МАРКЕТИНГ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
УДК 339.1
Л4
Воробьев П.В.
Маркетинг: Учебное пособие с. – ISBN 5-7972-0046-5
В учебном пособии приводятся основные теоретические положения маркетинга как системы рыночной ориентации производства, рассмотрен комплекс практических задач с реализацией их на ПЭВМ в диалоговом режиме.
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей вузов.
Содержание
Введение......................................................................................................................… 1.Современная концепция маркетинга....................................................................... 1.1 Сущность, определение и роль маркетинга...................................................... 1.2 Эволюция развития маркетинга.......................................................................... 1.3 Принципы и функции маркетинга........................................................................ 1.4 Возможности и сферы применения маркетинга в России................................. 2. Структура маркетинга и его среда............................................................................ 2.1 Элементы структуры маркетинга....................................................................... 2.2 Маркетинговая среда........................................................................................... 3. Исследование маркетинга......................................................................................... 3.1 Сущность рынка и его роль в экономике........................................................... 3.2 Исследование рынка и его сегментация............................................................. 3.3 Жизненный цикл товара, товарная политика........................................…......... 4.Методы анализа и прогнозирование рынка в маркетинговой деятельности...……………………………………………………………………….... 4.1 Основные понятия............................................................................................... 4.2 Экспертные методы прогнозирования.............................................................. 4.3 Статистические методы анализа и прогнозирования рынка............................ 4.4 Аналитические методы анализа и прогнозирования рынка............................ 5. Ценообразование в маркетинге................................................................................. 5.1 Роль цены в рыночных условиях......................................................................... 5.2 Программа определения цен............................................................................... 5.3 Общеэкономические критерии отклонения цен................................................ 5.4 Основные ценовые стратегии............................................................................. 5.5 Виды цен................................................................................................................ 6. Организация маркетинговой деятельности на предприятии................................. 6.1 Роль маркетинга на предприятии и этапы маркетинговой деятельности....... 6.2 Виды организационных структур маркетинговой системы.............................. 7. Программа маркетинга.............................................................................................. 7.1 Планирование и контроль рыночной деятельности предприятия................. 7.2 Выбор стратегии маркетинга............................................................................... 8. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности.............................. 8.1 Информационная система маркетинговой деятельности................................. 8.2 Управление маркетингом.................................................................................... 9. Реклама и стимулирование сбыта............................................................................ 9.1 Реклама в системе маркетинга............................................................................ 9.2 Роль и значение стимулирование сбыта........................................................... Литература...................................................................................................................... Приложения: Приложение 1. Задачи по маркетингу……………………………..… Приложение 2. Маркетинг в вопросах и ответах…………………… |
Введение
|
|
|
|
Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения хозяйственных отношений – разгосударствление и приватизация, замена директивного управления свободным предпринимательством – неизбежно ставят предприятия перед необходимостью работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка. Им придется осваивать новый для них тип экономического поведения, приспосабливать все стороны своей производственно-сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей, соревнуясь при этом со своими конкурентами.
Для успешного решения этой, пожалуй, одной из наиболее сложных проблем экономики целесообразно использовать опыт промышленного развития зарубежных стран, существующих в условиях рыночного хозяйства нескольких сотен лет и сумевших выработать адекватные им подходы к организации производства и сбыта продукции. Это в первую очередь относится к той области деятельности, которая охватывается понятием «маркетинг».
Сегодня в западных странах производству предшествует мощный маркетинговый процесс. Он составляет основу предпринимательской деятельности, являясь одновременно и все более широко распространяющимся образом хозяйственного мышления, и целостной системой мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производственной продукции.
Маркетинг применяют крупные корпорации и небольшие фирмы, предприятия, работающие только на внутренний рынок, и экспортеры, товаропроизводители и розничные торговцы, общественные организации и общественные учреждения. О значении его в хозяйственной жизни этих стран достаточно красочно говорит утвердившаяся в деловом мире краткая, но весьма красноречивая формула: маркетинг-это все, и все- это маркетинг.
Маркетинг стал одной из важнейших концепций управления предприятием. Он используется для повышения эффективности существующей в фирмах управленческой системы, позволяет составлять более реальные программы производства и реализации, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке, и создает существенные преимущества в конкурентной борьбе.
Опыт маркетинговой деятельности отечественных предприятий весьма ограничен. На многих предприятиях только начинают действовать, а на некоторых организовываться маркетинговые службы. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип маркетинга.
При происходящих в нашей стране преобразованиях экономики знание теории и практики маркетинга имеет не просто чисто познавательный интерес. Это одна из необходимых предпосылок создания новой модели управления производством в основном звене современного хозяйства.
Поэтому особую актуальность приобретают обучение студентов и работников маркетинговому подходу к производственной сбытовой деятельности, подготовка квалифицированных кадров для служб маркетинга.