Машиностроительный комплекс — сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» — производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.
Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом.
Выпуская орудия труда, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. На него приходится более 1I4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой промышленностью продукции.
|
|
Структура отечественного машиностроения — так, как она сложилась к настоящему времени, — характеризуется «утяжеленностью» (явным преобладанием производства средств производства для тяжелой индустрии) и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.
Спад производства в машиностроительном комплексе, происшедший при переходе к рыночной экономике, охватил, прежде всего, те отрасли, которые дают преимущественно технологическое оборудование для хозяйства. В то же время машиностроительный комплекс обладает необходимым производственным потенциалом для выпуска автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, горнорудного и металлургического оборудования. Несмотря на кризисную ситуацию, относительную стабильность развития показывает, например, автомобильная промышленность.
Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы (рис. 5.7, см. цветную вклейку). Каждая из них, в свою очередь, состоит из нескольких отраслей. Особое место принадлежит станкостроению, а также производству кузнечно-прессовых машин, литейного оборудования и инструментов, обеспечивающих развитие самого машиностроения.
|
|
Машиностроительный комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоемкость выпускаемых изделий и одновременно — степень автоматизации механической обработки и сборки. Сейчас она представлена отчасти специализированными предприятиями типа «Центролит», в большинстве же своем— раздробленными цехами и участками при машиностроительных заводах самого разного профиля.
К числу особенностей машиностроительного комплекса в целом надо отнести широкое распространение интеграционных структур. Среди них выделяются производственные и научно-производственные объединения, межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), акционерные общества.
Особую значимость в настоящее время приобрели новые формы сотрудничества с зарубежными странами: организация прямых производственных связей, в том числе по кооперированию, образование совместных предприятий и международных объединений. Создано несколько
совместных с фирмами промышленно развитых стран предприятий в станкостроении, автомобильной промышленности, химическом и строительно-дорожном машиностроении. Для решения крупных народнохозяйственных задач привлекаются консорциумы западных фирм.
В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.
Вместе с тем практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.
Машиностроение — необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения оно играет большую формирующую роль и в свое время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации (рис. 5.8, см. цветную вклейку). В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.
Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями.
|
|
Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных отраслей, но и в чётком разделении труда между предприятиями внутри отдельной взятой отрасли.
Так, вагоностроение представлено заводами, которые выпускают тяжелые грузовые вагоны (Нижний Тагил), саморазгружающиеся вагоны (Калининград), мягкие пассажирские вагоны (Санкт-Петербург), пассажирские вагоны для местных сообщений (Тверь), вагоны для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург) и т. д. Станкостроительные заводы специализируются по типам станков (токарные, фрезерные, револьверные, расточные, станки-автоматы и др.). В автостроении одни предприятия дают грузовые машины, другие — легковые; одни заводы ориентированы на производство большегрузных автомобилей, другие — машин средней грузоподъемности.
Подобную картину можно наблюдать и в других отраслях машиностроения.
Каждая стадия технологического процесса — заготовка, механическая обработка и сборка — определенным образом локализуется в пространстве. Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам, сборочные связаны с районами потребления, а по механической обработке размещаются под влиянием разных факторов с ориентацией или на
сырье, или на потребителя, или на пункты, занимающие выгодное транспортно-географическое положение.
Разделение труда в условиях современного научно-технического прогресса приводит к выделению новых производств и все более глубокой их
специализации. Вследствие этого внутри машиностроения можно различать:
1) отрасли предметной специализации, — например, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство
технологического оборудования для разных отраслей промышленности, строительства и т, п.;
|
|
2) отрасли подетальней специализации — производство запасных частей, подшипников, металлических конструкций и др.;
3) отрасли технологической специализации — производство литья, кузнечно-прессовых изделий и т. д.;
4) производство ремонтных работ.
В территориальном отношении эти группы отраслей машиностроения имеют разные сферы влияния. Отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальней специализации характерно обслуживание потребностей одного или нескольких экономических
районов. Производство ремонтных работ имеет, как правило, региональное значение.
В противоположность специализации кооперирование интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают локальные машиностроительные комплексы, где различные заводы взаимосвязаны в производственном отношении, совместно участвуя в выпуске определенной готовой продукции. К таким комплексам относится, например, комплекс автостроения, сложившийся в 178
центральных районах европейской части страны. В его составе вокруг автомобильных (Нижний Новгород, Москва) и автобусных (Павлово, Ликино-Дулево) заводов группируются многочисленные предприятия, которые дают в порядке кооперирования моторы (Ярославль, Заволжье), электрооборудование (Киржач), приборы (Владимир), пластические массы (Орехово-Зуево, Владимир), технические ткани, шины (Ярославль, Москва), агрегаты, детали, запасные части.
В настоящее время приоритетное развитие должны получить отрасли машиностроительного комплекса, являющиеся «катализаторами» научно-технического прогресса: станкостроение, приборостроение, электротехника, особенно электроника, производство вычислительной техники, робототехника, индустрия информатики. Среди ключевых направлений развития машиностроения находятся гибкие автоматизированные производства (ГАП), роторные и роторно-конвейерные линии, разработка, выпуск и применение вычислительной техники в народном хозяйстве, систем автоматизированного проектирования. Эти направления обеспечивают создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по так называемой безлюдной технологии.
С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.
Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.
Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка — механическая обработка — сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления.
Классическим примером служит Урал, где сложились крупнейшие «гнезда» тяжелого машиностроения (Екатеринбург, Орск и др.) во главе с таким гигантом, как «Урал Маш». В этом районе производятся также энергетические машины и оборудование, например паровые турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург).
Тяжелое машиностроение возникло на основе новых металлургических центров в Сибири. Здесь действуют предприятия по производству металлургического и горного оборудования (например, в Иркутске, Красноярске) и турбин (Новосибирск).
В стороне от источников сырья находится исторически сложившийся и значительный по масштабам сгусток тяжелого машиностроения, представленный заводами Санкт-Петербурга, где особенно велика роль турбостроения: производство паровых и гидравлических турбин (Металлический завод) и турбогенераторов («Электросила»).
Новый центр тяжелого машиностроения, связанный с производством атомных реакторов, возник на Северном Кавказе — в Волгодонске
(«Атом Маш»). Реакторы выпускаются также в Колчине (Ижорский завод).
Введена в действие первая очередь Красноярского завода тяжелых экскаваторов. Это предприятие можно считать аналогом «Урал маша». Оно выпускает технику для освоения Канско-Ачинского бассейна.
На производстве паровых котлов специализируются Центральный (Подольск) и Центрально-Черноземный (Белгород) районы. Северный Кавказ (Таганрог) и Западная Сибирь (Барнаул).
Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования тяготеют к сырьевым базам или находятся в стороне от них. Они размещены в Центральном (Коломна) и Центрально-Черноземном (Воронеж) районах, а также в Поволжье (Ульяновск) и Западной Сибири (Новосибирск).
Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей — транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).
Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Петербург). Впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоящее время производство локомотивов имеется в следующих районах:
тепловозов — в Центральном районе, в том числе магистральных (Коломна) и маневрово-промышленных (Брянск, Калуга, Людиново, Муром), электровозов — на Северном Кавказе (Новочеркасск). В 1998 г.
произведено 13 магистральных тепловозов и 30 магистральных электровозов.
В тех же районах и по аналогичным причинам было создано вагоностроение, но современное размещение его предприятий отличается более широкими территориальными границами по сравнению с локомотиво-строением.
Близость к металлургическим базам для производства вагонов хотя и желательна, но не играет такой роли, как при размещении предприятий локомотивостроения. Однако появляется дополнительный фактор: несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в вагоностроении широко используются пиломатериалы. Поэтому условия для его развития благоприятны в тех районах, которые располагают необходимыми источниками древесного сырья или ориентируются на привозную древесину. Производство вагонов получило развитие в Центральном районе (Брянск, Тверь), на Северо-Западе
(Санкт-Петербург, Калининград), на Урале (Нижний Тагил) и в Западной Сибири (Новоалтайск).
Новый центр по производству грузовых вагонов (в том числе контей-неровозов) возник в Восточной Сибири (Абакан). В Центральном районе
созданы заводы по производству пригородных электропоездов (Демихо-во) и пассажирских вагонов (Торжок). В 1998 г. произведено 3, 9 тыс. грузовых и 503 пассажирских вагонов.
Отдельные предприятия специализируются на производстве вагонов для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург), трамвайных вагонов (Усть-Катав) и троллейбусов (Энгельс).
Судостроение охватывает строительство и ремонт судов, а также судовое машиностроение. Оно делится на морское и речное. Судостроение «привязано» к морским побережьям (часто находясь в устьях рек) и внутренним водным путям сообщения. Среди отраслей машиностроительного комплекса выделяется наиболее продолжительным циклом производства. Другие особенности отрасли: строительно-монтажный характер технологических операций, разнообразие типов судов и наличие многочисленных смежников по их производству.
По назначению суда делятся на транспортные, промысловые (для добычи и обработки рыбы, крабов, морского зверя), промышленно-добы-вающие (драги, нефтебуровые установки, лесосплавные суда и др.), спортивно-туристские. Самая широкая по составу — группа транспортных судов, включающая грузовые и пассажирские, а также суда смешанного типа. Грузовые суда, в свою очередь, представлены сухогрузными, наливными и сухогрузно-наливными. Наконец, для сухогрузных судов характерна специализация по роду перевозимого груза и грузообработке: лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.
Важнейшие центры морского судостроения расположены на побережьях Балтийского (Санкт-Петербург, Выборг), Баренцева (Мурманск), Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. Они имеют определенную специализацию. Так, предприятия Санкт-Петербурга производят главным образом транспортные суда, в том числе ледоколы-атомоходы.
Центры речного судостроения находятся в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Поволжье (Волгоград), Западной Сибири (Тюмень, Тобольск), Восточной Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благовещенск).
Ракетно-космическая промышленность представлена в основном предприятиями Москвы, Омска и Красноярска, специализирующимися на производстве орбитальных космических кораблей, в том числе многоразового использования (типа «Авиационная промышленность ориентируется, как правило, на районы высокой технической культуры, располагающие необходимым научно-производственным потенциалом и квалифицированными кадрами. Ее предприятия размещены преимущественно в центральных районах европейской части, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Западной Сибири. Они специализируются на производстве определенных типов самолетов: Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М), Смоленск (Як-42), Воронеж (Ил-86, Ил-96-300).'Таганрог (Ту-334), Казань (Ил-62), Ульяновск (Ту-204, Ан-124), Самара (Ту-154, Ан-70), Саратов (Як-42), Омск (Ан-74), Новосибирск (Ан-38).
Буран»), а также ракет для запуска
спутников и обитаемых кораблей (среди них самых мощных в мире ракет типа «Энергия»). Особенно выделяются своими масштабами и научно-техническим потенциалом российская холдинговая компания НПО «Энергия» с головным КБ и заводом в Королеве (Московская обл.) и филиалами в Самаре и Приморске (Ленинградская обл.) и Государственный космический научно-производственный центр в Москве.
Сельскохозяйственное машиностроение явно тяготеет к местам потребления готовой продукции, причем специализация предприятий находится в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны. Так, производство зерновых комбайнов сосредоточено на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск). Центральный район специализируется на выпуске льноуборочных (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань, Тула) и силосоуборочных (Люберцы) машин. В 1998 г. производство зерноуборочных комбайнов в стране составило 1 тыс. шт.
Ориентация на потребителей готовой продукции характерна и для отраслей, обеспечивающих промышленность технологическим оборудованием. Например, производство машин и оборудования для легкой и полиграфической промышленности находится главным образом в Центральном районе и на Северо-Западе.
Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям технологического процесса, с широким развитием кооперирования и разнообразными вариантами размещения производства.
Особенно показательна в этом отношении автомобильная промышленность. Первые автомобильные заводы появились в центральных районах европейской части страны (Москва, Нижний Новгород).
За обозримый период времени резко изменилась структура отечественного автостроения. Если, например, в 1950 г. свыше 4/5 общего выпуска автомобилей составляли грузовые машины, то в начале 90-х годов на их долю приходилось менее 1/5. Примерно такая же пропорция между грузовыми и легковыми автомобилями сохранится в перспективе.
В 1998г. выпуск грузовых автомобилей составил 141 тыс. шт., а легковых— 840 тыс. шт. По производству грузовых автомобилей на первом месте Волго-Вятский район (43% общего количества), за ним идут Центральный район (28%), Поволжье (25%) и Урал (3%). По выпуску легковых автомобилей безраздельно господствует Поволжье (82%), далее с большим отрывом следуют Центральный (11%) и Волго-Вятский (7%) районы.
Производство грузовых автомобилей сосредоточено в основном на пяти предприятиях. Среди них — ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск) и УралАЗ (Миасс). Помимо этого имеются предприятия, выпускающие специализированные грузовики, но почти все они зависят по поставкам шасси от «большой пятерки».
В перспективе структура производства грузовых автомобилей изменится за счет опережающего роста выпуска малотоннажных машин — грузовых, грузопассажирских и микроавтобусов — с такими сферами их применения, как торговля, бытовое обслуживание населения, фермерские хозяйства, здравоохранение. Особенно эффективными считаются автомобили грузоподъемностью 1, 5 т для промышленности, строительства и торговли.
Производство легковых машин отличается большей региональной локализацией, хотя кроме специализированных заводов функционируют предприятия, одновременно выпускающие легковые и грузовые машины (ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ).
Самый крупный поставщик легковых автомобилей (почти 70% общего количества) — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (Тольятти). Его производственная мощность — 740 тыс. машин малого класса («Жигули», «Лада») в год. Машины аналогичного класса выпускают также АЗЛК («Москвич») и «Ижмаш» («Иж»).
На производстве машин среднего класса специализируются ГАЗ («Волга») и УАЗ, высокого класса — ГАЗ («Чайка») и ЗИЛ. Причем на ЗИЛе их выпуск носит фактически штучный характер.
В перспективе приоритетное развитие получит производство легковых автомобилей особо малого класса («Ока» и др.). Сейчас на долю машин этого класса, которые дают КамАЗ и СеАЗ (Серпухов), приходится только 1% общего выпуска. К 2000 г. их производство должно было достигнуть 360 тыс. шт., или 1/4 /5 всех легковых автомобилей.
Производство автобусов в 1998г. составило 45, 7 тыс. шт. Первоначально оно появилось в Москве, на ЗИЛе, но затем (с 60-х годов) было прекращено. Роль основного поставщика городских автобусов перешла к специализированному предприятию — ЛиАЗу (г. Ликино-Дулево Московской обл.). Теперь автобусы выпускают также КамАЗ и УАЗ (наряду с грузовыми и легковыми автомобилями). Малогабаритные автобусы производятся в Волго-Вятском районе (Павлово), на Урале (Курган) и Северном Кавказе (Краснодар). Микроавтобусы в настоящее время выпускает только УАЗ. Почти 9/10 суммарного производства всех марок автобусов приходится на Поволжье и Урал.
В ближайшей перспективе намечается расширить производство городских автобусов путем организации их сборки из комплектующих изделий КамАЗа на ряде предприятий Санкт-Петербурга, Омска, Белгорода.
По лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» начата сборка городских, туристских и междугородных автобусов на ГолАЗе (Голицыно Московской обл.). Проектная мощность этого предприятия — 2, 5 тыс. автобусов в год.
В отечественном автостроении уже накоплен положительный опыт международного партнерства. Работа с зарубежными фирмами и создание совместных предприятий усиливают позиции завершающей стадии технологического процесса. При этом сборка определенным образом эволюционирует. Сначала она носит «отверточный» характер, т. е. сводится к простому монтажу комплектующих изделий, а впоследствии
пополняется разного рода дополнительными и вспомогательными производствами.
Сейчас в России сборка автомобилей заметно прогрессирует. Например, завод культиваторов «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону с 1995 г. собирает южнокорейские легковые машины «Дэу». Такого класса автомобили намерен выпускать Таганрогский комбайновый завод. Сборка южно-корейских автомобилей «Киа» развернута на судостроительных предприятиях «Балтика» и «Янтарь» в Калининграде.
ЕлАЗ образовал совместное предприятие с американской корпорацией «Дженерал Моторс» по производству джипов «Шевроле-Блейзер». На базе производственных площадей АЗЛК создано АО «Автофрамос» — совместное предприятие фирмы «Рено» и московского правительства — по выпуску легковых автомобилей среднего класса «Рено-Меган». На уровне 2000 г. намечено производить 120 тыс. таких автомашин в год.
Имеются проекты по организации сборки чешских автомобилей «Шкода» (Смоленск), немецких машин «Опель» (Выборг), японских микроавтобусов «Тоёта» и венгерских городских автобусов «Икарус» (Москва).
Для станкостроения (включая производство инструментов) характерно размещение предприятий в районах с развитым машиностроением. Большое значение в организации производства станков имеют научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры.
Исторически станкостроение сложилось в Центральном районе (Москва) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). В настоящее время оно представлено практически во всех экономических районах. В 1998 г. было произведено около 7, 6 тыс. шт. металлорежущих станков.
В перспективе будет обеспечен опережающий выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, станков типа «Обрабатывающий центр», тяжелых и уникальных станков и прессов, оборудования для автоматизации сборки массовых изделий в машиностроении, роторных, роторно-конвейерных и других автоматических линий для машиностроения и металлообработки. Увеличится производство автоматизированных и роботизированных комплексов и линий, гибких производственных систем металлообработки.
Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на сырьевые базы (в зависимости от металлоемкости производства). Первые тракторные заводы (Волгоград, Челябинск) возникли в пределах крупных зерновых районов, одновременно оказавшись у источников металла. Эта особенность размещения типична, хотя и в меньшей степени, для других предприятий, которые появились после войны в Центральном (Владимир) и Центрально-Черноземном (Липецк) районах, в Западной Сибири (Рубцовск). В настоящее время производство тракторов размещено также на Северо-западе (Санкт-Петербург) и в Северном районе (Петрозаводск).
Новый центр тракторостроения возник в Волго-Вятском районе (Чебоксары). В 1998 г. в стране произведено 8, 3 тыс. тракторов.
Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструмента, где технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, которые требуют квалифицированного труда, приурочена к районам, где есть технически образованные специалисты.
Особенно велико значение центров, где ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В целом эта группа отраслей машиностроительного комплекса выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью.
Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по выпуску радиоприемников и телевизоров, возникли в Центральном районе (Москва, Александров),, на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Центрально-Черноземном (Воронеж) и в других районах. Производство вычислительной техники сосредоточено также в центрах высокой технической культуры (Москва, Санкт-Петербург и др.).
Приборостроение в настоящее время ориентировано на ускоренное изготовление систем промышленной автоматики на базе электроники, прежде всего для управления технологическими процессами.
Производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок — с источниками сырья.