи карьеры и когда я должен их достичь?

· Являются ли мои цели измеримыми и делимыми на этапы?

· Можно ли установить реалистичные сроки для достижения моих целей?

· Какие газеты и журналы мне нужны для достижения целей карьеры?

Наметка вех жизненного пути связана с задачей стратегического планирования жизни. Опыт показывает, что организации и отдельные работники, не владеющие навыками стратегического планирования, имеют гораздо более худшие показатели по сравнению с теми, которые такое планирование имеют. То же самое можно сказать и про отдельного человека.

Выявление точки наилучшего приложения сил:

· В каких ситуациях я добиваюсь успеха? Почему?

· Какие возможности роста имеются в моей работе?

· В чем я сегодня добился успеха и благодаря чему?

От чего следует отказаться в интересах карьеры, почему?

Карьеру надо строить по военному принципу – нанесение главного удара, для чего собираются все силы в одной точке.

Самоанализ и самомотивация:

· Что является для меня наиболее важным стимулом?

· Как я буду вознаграждать себя за прилежание и успехи?

· Как я могу улучшить свою работу?

· Какие навыки мне потребуются в дальнейшем для моей работы?

· Какие личностные качества помогают и мешают мне в моей работе?

· Что я узнал сегодня полезного, что поможет мне завтра работать лучше?

· Что я должен делать, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень: на этой неделе, в этом месяце, в этом году?

Без поддержания самомотивации на высоком уровне карьерный рост будет периодически выдыхаться. Без надлежащего давления пара в котле паровоз не будет двигаться вперед. Поэтому нужна регулярная подпитка.

Изучение непосредственного начальника:

· Как получили свои места мой начальник и начальник моего начальника?

· Что нравится и что не нравится моему начальнику в том, как я работаю?

· Чем я могу способствовать успеху моего начальника?

· Что читает по специальности мой начальник и стоит ли мне читать то же?

· Какими сильными и слабыми сторонами обладает мой начальник? Как мне их можно использовать?

· Могу ли я влиять каким-либо образом на моего начальника?

Хороший начальник на работе – все равно что хороший отец дома. Лучше иметь хорошего начальника в плохой организации, чем плохого – в хорошей. Хороший начальник сам растет и способствует росту своих подчиненных.

Изучение возможностей организации:

· Какова культура моей организации и насколько я ей соответствую?

· Кто в нашей организации лидер и чем я от него отличаюсь?

· Как люди здесь получают повышение?

· У кого в нашей организации реальная власть?

· Каков классический путь продвижения к интересующей меня должности в этой области деятельности, в этой организации?

· Кто в организации имеет серьезное влияние на принятие важных решений?

· Какие организации являются флагманами нашей отрасли и как я могу в них попасть?

· Как сделать, чтобы руководство заметило мои заслуги?

· Каковы критерии успеха в работе: у организации, у моего начальника, у меня?

· Как успех в работе измеряется и ранжируется мною, моим начальником, в нашей организации?

· Как мне приобрести большую уверенность в себе, в своей работе, в своем начальнике, в результатах собственного труда, в своей организации?

Создание сети связей и знакомств:

· Как мне поддерживать полезные контакты, чтобы они помогали моей деятельности?

· Что из того, что я делаю или читаю, может быть полезно тем, кого я включил в свою сеть?

· С кем у меня сложились взаимоотношения и как я могу их улучшить?

· С кем мне хотелось бы наладить контакты и как этого достичь с помощью коллег и знакомых?

· Какие контакты принесут мне наибольшую пользу в деле развития карьеры?

Знакомства и связи – это канаты, которые могут поднять вас на вершины успеха. Это те же время и деньги, которые помогают профессиональному росту. Над развитием сферы знакомств и их поддержанием надо работать точно так же, как и над своим профессиональным мастерством, если не больше.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с определенным эталоном – это … группа.

а) формальная;

б) условная;

в) референтная;

г) реальная.

2. Сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, изменение своего поведения под влиянием группы во избежание конфликта с ней – это …

а) внушаемость;

б) конформизм;

в) нонкомформизм.

3. По значимости для индивида выделяют группы:

а) реальные и условные;

б) формальные и неформальные;

в)референтные и нереферентные.

4. Конформизм – это:

а) негативное отношение к кому-либо;

б) подчинение влиянию другого человека;

в) позитивное отношение к чему-либо;

г) подчинение человека групповому давлению.

5. Какому стилю лидерства соответствует директивный метод руководства?

а) авторитарный;

б) демократический;

в) либеральный.

6. Какому стилю лидерства соответствует коллегиальный метод руководства?

а) авторитарный;

б) демократический;

в) либеральный.

7. На формальные и неформальные группы делятся по признаку классификации:

а) по характеру деятельности;

б) по формам собственности;

в) по характеру внутренних связей;

г) по статусу.

8. На неформальную структуру коллектива не влияет:

а) коммуникация;

б) идентификация;

в) адаптация;

г) интеграция;

д) субординация.

9. Какой тип взаимоотношений характеризуется дистанциированием друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов;

д) соперничество.

10. Какой тип взаимоотношений характеризуется ориентацией на индивидуальную цель даже в условиях совместного труда, основывающегося на общем взаимном доверии?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: