Есть предположение, что лжеучители распространяли ложные, панические слухи, чтобы вызвать равнодушие христиан к земным благам и самим воспользоваться ими, а если не так, то, по крайней мере, истомить христиан ожиданием и тем подорвать вообще веру в пришествие Христово.
Несмотря на таинственность и скрытость дня Господня, Апостол указывает некоторые признаки его приближения:
а) великое отступление от веры (2:3). Так и Господь говорил об охлаждении любви многих (Мф. 24:12) и оскудении веры на земле (Лк. 18:8). «Отступление» понимается здесь не как некая слабость, а как полное попрание, пренебрежение и презрение к вере, как полное оставление ее (atwstasia – отпадение от кого-то, мятеж, измена).
б) отступление от веры создаст условия для явления антихриста, человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2:4). Он будет противник Христу, провозгласит беззаконие правдой, а себя самого – Богом. Его пришествие будет «по действию сатаны» (2:9), – по силе и злому характеру его деятельности (2:9-10).
Хотя «тайна беззакония» антихриста «уже в действии», однако время антихриста ещё не наступило окончательно, он не откроется, «пока не будет взят от среды удерживающей теперь» (2:7). Это таинственное «удерживающее» начало, по мнению блаженного Феодорита, есть «Божие определение», действие благодати Святого Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула злу. Иные видят в «удерживающем» государственный строй, который тоже пресекает зло и анархию.
Когда уже никто не пожелает обращаться к Богу, тогда Господь отнимет удерживающую руку, зло разовьется – «и тогда откроется беззаконник» (2.8) антихрист. Он будет совершать ложные чудеса, чтобы прельстить «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2,9) тех, которые пренебрегали своим спасением. Но «ради избранных сократятся дни» (Мф. 24, 22).
Поэтому действие антихриста будет непродолжительным, – «Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2,8).