Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс — сложное межотраслевое образова­ние, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою оче­редь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке от­носятся промышленность металлических конструкций и изделий, а так­же ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса вхо­дит «малая металлургия» — производство стали и проката на машино­строительных предприятиях.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием меж­отраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной ме­ре на производственном кооперировании. Его связи с другими межотрас­левыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом.


Выпуская орудия труда, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. На него при­ходится более 1I4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой промышленностью продукции.

Структура отечественного машиностроения — так, как она сложилась к настоящему времени, — характеризуется «утяжеленностью» (явным преобладанием производства средств производства для тяжелой индуст­рии) и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.

Спад производства в машиностроительном комплексе, происшедший при переходе к рыночной экономике, охватил, прежде всего, те отрасли, которые дают преимущественно технологическое оборудование для хозяйства. В то же время машиностроительный комплекс обладает необ­ходимым производственным потенциалом для выпуска автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, горнорудного и металлургического оборудования. Несмотря на кризисную ситуацию, относительную стабильность развития показывает, например, автомо­бильная промышленность.

Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференци­рованную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначе­ния выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспорт­ное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство техно­логического оборудования для промышленности и другие группы (рис. 5.7, см. цветную вклейку). Каждая из них, в свою очередь, состоит из нескольких отраслей. Особое место принадлежит станкостроению, а также производству кузнечно-прессовых машин, литейного оборудова­ния и инструментов, обеспечивающих развитие самого машиностро­ения.

Машиностроительный комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоемкость выпускае­мых изделий и одновременно — степень автоматизации механической обработки и сборки. Сейчас она представлена отчасти специализирован­ными предприятиями типа «Центролит», в большинстве же своем— раздробленными цехами и участками при машиностроительных заводах самого разного профиля.

К числу особенностей машиностроительного комплекса в целом надо отнести широкое распространение интеграционных структур. Среди них выделяются производственные и научно-производственные объедине­ния, межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), акционер­ные общества.

Особую значимость в настоящее время приобрели новые формы со­трудничества с зарубежными странами: организация прямых производ­ственных связей, в том числе по кооперированию, образование совмест­ных предприятий и международных объединений. Создано несколько


совместных с фирмами промышленно развитых стран предприятий в станкостроении, автомобильной промышленности, химическом и стро­ительно-дорожном машиностроении. Для решения крупных народнохо­зяйственных задач привлекаются консорциумы западных фирм.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распростра­ненных в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функ­ции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потреб­ностей.

Вместе с тем практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем спе­циализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой про­дукции.

Машиностроение — необходимое звено любого промышленного комп­лекса. В районах раннего индустриального освоения оно играет большую формирующую роль и в свое время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направ­ление специализации (рис. 5.8, см. цветную вклейку). В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех про­мышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой за­висимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и коопериро­вания. По характеру технологического процесса многие отрасли маши­ностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обла­дающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой про­дукции.

Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продук­ции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностро­ительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производст­во), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические за­воды получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями.

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие спе­циализации выражается здесь не только в обособлении отдельных отраслей, но и в чётком разделении труда между предприятиями внутри отдельной взятой отрасли.


Так, вагоностроение представлено заводами, которые выпускают тяжелые грузовые вагоны (Нижний Тагил), само­разгружающиеся вагоны (Калининград), мягкие пассажирские вагоны (Санкт-Петербург), пассажирские вагоны для местных сообщений (Тверь), вагоны для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург) и т. д. Станкостроительные заводы специализируются по типам станков (токарные, фрезерные, револьверные, расточные, станки-автоматы и др.). В автостроении одни предприятия дают грузовые машины, дру­гие — легковые; одни заводы ориентированы на производство боль­шегрузных автомобилей, другие — машин средней грузоподъемности.

Подобную картину можно наблюдать и в других отраслях машино­строения.

Каждая стадия технологического процесса — заготовка, механиче­ская обработка и сборка — определенным образом локализуется в про­странстве. Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам, сборочные связаны с районами потребления, а по механической обработ­ке размещаются под влиянием разных факторов с ориентацией или на

сырье, или на потребителя, или на пункты, занимающие выгодное транспортно-географическое положение.

Разделение труда в условиях современного научно-технического про­гресса приводит к выделению новых производств и все более глубокой их

специализации. Вследствие этого внутри машиностроения можно разли­чать:

1) отрасли предметной специализации, — например, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство

технологического оборудования для разных отраслей промышленности, строительства и т, п.;

2) отрасли подетальней специализации — производство запасных час­тей, подшипников, металлических конструкций и др.;

3) отрасли технологической специализации — производство литья, кузнечно-прессовых изделий и т. д.;

4) производство ремонтных работ.

В территориальном отношении эти группы отраслей машиностро­ения имеют разные сферы влияния. Отрасли предметной специализа­ции отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальней специализации характерно обслуживание потребностей одного или нескольких экономических

районов. Производство ремонтных работ имеет, как правило, регио­нальное значение.

В противоположность специализации кооперирование интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой ос­нове возникают локальные машиностроительные комплексы, где раз­личные заводы взаимосвязаны в производственном отношении, совмест­но участвуя в выпуске определенной готовой продукции. К таким комп­лексам относится, например, комплекс автостроения, сложившийся в 178


центральных районах европейской части страны. В его составе вокруг автомобильных (Нижний Новгород, Москва) и автобусных (Павлово, Ликино-Дулево) заводов группируются многочисленные предприятия, которые дают в порядке кооперирования моторы (Ярославль, Заволжье), электрооборудование (Киржач), приборы (Владимир), пластические мас­сы (Орехово-Зуево, Владимир), технические ткани, шины (Ярославль, Москва), агрегаты, детали, запасные части.

В настоящее время приоритетное развитие должны получить отрасли машиностроительного комплекса, являющиеся «катализаторами» научно-технического прогресса: станкостроение, приборостроение, электро­техника, особенно электроника, производство вычислительной техники, робототехника, индустрия информатики. Среди ключевых направлений развития машиностроения находятся гибкие автоматизированные про­изводства (ГАП), роторные и роторно-конвейерные линии, разработка, выпуск и применение вычислительной техники в народном хозяйстве, систем автоматизированного проектирования. Эти направления обеспе­чивают создание новых технологических процессов, в том числе заво­дов-автоматов, работающих по так называемой безлюдной технологии.

С точки зрения особенностей размещения производства и степени рас­членения технологического процесса отрасли машиностроения класси­фицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее ма­шиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента; производство металлических из­делий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Тяжелое машиностроение включает производство металлургическо­го, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.

Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка — механическая обработка — сбор­ка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуально­го назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентирова­ны не только на металлургические базы, но и на районы потребления.

Классическим примером служит Урал, где сложились крупнейшие «гнезда» тяжелого машиностроения (Екатеринбург, Орск и др.) во главе с таким гигантом, как «Урал Маш». В этом районе производятся также энергетические машины и оборудование, например паровые турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург).

Тяжелое машиностроение возникло на основе новых металлургиче­ских центров в Сибири. Здесь действуют предприятия по производству металлургического и горного оборудования (например, в Иркутске, Красноярске) и турбин (Новосибирск).

В стороне от источников сырья находится исторически сложившийся и значительный по масштабам сгусток тяжелого машиностроения, пред­ставленный заводами Санкт-Петербурга, где особенно велика роль тур­бостроения: производство паровых и гидравлических турбин (Металли­ческий завод) и турбогенераторов («Электросила»).


Новый центр тяжелого машиностроения, связанный с производством атомных реакторов, возник на Северном Кавказе — в Волгодонске

(«Атом Маш»). Реакторы выпускаются также в Колчине (Ижорский завод).

Введена в действие первая очередь Красноярского завода тяжелых экскаваторов. Это предприятие можно считать аналогом «Урал маша». Оно выпускает технику для освоения Канско-Ачинского бассейна.

На производстве паровых котлов специализируются Центральный (Подольск) и Центрально-Черноземный (Белгород) районы. Северный Кавказ (Таганрог) и Западная Сибирь (Барнаул).

Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования тяготеют к сырьевым базам или нахо­дятся в стороне от них. Они размещены в Центральном (Коломна) и Центрально-Черноземном (Воронеж) районах, а также в Поволжье (Ульяновск) и Западной Сибири (Новосибирск).

Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные пред­ставители этой группы отраслей — транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для про­мышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяй­ственное машиностроение (без тракторостроения).

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала склады­ваться железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Пе­тербург). Впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоя­щее время производство локомотивов имеется в следующих районах:

тепловозов — в Центральном районе, в том числе магистральных (Коломна) и маневрово-промышленных (Брянск, Калуга, Людиново, Муром), электровозов — на Северном Кавказе (Новочеркасск). В 1998 г.

произведено 13 магистральных тепловозов и 30 магистральных электро­возов.

В тех же районах и по аналогичным причинам было создано вагоно­строение, но современное размещение его предприятий отличается более широкими территориальными границами по сравнению с локомотиво-строением.

Близость к металлургическим базам для производства ваго­нов хотя и желательна, но не играет такой роли, как при размещении предприятий локомотивостроения. Однако появляется дополнительный фактор: несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в вагоностроении широко используются пиломатериалы. По­этому условия для его развития благоприятны в тех районах, которые располагают необходимыми источниками древесного сырья или ориен­тируются на привозную древесину. Производство вагонов получило развитие в Центральном районе (Брянск, Тверь), на Северо-Западе

(Санкт-Петербург, Калининград), на Урале (Нижний Тагил) и в Запад­ной Сибири (Новоалтайск).

Новый центр по производству грузовых вагонов (в том числе контей-неровозов) возник в Восточной Сибири (Абакан). В Центральном районе


созданы заводы по производству пригородных электропоездов (Демихо-во) и пассажирских вагонов (Торжок). В 1998 г. произведено 3, 9 тыс. грузовых и 503 пассажирских вагонов.

Отдельные предприятия специализируются на производстве вагонов для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург), трамвайных вагонов (Усть-Катав) и троллейбусов (Энгельс).

Судостроение охватывает строительство и ремонт судов, а также судо­вое машиностроение. Оно делится на морское и речное. Судостроение «привязано» к морским побережьям (часто находясь в устьях рек) и внутренним водным путям сообщения. Среди отраслей машиностро­ительного комплекса выделяется наиболее продолжительным циклом производства. Другие особенности отрасли: строительно-монтажный ха­рактер технологических операций, разнообразие типов судов и наличие многочисленных смежников по их производству.

По назначению суда делятся на транспортные, промысловые (для до­бычи и обработки рыбы, крабов, морского зверя), промышленно-добы-вающие (драги, нефтебуровые установки, лесосплавные суда и др.), спортивно-туристские. Самая широкая по составу — группа транс­портных судов, включающая грузовые и пассажирские, а также суда смешанного типа. Грузовые суда, в свою очередь, представлены сухо­грузными, наливными и сухогрузно-наливными. Наконец, для сухо­грузных судов характерна специализация по роду перевозимого груза и грузообработке: лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.

Важнейшие центры морского судостроения расположены на побе­режьях Балтийского (Санкт-Петербург, Выборг), Баренцева (Мурманск), Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. Они имеют определенную специализацию. Так, предприятия Санкт-Петербурга про­изводят главным образом транспортные суда, в том числе ледоколы-ато­моходы.

Центры речного судостроения находятся в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Поволжье (Волгоград), Западной Сибири (Тюмень, Тобольск), Восточной Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благове­щенск).

Ракетно-космическая промышленность представлена в основном предприятиями Москвы, Омска и Красноярска, специализирующимися на производстве орбитальных космических кораблей, в том числе мно­горазового использования (типа «Авиационная промышленность ориентируется, как правило, на районы высокой технической культуры, располагающие необходимым научно-производственным потенциалом и квалифицированными кадра­ми. Ее предприятия размещены преимущественно в центральных райо­нах европейской части, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Западной Сибири. Они специализируются на производстве определенных типов са­молетов: Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М), Смо­ленск (Як-42), Воронеж (Ил-86, Ил-96-300).'Таганрог (Ту-334), Казань (Ил-62), Ульяновск (Ту-204, Ан-124), Самара (Ту-154, Ан-70), Саратов (Як-42), Омск (Ан-74), Новосибирск (Ан-38).

Буран»), а также ракет для запуска


спутников и обитаемых кораблей (среди них самых мощных в мире ракет типа «Энергия»). Особенно выделяются своими масштабами и научно-техническим потенциалом российская холдинговая компания НПО «Энергия» с головным КБ и заводом в Королеве (Московская обл.) и филиалами в Самаре и Приморске (Ленинградская обл.) и Государст­венный космический научно-производственный центр в Москве.

Сельскохозяйственное машиностроение явно тяготеет к местам по­требления готовой продукции, причем специализация предприятий на­ходится в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны. Так, производство зерновых комбайнов сосредоточено на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красно­ярск). Центральный район специализируется на выпуске льноубороч­ных (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань, Тула) и силосоуборочных (Люберцы) машин. В 1998 г. производство зерноуборочных комбайнов в стране составило 1 тыс. шт.

Ориентация на потребителей готовой продукции характерна и для от­раслей, обеспечивающих промышленность технологическим оборудова­нием. Например, производство машин и оборудования для легкой и по­лиграфической промышленности находится главным образом в Цент­ральном районе и на Северо-Западе.

Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомо­били, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализирован­ные по стадиям технологического процесса, с широким развитием ко­оперирования и разнообразными вариантами размещения производства.

Особенно показательна в этом отношении автомобильная промыш­ленность. Первые автомобильные заводы появились в центральных районах европейской части страны (Москва, Нижний Новгород).

За обозримый период времени резко изменилась структура отечест­венного автостроения. Если, например, в 1950 г. свыше 4/5 общего выпу­ска автомобилей составляли грузовые машины, то в начале 90-х годов на их долю приходилось менее 1/5. Примерно такая же пропорция между грузовыми и легковыми автомобилями сохранится в перспективе.

В 1998г. выпуск грузовых автомобилей составил 141 тыс. шт., а легковых— 840 тыс. шт. По производству грузовых автомобилей на первом месте Волго-Вятский район (43% общего количества), за ним идут Центральный район (28%), Поволжье (25%) и Урал (3%). По выпу­ску легковых автомобилей безраздельно господствует Поволжье (82%), далее с большим отрывом следуют Центральный (11%) и Волго-Вятский (7%) районы.

Производство грузовых автомобилей сосредоточено в основном на пя­ти предприятиях. Среди них — ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск) и УралАЗ (Миасс). По­мимо этого имеются предприятия, выпускающие специализированные грузовики, но почти все они зависят по поставкам шасси от «большой пятерки».


В перспективе структура производства грузовых автомобилей изме­нится за счет опережающего роста выпуска малотоннажных машин — грузовых, грузопассажирских и микроавтобусов — с такими сферами их применения, как торговля, бытовое обслуживание населения, фермер­ские хозяйства, здравоохранение. Особенно эффективными считаются автомобили грузоподъемностью 1, 5 т для промышленности, строитель­ства и торговли.

Производство легковых машин отличается большей региональной ло­кализацией, хотя кроме специализированных заводов функционируют предприятия, одновременно выпускающие легковые и грузовые маши­ны (ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ).

Самый крупный поставщик легковых автомобилей (почти 70% обще­го количества) — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (Тольятти). Его производственная мощность — 740 тыс. машин малого класса («Жигу­ли», «Лада») в год. Машины аналогичного класса выпускают также АЗЛК («Москвич») и «Ижмаш» («Иж»).

На производстве машин среднего класса специализируются ГАЗ («Волга») и УАЗ, высокого класса — ГАЗ («Чайка») и ЗИЛ. Причем на ЗИЛе их выпуск носит фактически штучный характер.

В перспективе приоритетное развитие получит производство легко­вых автомобилей особо малого класса («Ока» и др.). Сейчас на долю ма­шин этого класса, которые дают КамАЗ и СеАЗ (Серпухов), приходится только 1% общего выпуска. К 2000 г. их производство должно было до­стигнуть 360 тыс. шт., или 1/4 /5 всех легковых автомобилей.

Производство автобусов в 1998г. составило 45, 7 тыс. шт. Первона­чально оно появилось в Москве, на ЗИЛе, но затем (с 60-х годов) было прекращено. Роль основного поставщика городских автобусов перешла к специализированному предприятию — ЛиАЗу (г. Ликино-Дулево Мос­ковской обл.). Теперь автобусы выпускают также КамАЗ и УАЗ (наряду с грузовыми и легковыми автомобилями). Малогабаритные автобусы производятся в Волго-Вятском районе (Павлово), на Урале (Курган) и Се­верном Кавказе (Краснодар). Микроавтобусы в настоящее время выпус­кает только УАЗ. Почти 9/10 суммарного производства всех марок авто­бусов приходится на Поволжье и Урал.

В ближайшей перспективе намечается расширить производство город­ских автобусов путем организации их сборки из комплектующих изделий КамАЗа на ряде предприятий Санкт-Петербурга, Омска, Белгорода.

По лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» начата сборка городских, тури­стских и междугородных автобусов на ГолАЗе (Голицыно Московской обл.). Проектная мощность этого предприятия — 2, 5 тыс. автобусов в год.

В отечественном автостроении уже накоплен положительный опыт международного партнерства. Работа с зарубежными фирмами и созда­ние совместных предприятий усиливают позиции завершающей стадии технологического процесса. При этом сборка определенным образом эволюционирует. Сначала она носит «отверточный» характер, т. е. сво­дится к простому монтажу комплектующих изделий, а впоследствии


пополняется разного рода дополнительными и вспомогательными про­изводствами.

Сейчас в России сборка автомобилей заметно прогрессирует. Напри­мер, завод культиваторов «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону с 1995 г. собирает южнокорейские легковые машины «Дэу». Такого класса авто­мобили намерен выпускать Таганрогский комбайновый завод. Сборка южно-корейских автомобилей «Киа» развернута на судостроительных предприятиях «Балтика» и «Янтарь» в Калининграде.

ЕлАЗ образовал совместное предприятие с американской корпора­цией «Дженерал Моторс» по производству джипов «Шевроле-Блейзер». На базе производственных площадей АЗЛК создано АО «Автофрамос» — совместное предприятие фирмы «Рено» и московского правительства — по выпуску легковых автомобилей среднего класса «Рено-Меган». На уровне 2000 г. намечено производить 120 тыс. таких автомашин в год.

Имеются проекты по организации сборки чешских автомобилей «Шкода» (Смоленск), немецких машин «Опель» (Выборг), японских микроавтобусов «Тоёта» и венгерских городских автобусов «Икарус» (Москва).

Для станкостроения (включая производство инструментов) характер­но размещение предприятий в районах с развитым машиностроением. Большое значение в организации производства станков имеют науч­но-исследовательские и опытно-конструкторские центры.

Исторически станкостроение сложилось в Центральном районе (Москва) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). В настоящее время оно представлено практически во всех экономических районах. В 1998 г. бы­ло произведено около 7, 6 тыс. шт. металлорежущих станков.

В перспективе будет обеспечен опережающий выпуск металлорежу­щих станков с числовым программным управлением, станков типа «Обрабатывающий центр», тяжелых и уникальных станков и прессов, оборудования для автоматизации сборки массовых изделий в машино­строении, роторных, роторно-конвейерных и других автоматических ли­ний для машиностроения и металлообработки. Увеличится производство автоматизированных и роботизированных комплексов и линий, гибких производственных систем металлообработки.

Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на сырьевые базы (в зависимости от металлоемкости производства). Пер­вые тракторные заводы (Волгоград, Челябинск) возникли в пределах крупных зерновых районов, одновременно оказавшись у источников ме­талла. Эта особенность размещения типична, хотя и в меньшей степени, для других предприятий, которые появились после войны в Централь­ном (Владимир) и Центрально-Черноземном (Липецк) районах, в Запад­ной Сибири (Рубцовск). В настоящее время производство тракторов раз­мещено также на Северо-западе (Санкт-Петербург) и в Северном районе (Петрозаводск).

Новый центр тракторостроения возник в Волго-Вятском районе (Чебоксары). В 1998 г. в стране произведено 8, 3 тыс. тракторов.


Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, при­боров и инструмента, где технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, которые требуют квалифи­цированного труда, приурочена к районам, где есть технически образо­ванные специалисты.

Особенно велико значение центров, где ведутся научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы. В целом эта группа отрас­лей машиностроительного комплекса выделяется наименьшей металло­емкостью и наибольшей трудоемкостью.

Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по выпуску радиоприемников и телевизоров, возникли в Центральном районе (Москва, Александров),, на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Центрально-Черноземном (Воронеж) и в других районах. Производст­во вычислительной техники сосредоточено также в центрах высокой технической культуры (Москва, Санкт-Петербург и др.).

Приборостроение в настоящее время ориентировано на ускоренное из­готовление систем промышленной автоматики на базе электроники, прежде всего для управления технологическими процессами.

Производство металлических изделий и заготовок при довольно уз­кой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок — с источниками сырья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: