Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века. Промышленный переворот

В первой половине 19 в. население России составляло 74 млн. чел. В стране существовало всё необходимое для быстрого промышленного развития: полезные ископаемые, людские ресурсы. Но политическая система и социальный строй оказывали сдерживающее влияние на развитие экономики. Основу экономики России составляло сельское хозяйство. В 1-ой половине 19 в. в деревню проникают товарные отношения. К середине 19 в. хлебный экспорт России составлял 70 млн. пудов. Расширение товарности в условиях крепостничества вело к усилению эксплуатации крестьян. Оброк вырос в 2-5 раз, увеличилась барщина. Крестьянское хозяйство целиком зависело от помещиков. Развитие буржуазных отношений в деревне тормозила общинная система. Помещики, стремясь получить прибыль, в 2 раза расширили посевные площади. В некоторых хозяйствах использовали удобрения, машины. Главным центром промышленного развития России был Урал, на предприятиях которого работали приписанные и поселенные крестьяне. Использование принудительного труда вело к экономическому отставанию России от запада. 30-40 гг. в России начался промышленный переворот. Однако машины Россия ввозила в основном из Бельгии и Англии. В 1855 г. по числу ткацких веретен Россия занимала первое место в мире. Капиталистические предприятия возникали в легкой промышленности, хотя к середине 19 в. стало зарождаться своя машиностроительная промышленность. В Сормове, Петербурге построили первые машиностроительные заводы. На основе вольнонаемного труда стали формироваться новые промышленные районы: Петербургский, Московский, Харьковский. Развивали художественные промыслы: Гжель, Палех. В 1839-44 гг. проводилась финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль, что позволило достигнуть бездефицитного бюджета. В первой половине 19 в. продолжал формироваться всероссийский рынок. Огромную роль в торговле играли ярмарки: Ярославская, Ирбитская, Нежне-Новгородская. Расширение внутренней и внешней торговли привело к развитию транспорта, в 1837 г. открыты первая железная дорога в России, между Петербургом и царским селом, а в середине 19 в. Николаевская железная дорога между Москвой и Петербургом. На реках России появились пароходы. Для дальнейшего развития страны требовалась отмена крепостного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: