Ведущее понятие - «организационно-управленческий конфликт». Первое, то есть организация, характеризует форму социальной связи между людьми, сплачивающую их в некоторую социальную общность, обеспечивающую функционирование этой общности упорядоченным образом. Любые объединения людей есть организации, в том числе институты государственного, регионального и местного управления. Второе понятие - управление - раскрывает способ осуществления совокупных общественных действий, ориентированных на реализацию единых целей и задач. Управлять - значит добиваться того, чтобы те или иные субъекты (индивиды, группы, сообщества) выполняли заранее очерченные функции и намеченные цели.
Специфика организационно-управленческого конфликта выясняется анализом целевой группы - организации, как субъекта государственного и местного административного управления и социального пространства, на котором возникают и функционируют внутригрупповые конфликты.
Функционирование управляющей организации предполагает наличие дисциплины. Без соблюдения членами организации установленных норм, правил, данная организация не сможет выполнить стоящие перед ней задачи.
Организационно-управленческий конфликт - это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.
В управленческой группе возникают и развиваются конфликты преимущественно объективного характера, то есть вытекающие из закономерных для данной подсистемы противоречий, и такие, которые порождаются главным образом субъективными причинами, зависящими от личностных характеристик и индивидуального поведения руководителей и исполнителей, властвующих и подвластных. Главная задача различить на основе фактических причин конфликт действительный и приписанный, когда в качестве конфликтующих сторон воспринимаются не те агенты, которые находятся в состоянии противоборства; конфликт условный, существующего до тех пор, пока он не осознан, и конфликта жизненного, постоянного для социального организма.
Деятельность управленческой организации любого уровня можно разделить на две сферы: Первая — обеспечение организационных условий внутри себя для выполнения предписанных функций (реализация организационного императива или процесс самовоспроизводства). Вторая - сфера взаимодействия с объектом управления: конкретной общностью людей, видом их деятельности. Суть управления состоит в разработке, принятии и реализации управленческого решения.
Характер конфликтов в одной сфере деятельности и другой различен.
Обозначим специфические виды конфликта:
1. Конфликт, связанный с распределением статусов и власти. Несоответствие количества статусов высокого ранга наличным или потенциальным притязаниям членов организации. Иерархическое построение организации и управление порождает одностороннюю ответственность низших звеньев перед высшими (превышение полномочий).
2. Конфликт, порождаемый проявлением разнообразных дисфункций
в организации, обусловленных как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Внутренние обстоятельства - социальная среда, а внешние - политическая среда. Это характерно для кризисных ситуаций. Возможны провокации - когда организация вынуждена заниматься не своими делами.
3. Конфликт, обусловленный неадекватным структурой распределением труда между членами организации и соответственно неадекватной коллектива - причина - ошибочная стратегия подбора кадров (непрофессионализм).
4. Конфликт, возникающий на базе нарушения формальных и неформальных норм «правил игры». Личностные причины нарушают «безличность».
5. Нарушение норм в недрах системы санкций и стимулов труда, принятой и используемой в организации. База оплаты труда не может удовлетворить притязания каждого.
6. Сплочение членов организации в единое целое связано с конфликтом между системой стимулов, направленных на сплочение и антистимулов.
О наличии конфликта судят по свойственным для конфликтной ситуации проявлениям:
Дезорганизация - такое состояние системы, при котором групповые нормы, шаблоны коллективных действий в той или иной мере приходят в несоответствие с новыми потребностями - это нарушение согласованных действий группы, т.е. несогласие. Несогласие порождает напряженность, у которой может быть как позитивный аспект - критика деятельности организации, так и негативный аспект - девальвация норм и ценностей организации. И все же основные источники противоречий кроются в сфере социальной психологии личности и группы.






